Главные вкладки

    Конспект занятия по познавательному развитию "Богатыри земли русской".
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной логопедической группы с примерными рассказами детей по картине В.М.Васнецова "Богатыри".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_tri_bogatyrya.docx27.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 25 г. Липецка

    Конспект

    занятия по познавательному развитию

    в подготовительной логопедической группе.

            

            

    Воспитатель:         Климова В.В.,

           высшая квалификационная

    категория.

            

    2018 г.

    Тема. Богатыри земли русской.

    Программные задачи:

    • Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и героев; пробуждать интерес к жизни предков.
    • Познакомить детей с картиной В. М. Васнецова «Богатыри»; учить понимать ее образный строй, формировать умение видеть художественные средства создания образа.
    • Продолжать учить отвечать на вопросы связно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; упражнять детей в согласовании слов в предложении.
    • Обогащать словарь детей новой лексикой,  использовать в речи выразительные средства языка.
    • Привлечь детей в творческую работу по вхождению в художественный образ.
    • Развивать у детей наблюдательность, произвольное внимание, логическое мышление, фантазию.
    • Формировать у детей представления о мужественности и женственности.
    • Воспитывать у детей на примерах былинных героев нравственные качества, любовь к Родине. Воспитывать у детей интерес к произведениям живописи, эстетические чувства средствами художественного слова, музыки и изобразительного искусства.

    Методические приемы: слушание музыки, чтение отрывков стихов и былин, рассматривание картины, вопросы к детям, творческое рассказывание, д/ игры,  словесные упражнения.

    Словарная работа: обогащение и активизация словаря: шлем,  кольчуга; лук и стрелы, щит и меч, копье  – доспехи; дружина, дозор, Русь, Родина, Отчизна.

    Предварительная работа: чтение «Илья Муромец» (Былина), сост.С. Чипурина, А, Митяев «Богатыри. Волх Всеславьевич», р.с. «Бой на калиновом мосту», С.Романовский «Русь»;  просмотр мультфильмов «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей – разбойник»; рассматривание репродукций картин художников-передвижников: В. Верещагина; В. Васнецова; И. Шишкина; А.Саврасова, И. Левитана; слушание фрагмента «Богатырской симфонии»    А. Бородина, произведений П. И. Чайковского.

    Оборудование: репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри»,  схема или картинный план, предметные картинки.

    Ход занятия.

    - Дети, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Родина – значит родная, как мать и отец. (Вводное слово с привлечением детей.)

    - Какая она, наша Родина? (Большая, огромная, необъятная, любимая.)

    - Как еще мы называем свою Родину? ( Россия, Русь, Отчизна, Отечество).

    - Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может,

    Как назывались наши предки – защитники земли Русской? (Богатыри)

    - Сегодня мы с вами поговорим

    Про дела старые

    Да про старые, про бывалые

    Да про битвы, да про сражения

    Да про подвиги богатырские.

    - Слава об их подвигах, как о защитниках   земли Русской и своего Отечества из глубокой  старины дошла до наших дней.

    - Вы знаете о богатырях? Откуда? (Мы слушали былины о подвигах богатырей, смотрели мультфильмы.)

    -Что такое былина?

    Былина – это то, что когда-то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей, которые жили – были в давние времена. Какими были богатыри?

    Игровое упражнение «Скажи, какой?» (умный, смекалистый, честный, надежный, смелый - (храбрый, мужественный), решительный, отважный, сильный – (могучий, мощный).

    Игровое упражнение «Назови доспехи богатырей». (Шлем, кольчуга, щит, лук, колчан со стрелами, палица, топор, меч, булава, копьё.)

    - Сегодня мы с вами будем рассматривать картину  замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. «Богатыри» - самая крупная картина этого художника. Он работал над ней более 25 лет. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Васнецов очень любил русские былины, сказания о богатырях русских. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Я вам даю время для того, чтобы вы самостоятельно рассмотрели картину. Рассматривайте внимательно, обращая внимание на то, кого изобразил художник, какие краски он использовал в работе. (Звучит музыка, дети рассматривают картину.)

    - Сейчас мы начинаем беседу по картине. Отвечайте полными предложениями, не бойтесь высказывать свои мысли, чувства, переживания. Кто изображен на переднем плане картины?

    (Примерные вопросы для рассматривания картины.)

    -  Кто из вас знает, как зовут этих богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

    - Все вы верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри.

    - Кто находится в центре картины? (Илья Муромец).

    - Какой он? (Он сильный, храбрый, смелый.)

    - Во что он одет? Какие у него доспехи? (У Ильи Муромца есть кольчуга, щит и шлем. В руках он держит копье и булаву).

    - Какой у него конь? (У него черный большой конь.)

    - Чем он отличается от других богатырей? (Он старше всех богатырей)

    -  Кто справа от Ильи Муромца? ( Добрыня Никитич).

    -  Во что он одет? Какое у него лицо? Опишите доспехи.

    -  Кто слева от Ильи Муромца? ( Алёша Попович).

    -   Расскажите о нём. Какими качествами он обладал? (Он самый молодой из богатырей. Он обладал хитростью, смекалкой, дерзостью.)

    - А сейчас я загадаю вам загадки. Отгадать их вам поможет картина. Будьте внимательны.

    - Кому принадлежит конь - тяжелый да могучий, как сыра земля? Как вы догадались?
    - У кого из богатырей конь, что огонь? Как вы это узнали?

    -Чей конь, что ветер в чистом поле? Почему вы так думаете?

    - Что делают богатыри? Где они стоят? (Стоят у заставы русской. Охраняют землю русскую от врагов.) Как вы считаете, богатыри готовы к бою? Как вы это определили?

    Игровое упражнение «Скажи иначе».

    Богатыри – защитники, ратники, витязи.

    Охранять – караулить, сторожить, стоять на страже, беречь, оберегать.

    - Дети, расскажите про богатырей. Кому какой богатырь нравится? Вы можете сейчас им стать и рассказать, какой вы богатырь, какая у вас одежда, какие доспехи. А все остальные дети будут внимательно слушать и дополнять.  (Рассказы детей. В ходе рассказов воспитатель помогает, подсказывает нужные слова, фразы, даёт указания, про что ещё можно рассказать, поощряет, оценивает.)

    - Дети, обратите внимание на природу на переднем и заднем плане картины. (Низкое  небо, облака, елочки под ногами лошадей.)

    - Ёлочки и сосенки – родные деревца земли русской, показывают, что богатыри стоят на родной земле, сторожат её покой. Глядя на низкие темные тучи, создаётся впечатление, что природа насторожилась вместе с богатырями. Но от картины исходит какое-то спокойствие. Почему, как вы думаете? (Потому что у нее есть такие защитники.)

    Васнецов говорил о картине: "Картина моя -  Добрыня, Илья, Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого».

    - Прошло много лет, а мы до сих пор восхищаемся богатырями.  Дети, а вы хотите стать богатырями? (Да.)

    - Давайте облачимся в богатырские доспехи. (Имитация)

    Дети « одеваются, берут мечи» и выстраиваются в ряд.

    - А и сильны, могучи богатыри на славной Руси.

    1-й реб. -  Не скакать врагам по нашей земле

     2-й   -      Не топтать их коням землю Русскую

     3-й   -      Не затмить им солнце наше красное

     4-й    -     Век стоит Русь – не шатается

      5-й   -     И века простоит – не шелохнётся.

    Упражнение на координацию движений и речи.

    Дружно встанем        По ходу стихотворения дети

    Раз, два, три        дети выполняют движения.

    Мы теперь богатыри

    Мы ладонь к глазам приставим

    Ноги крепкие расставим

    Поворачиваясь вправо

    Оглядимся величаво

    И налево надо тоже

    Поглядеть из-под ладошки.

    Раз! Два! Посмотри!

    Скачут в бой богатыри!

    Три! Четыре! Враг разбит

    Дружина зорко мир хранит!

    - Одной из задач богатырей было предупредить людей об опасности. Но у них не было никаких средств связи: ни телефона, ни рации, ни почты. Как вы думаете, как они это делали? (дети высказывают предположения).

    - Такие надписи богатыри высекали на камне. Подумайте, какую надпись оставили на камне богатыри, если вокруг все спокойно? (Враг разбит. Дорога свободна. И др. предположения детей.)

    - Такой камень встретился и на нашем пути. Здесь что-то написано. Давайте прочитаем. (Налево пойдешь – в болото попадешь.) Пойдем налево? Читаем дальше. (Направо пойдешь – сундучок найдешь.) Пойдем направо? (Да.)

    - Вот и сундук. Открывайте его. А здесь для вас задание. Что в этих свитках?

    «Стёрлись слова от времени, не прочесть вторую часть пословицы».

    «Закончи пословицу».

    Давайте поможем и восстановим все пословицы. (Воспитатель читает начало пословиц, дети заканчивают.)

    Тот герой – кто за Родину горой.

    Бей не трусь – за нами Русь.

    Жить – Родине служить.

    Птицам – небо, рыбам – море, а человеку – Отчизна.

    - О чем эти пословицы? (О Родине, об Отечестве, об Отчизне, о Руси.)

    - И еще одно задание.

    Д/и «Кому что нужно?»

    Мальчики – богатыри  выбирают предметы для девочек, а девочки - красны девицы - для мальчиков. (В сундуке предметные картинки: шкатулка, зеркальце, кокошник, веер, бусы, ленточка стрела, меч, щит, шлем).

    - Мальчики, как называются эти предметы и для кого они? Зачем им эти предметы? Какими вы хотели видеть наших девочек? (Добрыми, нежными, красивыми.)

    - Девочки, как называются предметы, которые у вас? Для кого они? Наши мальчики могут стать богатырями? Какими они должны быть, по-вашему? (Мужественными, сильными, смелыми, умными).

    - Я думаю, что вы такими и будете: мальчики – наши будущие богатыри-защитники будут сильными, храбрыми, умными, а девочки – нежными, добрыми, заботливыми, красивыми. Все сегодня  были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали. Желаю, чтобы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской. И я вам приготовила небольшой сюрприз. Давайте прочитаем последнюю надпись на камне. (Прямо пойдешь – в избу попадешь.) Хотите узнать, как жили наши предки? Тогда идемте прямо.

    - А преданья старины забывать вы не должны.

    Слава русской старине! Слава русской стороне!

    Дети идут в мини-музей подготовительной группы «Русская изба».

                      Примерный рассказ воспитателя.

    «На заставе три богатыря. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын, славный богатырь. Сила и мудрость чувствуются во всем его облике. Стоит под ним конь богатырский. Зорко всматривается Илья в степную даль. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

    По правую руку от Ильи – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, в плавании, в стрельбе из лука. Сидит он на белом длинногривом коне.

    Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья и Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Восседает Алеша на рыжем коне.

    У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними  низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами, за холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым».

    План рассказа.

    - Вы знаете, что у каждого рассказа есть начало, середина и конец. Сначала скажите, как вы назовете картину. Потом опишите одного богатыря, который вам больше понравился, и расскажите, почему его выбрали. Придумайте для этой картины интересный конец: что будут делать дальше богатыри и чем все закончится.

    Дети, кто хочет рассказать о богатырях? Кто каким богатырем хочет быть? Давайте попробуем «войти» в эту картину, ощутить, что там происходит.

    Примерные рассказы детей:

    - В центре картины на могучем, сильном коне Илья Муромец из города Мурома. Он самый старший, самый могучий, огромного роста. Он одет в кольчугу, сапоги и шлем. В одной руке у него булава, в другой - копье. Илья Муромец внимательно, внимательно смотрит вдаль: не видать ли врагов? Взгляд его зоркий, уверенный. Он всегда стоит на страже родной земли. Он защищает землю русскую от врагов.

    - Добрыня Никитич гордо сидит на своем белом коне, грива коня развивается по ветру. У него красивый меч. На мече узор – солнце и растительность. Знак солнца помогал отражать удары врага. Знак травы помогал воину вернуться живым. Лицо Добрыни вежливое, благородное и культурное.

    - Богатырь справа – Алеша Попович. Он самый младший из богатырей. Алеша молодой, красивый, отважный и смелый. К седлу прикреплены гусли. Гусли – это такой музыкальный инструмент, значит, Алеша Попович хорошо поет и играет. Он красиво сидит на своем коне, хорошо вооружен. В руках его стрела, сбоку колчан со стрелами. Алеша Попович сильный, смелый, отважный богатырь. Он защищает детей, стариков, матерей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательному развитию "Земля-наш общий дом!"

    В этом занятии воспитатель расширяет представление детей о том, что Земля- общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, формирует стремление беречь общий дом, как условие сохр...

    В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                             Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ДОУ ко Дню Земли «Наша Земля»

    Цель:формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли;воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе;развивать стремление детей выразить с...

    Конспект занятия с детьми "Богатыри земли русской"

    Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе....