Методика формирования лексики у старших дошкольников с ОНР
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Полынская Ольга Николаевна

Методические рекомендации для логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию лексических категорий у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_formirovaniya_leksiki_u_st._doshk.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Методика формирования лексики у старших дошкольников с ОНР

Результаты исследований показывают, что у дошкольников с ОНР имеются особенности развития словаря. Словарь синонимов и атрибутивный (образный) словарь развит хуже, чем номинативный (называние и обозначение предметов и явлений) и предикативный (глаголы и прилагательные).

Развитие лексики проводится в следующих направлениях: 

  • обогащение словарного запаса
  • уточнение значения слова
  • расширение семантики слова

Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, поскольку введение в речь обобщающих слов значительно ее обогащает. Работа над уточнением значения слова тесно связана с формированием представлений детей об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов. Классификация предметов может проводиться как в неречевом плане (например, разложить картинки на две группы), так и с использованием речи (например, отобрать только картинки, на которых нарисованы овощи и назвать их одним словом).

В логопедической работе по обогащению словарного запаса особого внимания требует предикативный словарь. При формировании учитывается последовательность появления существительных и прилагательных, фонетические особенности образования прилагательных.

Логопедическая работа по обогащению словаря предполагает и уточнение значений слов - символов. Важное место отводится усвоению значения слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к пониманию грамматического значения в словосочетании и предложении.

Учитывая специфику развития словаря у детей с ОНР можно выделить направления логопедического воздействия в первую очередь на те структуры, которые наиболее нарушены у детей данной группы.

Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с ОНР

Направления логопедического воздействия:

  • обогащение словаря синонимов
  • развитие атрибутивного словаря
  • развитие номинативного словаря
  • развитие предикативного словаря
  • развитие словаря обобщающих слов

Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепление лексикона.

Вся работа строится на принципах:

  • тесная связь развития словаря с развитием мыслительной деятельности, логических операций классификации, сравнения, анализа и синтеза
  • все задания проводятся в определенной последовательности
  • обогащение словаря идет за счет существительных, прилагательных, глаголов и наречий
  • уточнение - помощь в усвоении слов и их запоминании
  • активизация словаря - использование слов, понимание которых не вызывает затруднения
  • устранение не литературных слов

Приемы словарной работы:

  • показ и называние нового предмета и его признаков и действий с пояснением
  • новое слово проговаривается хором и индивидуально
  • объяснение происхождения слова (хлебница - посуда, в которой хранят хлеб)
  • употребление расширенного значения уже известного словосочетания (громадный дом - очень большой, выше всех остальных)
  • постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят подсказывающий характер, а затем требуют самостоятельных ответов  (этот забор высокий или низкий?)
  • подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов
  • распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели
  • составление предложений по опорным словам

Памятка по методике формирования лексики у старших дошкольников с ОНР

Развитие лексики проводится в следующих направлениях:

  • обогащение словарного запаса
  • уточнение значения слова
  • расширение семантики слова

Направления логопедического воздействия:

  • обогащение словаря синонимов
  • развитие атрибутивного словаря
  • развитие номинативного словаря
  • развитие предикативного словаря
  • развитие словаря обобщающих слов

Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепление лексикона.

Вся работа строится на принципах:

  • тесная связь развития словаря с развитием мыслительной деятельности, логических операций классификации, сравнения, анализа и синтеза
  • все задания проводятся в определенной последовательности
  • обогащение словаря идет за счет существительных, прилагательных, глаголов и наречий
  • уточнение - помощь в усвоении слов и их запоминании
  • активизация словаря - использование слов, понимание которых не вызывает затруднения
  • устранение не литературных слов

Приемы словарной работы:

  • показ и называние нового предмета и его признаков и действий с пояснением
  • новое слово проговаривается хором и индивидуально
  • объяснение происхождения слова (хлебница - посуда, в которой хранят хлеб)
  • употребление расширенного значения уже известного словосочетания (громадный дом - очень большой, выше всех остальных)
  • постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят подсказывающий характер, а затем требуют самостоятельных ответов  (этот забор высокий или низкий?)
  • подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов
  • распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели
  • составление предложений по опорным словам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР - III уровня

Материал был подготовлен в 2011 году как выпускная квалификационная работа в рамках курсов повышения квалификации....

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Методики формирования лексико-грамматических компонентов в процессе коррекции плавности речи.

В данной статье представлены методики разных авторов по формированию лексико-грамматических компонентов в процессе коррекции плавности речи....

Театрализованная деятельность как средство формирования эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОВЗ в условиях современного ДОУ

развивить  эмоциональную лексику старших дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности....

Методика формирования лексики у старших дошкольников с ОНР

Методические рекомендации для логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию лексических категорий устарших дошкольников с общим недоразвитием речи....

Театрализованная деятельность как средство формирования эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОВЗ в условиях современного ДОУ

развивать  эмоциональную лексику старших дошкольников с ОВЗ средствами театрализованной деятельности...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Одной из главных задач обучения детей с речевыми нарушениями является практическое усвое...