Главные вкладки

    Конспект НОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста(4-5 лет) «В мире звуков»
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

    Конспект НОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста(4-5 лет) «В мире звуков»

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста(4-5 лет) «В мире звуков»

      

    Цели и задачи:

    -упражнять детей в чётком произнесении звуков «л» и «р» (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи);

    -развивать слуховое восприятие, внимание, память;

    -воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи;

    -воспитывать желание помочь решить проблемную ситуацию.               

    Материалы: игрушка Буратино, предметная картинка с изображением индюка, картина «Дикие животные», игрушки - кукла, юла, лодка, реальные предметы - лимон, лук, яблоко, ложка, вилка, половник

    Ход занятия

    Воспитатель: - Ребята! К нам в гости пришёл Буратино. Почему-то он очень грустный. Что же с ним случилось?

    Буратино: - Здравствуйте, я грустный оттого, что меня не приняли в школу. Сказали, что я неправильно произношу звуки. Что же мне делать, ребята?

    В.- Бедный Буратино. Ребята, давайте поможем Буратино, научим его правильно говорить. Вспомните, пожалуйста, какие песенки умеют петь наши язычки?

    Дети: - Песенку водички: с- с- с. Песенку комара: з- з- з. Песенку синички: ц- ц-ц. Песенку листьев: ш- ш ш. Песенку жука: ж- ж- ж. Песенку паровозика: ч- ч-ч. В.- Ребята, мой язычок научился сегодня петь новую песню. Он подслушал эту песню у индюка (показывает картинку с изображением индюка). Индюк бегал по двору и сердито бормотал: бл- бл- бл. Как бормотал индюк? (бл- бл- бл).

     Чтобы получилась песня индюка, надо надуть щёки и заставить язычок бегать быстро-быстро: бл-бл-бл. Попробуйте: выпустите язычок погреться на солнышке, сделайте его широким, поднимите его кверху и прижмите к верхним зубам. Надуйте щёки и звонко пойте: л-л-л. Отдохните.
    Послушаем, как эта песня получается у Кати (Называю еще 3-4х детей).
     У индюка песня сердитая. Когда её поёшь, губы ударяются друг о друга. Проверьте, так ли это (дети повторяют упражнение «Индюк»). Зато у колокольчика песня поётся легко, нежно: ли-ли-ли. Помогайте мне, колокольчики (дети). Сначала девочки, потом мальчики.
     Сейчас мы будем петь разные песни. Одни похожи на песню индюка, а другие – на песню колокольчика: ла- ла- ла -- ля-ля-ля, лы- лы- лы --ли-ли-ли, лу- лу-лу—лю- лю- лю.
     А  теперь я предлагаю вам поиграть в интересные игры.

    Д/ и «Кто кем был» 

    Цель: автоматизировать звук «л» во фразовой речи

    Воспитатель показывает картину с изображениями диких животных. Дети называют животных. Затем воспитатель просит детей рассказать об изображенных здесь животных - кто кем был, когда был маленьким. (Лиса была лисёнком, лось был лосёнком, волк был волчонком и т.д)


      
    Игра  «Что где находится?»

     Цель: учить ориентироваться в пространстве,  упражнять в чётком произнесении звука «л» в словах

     Воспитатель подводит детей к стеллажу и показывает им предметы, находящиеся на полках: на верхней полке – юла, кукла, лодка;  на средней – яблоко, лук, лимон; на нижней – ложка, вилка,  половник. Сначала дети называют то, что находится на верхней полке, затем – на нижней, затем – на средней. Затем дети отвечают на следующие вопросы:

    -что находится справа от куклы?

    -что находится слева от вилки?

    -что находится между яблоком и лимоном?

    -что находится под лодкой?  и т.д.

                                                Физкультминутка
     В. – А сейчас давайте вспомним, как звонко цокают копыта лошадей на мостовой (Дети цокают).  Девочки будут лошадками. Пусть они ходят по всей комнате, высоко поднимая ноги.  А мальчики, сидя на стульях, будут звонко цокать. Потом я вместе с мальчиками скажу лошадкам: «Тпру!» Они остановятся и вернутся на свои конюшни.
     Затем, то же самое проделают мальчики.

     В. – В слове тпру живет новая песенка. Это песенка р- р- р –  песня мотора самолёта. Хотите научиться её петь? (Да). Поднимите кончик языка кверху, за верхние зубы. Тихонько говорите «р- р- р», так, чтобы у вас дрожал кончик языка. Послушаем, как работает мотор Сашиного самолёта, Катиного самолёта(называем ещё 2-3х детей).
     На песенку мотора очень похоже рычание собаки. Порычите негромко. Пусть Никита порычит, Назар и т.д.
     Сейчас я возьму со стола тонкую и узкую полоску бумаги и буду произносить «
    р»( дыхательное упражнение), а полоска будет убегать. ( Показываю, вызываю 2-3 детей, которые произносят звук «р», выдыхая на полоску)
       А теперь мы поиграем с вами в рифму.

                         Д/и «Доскажи словечко»

    Цель: учить подбирать рифмующиеся слова, автоматизировать свистящие, шипящие, и сонорные звуки

    В:- Отгадайте и доскажите последнее слово в стишках.
    (с) Это лось, его рога
           Защищают от …(врага).
    (з) Зайку бросила хозяйка
          Под дождём остался …(зайка)
    (ш) Если ты в лесу шумишь,
             Не увидишь крошку …(мышь)
    (ж) Жук, жук, пожужжи
           Где ты прячешься, скажи?
            -Жу, жу, жу, жу,
            Я на дереве …(сижу).
     (ч) Ай, качи- качи- качи,
           Глянь, баранки…(калачи).

      (л) Гам лесной внезапно смолк,
             На охоту вышел …(волк)
       (р) Удивительно добры
              Работящие …(бобры).
     
     Затем воспитатель подводит итоги, просит детей назвать звуки, которые мы уже знаем и те, которые сегодня учились правильно произносить.
     В. – Ну что, Буратино, ты теперь понял, как правильно произносить звуки. Теперь тебя обязательно возьмут в школу. Молодцы, ребята, вы были хорошими учителями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Рассказывание сказки « Теремок».

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Тема: «Р...

    Конспект занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Толерантность» «Дружба — это...»

    P { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Толерантность» «Дружба — это...»...

    КОНСПЕКТ совместной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему «Домашние животные».

    Конспект совместной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развитияна тему «Домашние животные»....