Викторина по развитию речи по средствам декоративно - прикладного искусства. Старшая группа.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Классман Анна Леонидовна

Викторина  по развитию речи по средствам декоративно-прикладного искусства.

Цели:

                  Обучающие:

•      Продолжать развивать связную речь детей по средствам диалога  и монолога .

•      закреплять знания о хохломской, дымковской росписи;

•      закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии;

•      согласовывать относительные прилагательные с существительными;

•      продолжать учить детей  работать коллективно.

 Развивающие:

•      развивать связную речь, ее выразительность, логическое мышление, воображение, мелкую моторику пальцев рук.

 Воспитательные:

•      воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством, культуру общения.

Предварительная работа:

1. Беседы о декоративно-прикладном искусстве.
2. Рассматривание иллюстраций по декоративно-прикладному искусству.

3. Роспись посуды
4. Разучивание русских народных игр «Игровая», «Горелки», песен, хороводов «Калина».
5. Чтение художественной литературы, разгадывание загадок, разбор пословиц, заучивание пословиц.
6. Сюжетные игры детей в «Избе».

Словарная работа: орнамент, декоративно-прикладное искусство, кухонная утварь.

Материалы для занятия:  предметы декоративно-прикладного искусства, акварель, кисти №2,№4,тампоны, ватные палочки, салфетки, стаканчики «Непроливайка» .

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Дети в коридоре)

Воспитатель:

-К нам, сюда скорее просим
Заходи честной народ!
Веселее не зевайте
Всех вас викторина ждет!
 

– Посмотрите сколько изделий народного искусства!
– Внимательно рассмотрите их.
– По мотивам каких народных росписей их можно разделить?(Хохломская роспись и дымковская)
– А кто догадается, как эти изделия назвать одним словом? (Декоративно-прикладное искусство)
– Ребята, Я хочу вам предложить принять участие в викторине , для этого нам нужно разделиться на две команды. Одна команда будет называться " Дымково, вторая "Хохлома". Дети делятся на две команды, усаживаются на лавочки.

Пришедшие к нам гости будут нашим жюри.

- Начнем нашу викторину!

Первое задание: Нужно рассказать об истории вашей росписи.

1 ребенок. Далеко-далеко за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой речки стояло большое село Дымково.
Каждое утро вставали люди, затапливали печки, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково.

2 ребенок. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделали за долгую зиму. А когда поднимается в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди выносили свои игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну кликать.

3 ребенок. Эти игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называться Дымковскими.

Вторая команда

1 ребёнок. Разное рассказывают старики ,Говорят, будто бы давным -давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок умелец. Избу поставил,  стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как то к его порогу жар-птица. Он и её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей , и чашка стала золотой.

2 ребёнок. Это конечно сказка. А начало золотой росписи ведут  от древних мастеров-живописцев которые жили в селе Хохлома. Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки тарелки, затем их покрывают глиной, что бы дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом , затем натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду , ещё раз покрывают золотой. маслом  и , наконец обжигают.

3 ребёнок. После обжига посуда превращается в золотую. Стали называть хохлому во всем мире золотой.

- Молодцы ребята, очень интересно!

Второе задание: Конкурс загадок.

 1. Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и бараны смешные

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары, и рыбы,

А ну назови-ка меня!    ( Дымка)

 

2. Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трѐхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

 

3. Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор. (Дымковские игрушки)

 

4. Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может — три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская... (матрешка).

 

5. Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

 

6. Кто-то дырочки умело
Сделал птахе у спины.

И синица вдруг запела

Голоском самой весны. (Свистулька)

- Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

-А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть, давайте поиграем с вами в русскую народную игру « Перетяни канат»

  Третье задание: Найди и назови элемент своей росписи.

На полу разбросаны  элементы росписей. Каждая команда должна найти и собрать все свои элементы. Команда « Дымково»- дымковские элементы, команда « Хохлома» хохломские элементы росписи.

-Ребята, потрудились мы на славу. В народе есть много пословиц о труде, а знаете ли вы их?

Четвертое задание: Объясни пословицу.

1. Упорство и труд все перетрут.

2.. Кончил дело – гуляй смело.

3. Делу время – потехе час.

4. Труд человека кормит, а лень портит.

5. У лентяя Федорки, всегда отговорки.

6. Что посеешь – то пожнешь.

- Хорошо поработали молодцы! Впереди нас ждёт следующее задание.

Физ.минутка

Мы игрушки расписные  ( стойка прямо)

Хохотушки вятские ( улыбка с поворотом)

Щеголихи слободские ( поворот вокруг себя)

Кумушки посадские ( приседания)

У нас руки крендельком ( руки на пояс)

Щёчки будто яблочки ( касание щёк)

С нами издавна знаком (стойка прямо)

Весь народ на ярмарке.( поклон)

Пятое задание.  Дорисуй.

- Перед вами недописанные  изделия, каждой команде нужно дорисовать их и рассказать о них.

Дети дорисовывают изделия, рассказывают о них.

 

1 команда.  Это – дымковская барышня . Она расписан дымковской росписью. Дымковская роспись имеет свой орнамент, состоящий из 5 элементов: кругов, прямых и волнистых линий, точек – горошин и клеток. У барыни  яркие насыщенные цвета – красный, зеленый, желтый, голубой.

2 команда. Это хохломская чаша. Она расписана хохломской росписью. Хохломская роспись имеет свой элементы это завиток, ягодка, листок, цветок, капельки, травинки.

В хохломской росписи используют желтый, красный, черный, зеленый цвета.

Воспитатель читает стихи:

Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома.

 

Посмотри, как хороша эта девица-душа

Щечки алые горят , удивительный наряд.

Сидит  кокошник горделиво,

Барышня так красива.

 

- Молодцы ребята! Хорошо мы с вами поработали. Сейчас наше жюри подведут и объявят итоги.

Награждение детей медалями. Победила дружба!

Предлагаю вам закончить  нашу викторину веселым дружным  хороводом. Дети  поют хороводную песенку  « Калина».

-Что вам ребята сегодня  особенно понравилось?

-Будем в дальнейшем проводить такие викторины?

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

виды народного декоративно-прикладного искусства (старшая группа)

о видах народного декоративно-прикладного искусства...

Консультация на тему «развитие мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства»

Консультация на тему «развитие мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства»...

КОНСПЕКТ НОД познавательно – речевого развития «развитие мелкой моторики средствами декоративно – прикладного искусства»

Составление орнамента из последовательно повторяющихся растительных элементов в круге, квадрате, прямоугольнике – полосе....

Рисование "Хантыйский орнамент – как элемент декоративно-прикладного искусства" Старшая группа

Программное содержание: Дать детям представление о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле;Познакомить с некоторыми видами орнамента, которыми аборигены Севера украша...

Презентация "Развитие мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства"

Изучение развития мелкой моторики средствами  декоративно-прикладного искусства....

Сообщение на ПЕДСОВЕТЕ на тему "Развитие мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства"

Развитие мелкой моторики средствами декоративно-прикладного искусства В.А. Сухомлинскому «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».«Рука – это своего рода внешний моз...

Конспект мастер–класса по развитию речи посредством народного декоративно-прикладного искусства для педагогов: «Загадки русской матрёшки»

Конспект мастер–класса по развитию речи посредством народного декоративно-прикладного искусства для педагогов: «Загадки русской матрёшки»...