Рисование "Хантыйский орнамент – как элемент декоративно-прикладного искусства" Старшая группа
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Программное содержание:

 Дать детям представление о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле;

Познакомить с некоторыми видами орнамента, которыми аборигены Севера украшали свою одежду, обувь, предметы быта;

Подвести детей к пониманию единения человека с природой;

Обогащать словарь детей по теме. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных (щучьи, заячьи...);

Воспитывать осознанное отношение к культуре коренных народов Западной Сибири.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hantyyskiy_ornament.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Рисование "Хантыйский орнамент –

как элемент декоративно-прикладного искусства"

Старшая группа

Программное содержание:

 Дать детям представление о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле;

Познакомить с некоторыми видами орнамента, которыми аборигены Севера украшали свою одежду, обувь, предметы быта;

Подвести детей к пониманию единения человека с природой;

Обогащать словарь детей по теме. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных (щучьи, заячьи...);

Воспитывать осознанное отношение к культуре коренных народов Западной Сибири.

Ход занятия

  1. Поэт Юван Шесталов говорит:

"... Ты человек,

И этим ты можешь гордиться:

Все земные заботы

Лежат у тебя на плечах.»...

Какие заботы у таежных людей? (Ответы детей). Но не только такие заботы одолевают этих людей. У женщин было много работы, но одна из них была особенной. Мы с вами видели одежду, предметы быта. Что вы заметили на них? (Украшения).

Да, хантыйские и мансийские женщины были настоящими мастерицами. У каждой семьи был свой неповторимый орнамент. Когда они работали, то пели песни:

"Пусть чуткие, гибкие пальцы

Вышьют искристый и светлый узор.

Чтобы песни, сказки старинные

Достойное место в узоре нашли".

Пели они тихо-тихо, как будто зазывали узор, чтобы он не испугался, а прилег как надо. И орнамент ложился на оленью одежду, на берестяную посуду, на деревянные ложки...

Но не только для красоты они расшивали предметы орнаментом. Ханты и манси верили, что рядом с ними живут злые и добрые духи, которых человек не мог увидеть. И вот для того, чтобы духи не приносили людям зла, а наоборот, оберегали их, помогали в делах, они наносили орнамент на одежду, причем на мужскую одни орнаменты, а на женскую другие; на орудия охоты, рыболовства, на посуду, на детские люльки и т.д. Каждый орнамент что-то символизирует.

Давайте рассмотрим орнамент на детской люльке. На что или на кого он похож? Как бы вы назвали его? А ханты называют его "Глухарка сна" Почему?

Потому что считается, что глухарка как бы оберегает малыша от злых духов. Обычно этот орнамент вырезается на дереве или на бересте.

Очень часто можно встретить и такой орнамент. На что он похож? Называется он "Заячьи ушки", А этот орнамент "След белки".

Обратили ли вы внимание на то, что   эти орнаменты отражают природу?

Ханты и манси были очень любознательные и наблюдательные люди. Все что они видели, отражали в орнаментах. Природа представляется домом, а человек сам по себе не существует, он часть природы, дома. А так как они верят, что у животных, растений есть душа, то, нанося какой-либо орнамент на одежду, например, "заячьи ушки", ханты считают, что он поможет  услышать зверя на охоте.

При   нанесении        орнамента  женщинами   существовали   следующие правила:

1.  Женщина должна была сначала нарисовать его на ткани, но при этом карандаш   не   должен   был   отрываться   от   ткани.   Поэтому   женщины рисовали  орнамент безотрывной линией.  Считалось,  что если женщина прервет линию, то её семью постигнет несчастье.

2.  Орнамент должен был соответствовать типу одежды или предмета,.

II. Дидактическая игра "Составь орнамент" или "Нарисуй орнамент с

закрытыми глазами".

III. Игра малой подвижности "Найди свой орнамент".

 IV. Итог.

Что означает орнамент?

Почему орнамент должен был соответствовать типу одежды и предмета?

Рисование орнамента "Глухарка сна".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

виды народного декоративно-прикладного искусства (старшая группа)

о видах народного декоративно-прикладного искусства...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Хантыйский орнамент - как элемент декоративно-прикладного искусства".

Детей дошкольного возраста необходимо знакомить с жизнью и бытом коренных народов той местности, в которой они проживают, с историей появления предметов и изделий с орнаментами. В конспекте даётся ...

Викторина по развитию речи по средствам декоративно - прикладного искусства. Старшая группа.

Викторина  по развитию речи по средствам декоративно-прикладного искусства.Цели:                  Обучающие:•      Продолжать разв...

Методическое объединение Конспект интегрированного занятия по декоративно – прикладному искусству старшая группа, «Юные живописцы»

Программные задачи:Образовательная область «Коммуникация»: Развивать умение детей выстраивать высказывания, побуждать более, точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположени...

Тематическое планирование на неделю: Декоративно-прикладное искусство (подготовительная группа)

Тематическое планирование на неделю: Декоративно-прикладное искусство (подгтовительная группа)...

семинар практикум элементы декоративно- прикладного исскуства на примере народного промысла" Городецкая роспись"

. Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников. Произведения декоративно-прикладного искусства формируют художественный вкус, создают эстети...