Речевых игр и упражнения для развития речи в детском саду и дома .
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Кувшинова Екатерина Юрьевна

В этой работе собраны речевые игры для средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_srednyaya_gruppa_dlya_roditeley.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

 Речевых игр и упражнения для развития речи в детском саду и дома (средняя группа).  

Вариантов таких игр и упражнений может быть множество. Все зависит от фантазии логопеда, от его опыта и умения заинтересовать ребят.

Узнай по описанию.

Цель: формировать умение ориентироваться на окончание слов при согласовании прилагательного и существительного в роде.

Материал: расписное деревянное яйцо, расписная деревянная матрешка, блестящая пуговица, расписной поднос, большое колесо, голубые блюдце и чашка, зеленое ведро и совок, большая тарелка.

 

Логопед раскладывает предметы на подносе, затем дает их описание. Дети должны угадать, о каком предмете идет речь.

Логопед. Она круглая, блестящая, как золотая…(пуговица); оно требуется для игры в песок, оно большое, зеленое…(ведро) и.т.д

 Чего не стало?

Цели: формировать умение образовать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Материал: кукла Петрушка, открытки (картинки) с изображением фруктов и овощей (яблоко, груша, вишня, черешня, слива, банан, апельсин, лимон, помидор, огурец).

К детям в гости приходит Петрушка. Воспитатель говорит от его имени. Здоровается. Предлагает рассмотреть открытки, которые он принес. Воспитатель по одной показывает открытки, дети называют то, что нарисовано. Названные открытки размещают на стенде так, чтобы по одну сторону оказались существительные с нулевым окончанием.

Петрушка предлагает детям поиграть в игру «Чего не стало?». На стенде оставляют пять картинок, например: яблоки, груши (слева) и бананы, лимоны, апельсины (справа).

 Петрушка.Ребята, запомните хорошо картинки. Запомнили? Закройте глаза.

Петрушка прячет бананы. На место бананов ставит огурцы. Теперь откройте. Чего не стало? (бананов). Что появилось? (огурцы). Снова закройте глаза.

Петрушка убирает яблоки. На их место ставит груши. и.т.д

Дается образец правильного ответа: « Надо говорить так: не стало яблок. Не стало бананов».

В следующий раз в игре можно использовать открытки с изображением цветов, предметов.

 Зайка, сделай!

Цель: формировать умение образовывать формы повелительного наклонения глаголов (спой, поскачи, танцуй, положи, нарисуй, поезжай).

Материал: плюшевый заяц, автомашина, кисточка, лист бумаги, краска, вода. тряпочка для вытирания кистей.

 К детям приезжает заяц на машине.

Логопед. Посмотрите, зайка что-то привез. Тут и краски, и кисточка, и вода. Зачем все это зайцу? Оказывается, что заяц необыкновенный: он умеет рисовать, петь, плясать, высоко скакать, любит ездить на машине.

Давайте поиграем с зайкой. Вы будете отдавать команды, а заяц выполнять, если высказывание будет сформулировано правильно.

 Если ребенок ошибается, заяц не двигается, ждет, когда ошибка будет исправлена.

 После игры заяц прощается с детьми и уезжает.

Что изменилось?

Цель: формировать умение употреблять предлоги с пространственным значением (на, между, около).

Материал: лесенка, игрушки – мишка, кот, лягушка, заяц, лиса.

 На ступеньках лесенки воспитатель расставляет игрушки.

Логопед.Сейчас мы проведем игру на внимание. Запомните, какая игрушка где стоит. Закройте глаза. Что изменилось? Что стало с мишкой? (Он стоял на верхней ступеньке слева, а сейчас стоит на средней ступеньке между котом и лягушкой).

 

Таким образом обыгрываются все возможные положения игрушек на лесенке. Игра повторяется 5-6 раз.

 Что для чего? (игры на словообразование).

Что за животное?

Цель: формировать умение точно использовать названия детенышей  животных в единственном и множественном числе.

 Логопед предлагает детям отгадать загадку и изображает тигренка (рычит, растопыривает пальцы).

 Логопед. Кого я изобразила? Кто это? (тигр). А кто детеныш у тигра? Один – тигренок, а если их много, как мы скажем? (тигрята). Изобразите тигрят.

 Логопед дает шепотом одному из детей задание изобразить котенка. Котенок моет лапкой мордочку, мурлычет.

 Отгадайте, кто это?

Дети. Котенок.

Логопед.Да, это котенок.

 Аналогичное задание дается ещё нескольким детям.

А теперь кто у нас?

Дети.Котята

Логопед. Котята испугались, убежали, и не стало кого?

Дети. Котят.

Аналогично дети изображают и называют козленка, козлят, утенка, утят. Затем козлята и утята убегают.

Магазин посуды.

Цель: формировать умение образовывать наименования предметов посуды.

Материал: полочка с посудой – две сухарницы, хлебница, салфетница (разные по форме, размеру, материалу), блюдо для печенья, масленка, солонки.

 

Логопед говорит детям, что открылся магазин посуды. Чтобы купить посуду, надо точно знать, что они хотят купить: какой это предмет, зачем он нужен. Если предмет будет назван неправильно, продавец не поймет и не продаст нужную вещь. Но сначала надо рассмотреть. какая посуда есть в магазине. Воспитатель указывает на предметы, дети их называют (хлебница, сахарница, салфетница).

Логопед. Вот специальное блюдо для сухарей – су…(харница). А вот блюдо для печенья. У него нет другого названия. Просто блюдо. А вот солонка и мас…(ленка). Пожалуйста, подходите, магазин открыт.

 Чьё, чьё? Мое!

Цели: формировать умения образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать существительное и прилагательное в роде.

Материал: мешок, сорока (игрушка или картинка), детские вещи (одежда, игрушки).

 Логопед складывает в мешок детские вещи и игрушки. Мешок вносит в комнату вместе с сорокой.

 Логопед. Это сорока-воровка. Она насобирала разных вещей у нас в комнате, все схватила, что плохо лежит. Смеется над вами: «Чьё, чьё все? Моё!» Давайте-ка рассмотрим, что чьё. Это что?

Дети.Туфли.

Логопед.Чьи туфли?

Дети отвечают.

Вещи по одной достают из мешка, называют, определяют хозяина (чьи? чья? чье?). Хозяин получает свою вещь и убирает её на место.

 Какая? Какой? Какое?

Цель: формировать умение подбирать определения к предмету, явлению.

Логопед  называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

 Волк – серый, зубастый, злой, голодный.

Солнце – яркое, лучистое, горячее.

Хлеб – свежий, горячий, вкусный, ржаной.

Мяч – резиновый, круглый, синий, большой.

Шапка – вязаная, теплая, зимняя, белая.

Бывает – не бывает.

Цели:  формировать умения воспринимать на слух простые предложения и представлять ситуации, о которых в них говорится, уточнить значения слов.

Материал: кукла Незнайка.

 В гости к детям приходит Незнайка.

 Логопед. Незнайка говорит, что зря над ним смеются из-за того, что как будто бы он ничего не знает и не умеет. Вот как раз он-то знает, что бывает и что не бывает, а ребята не знают.

 Незнайка говорит разные небылицы. Дети должны заметить ошибки и объяснить, почему так нельзя говорить.

 Незнайка. Собака под дверью мяукает. Собака дом сторожит. Мальчик зимой катается на лыжах. Девочка летом едет по воде на санках. Белка в гнезде птенцов высиживает. Куры во дворе зернышки клюют. Самолет землю пашет.

 Закончи предложение и подбери к нему картинку.

Цели: формировать умение заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово,  согласовывать его с другими  словами в предложении.

Материал: предметные картинки – мяч, рыба, кит, лягушка, косточка, тапочки, карандаш, яйцо, платье, пальто, кофта, книги, газета, ёлка, дом, диван.

 Логопед  начинает фразу, дети по очереди заканчивают её, выбрав предварительно среди картинок подходящую по содержанию.

 - девочка рисует…(ёлку, дом,  диван);

 - папа читает…(книгу, журнал, газету);

 - курица снесла…(яйцо);

 - мама стирает…(платье, пальто, кофту) и т.д .

 Придумай другое слово.

Цели: углублять знания о лексическом значении слова, формировать умение образовывать новые конструкции с помощью префиксов и суффиксов.

 Логопед.Из одного слова можно сделать другое, похожее. Например, можно сказать «бутылка из-под молока», а можно – «молочная бутылка».

 - компот из яблок (яблочный компот);

 - варенье из груш (грушевое варенье);

 - полка для книг (книжная полка);

 - ваза из стекла (стеклянная ваза);

 - крыша из соломы (соломенная крыша);

 - горка из снега (снежная горка);

 - кораблик из бумаги (бумажный кораблик).

 Как сказать по-другому?

Цель:  формировать умение подбирать синонимы к заданным словам.

Логопед называет словосочетание, а дети заменяют его одним словом.

 Сильный человек (силач), сильный ветер (ураган), трусливый человек (трус), лживый мальчик (лжец), глупый человек (глупец), сильный дождь (ливень).

 Я начну, а ты продолжи.

Цели:  формировать умения продолжать синонимический ряд, находить слова, близкие по смыслу.

Логопед  говорит предложение, выделяя в нем какое-то слово, ребенок подбирает к этому слову синонимы.

 - В шкафу висит чистая рубашка. Чистая… (свежая, негрязная, постиранная);

 - Мальчик ударился ногой о камень. Ударился…(ушибся, стукнулся);

 - Нам в лесу было страшно. Страшно…(боязно);

- Дети побежали по тропинке. Побежали…(понеслись, помчались).

 Подбери слово.

Цель: формировать умение подбирать подходящие по смыслу слова.

Логопед предлагает ситуацию, а дети подбирают подходящие по смыслу слова.

  1. Вова, как просыпается, начинает разыскивать свои вещи: рубашку под столом, тапочки на стуле, брюки под кроватью. Каждое утро ищет, ищет, в детский сад опаздывает. Как можно назвать Вову? (лентяй, неряха, лодырь). Что нужно делать, чтобы в садик не опаздывать?
  2. Играли ребята в песочнице. Наложили полное ведро песка. Не могут его поднять. Какое стало ведро? (Тяжелое). Что значит тяжелое? А что еще может быть тяжелым?
  3. Решила Маша куклу искупать. Налила в таз воды, опустила руку, но быстро одернула и закричала. Как вы думаете, почему девочка закричала? Какую воду она налила в таз? А какую надо было налить? Какая еще бывает вода?
  4. Мама купила арбуз, но он не помещался в сумке, потому что он был…(большой). Она еле принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой…(красный). Мама нарезала арбуз дольками и угостила…(детей). Дети откусили по кусочку и причмокнули губами. Мама поняла, что арбуз был очень…(вкусный и сочный). А что значит сочный? Что ещё может быть сочным?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевых игр и упражнений для развития речи детей старшей группы

Речевые игры и упражнения можно использовать в образовательной деятельности, режимных моментов, индивидуальной работе с детьми....

Игры для развития связной речи в детском саду и дома

Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского вниман...

Упражнения для развития речи детей 4-5 лет дома

Консультация для родителей по развитию речи детей 4-5 лет в домашних условиях....

План-конспект родительского собрания «Развитие речи в детском саду и дома»

План-конспект родительского собрания«Развитие речи в детском саду и дома»...

План-конспект родительского собрания «Развитие речи в детском саду и дома»

План-конспект родительского собрания «Развитие речи в детском саду и дома»...