Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста: Составление описательного рассказа по картине М. Пишванова «В зимнем парке»
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

    Афанасьева Ирина Михайловна

    Занятие по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    GERB-BW

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ЦЕНТР  РАЗВИТИЯ  РЕБЁНКА

    ДЕТСКИЙ САД № 135 ГОРОДА ТЮМЕНИ

    Занятие по развитию связной речи  для детей средней группы

    по теме: Составление описательного рассказа по картине М. Пишванова «В зимнем парке»

    Подготовила:

    воспитатель

     Афанасьева И.М.

    Тюмень, 2018

    Образовательные задачи:

    1. Обобщать представления о зимних явлениях в природе.

    2. Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме: «Зимние забавы».

    3. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней.

    4. Обучать детей составлению описательного рассказа по картине.

    Развивающие задачи:

    1. Развивать связную речь.

    2. Развивать у детей умение логически выстраивать своё высказывание.

    3. Развивать у детей умение подбирать однокоренные слова, прилагательные.

    4. Развивать творческое воображение, мышление и зрительное внимание.

    5. Развивать память.

    6. Развивать ручную моторику, тактильные ощущения.

    7. Развивать тонкую моторику, координацию речи с движением.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать у детей интерес к происходящим изменениям в природе.

    2. Воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельности, навык сотрудничества на занятии.

    3. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование:  музыка П.И.Чайковского «Зимнее утро» и музыкальная игра Снежная баба Маруся, снежинки схемы: небо, земля, снег, дерево, птица , человек, одежда. Предметные картинки или предметы Снежинка, Снеговик, Снегурочка, Снежный ком, Подснежник, чашка со снегом, снежинки на ниточках, картина М.Г. Пишванова «В зимнем парке».

    Ход занятия

    1. Организационный момент. Создание эмоционального фона занятия.

    Воспитатель приглашает детей в группу. В группе тихо звучит запись пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро». Дети проходят к стульчикам, стоящие полукругом перед мольбертом.  

    На стульях лежат предметные картинки.

    Воспитатель: предлагает взять предметные картинки в руки.

    Воспитатель: Рассмотрите и назовите картинки.

    1-й ребёнок. Снежинка.

    2-й ребёнок. Снеговик.

    3-й ребёнок. Снегурочка.

    4-й ребёнок. Снежный ком.

    5-й ребёнок. Подснежник.

    Воспитатель: вы правильно назвали предметы. Садитесь и подумайте от какого слова образованы слова: снежинка, снеговик, Снегурочка, снежный ком, подснежник?

    Дети: Эти слова образованы от слова снег.

    Воспитатель: Вспомните  еще слова, образованные  от слова снег?( снегирь, снегопад, снегокат, снегоход)

    Воспитатель: убирает предметные картинки и если детям трудно выполнить задание, оказывает помощь.

    Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились!

     2. Введение в тему занятия:

    Воспитатель: Ребята, когда вы вошли в группу, то слушали пьесу П.И.Чайковского.

    Вспомните как называется эта пьеса, о чём она?

    Дети: Пьеса называется «Зимнее утро».

    Воспитатель спрашивает детей, почему сегодня занятие началось с пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро» и разговора о снеге?

    Дети объясняют, что сейчас зима.

    Воспитатель: сообщает детям, что занятие будет посвящено разговору о зиме, её признаках, зимующих птицах и о зимних забавах детей. Мы рассмотрим картину М.Г. Пишванова «В зимнем парке».

    Воспитатель: А сейчас я предлагаю немного поиграть.

    сделать пальчиковую гимнастику:

    «1.2.3.4.5 – мы во двор пошли гулять

    Бабу снежную лепили,

    Птичек крошками кормили,

    С горки мы потом катались,

    А ещё в снегу валялись,

    Все в снегу опять пришли,

    Съели суп и спать легли ».

    З. Основная часть:

    Воспитатель : А сейчас предлагаю вам послушать стихотворение о прогулке детей в зимнем парке и о птицах.

    В зимнем парке

    В парке зимнем, в парке сонном

    Под периной снежной склоны,

    Ёлки в шишках, как в серёжках.

    Мы несёмся по дорожкам –

    Кто на лыжах, кто на санках,

    Лепим бабу на полянке.

    Удивляются пичуги:

    «Что слепили тут подруги?

    Вот так баба! Как картина!

     Вся украшена рябиной!»

    Высунул язык щенок,

    Удивленья скрыть не смог.

    В парке зимнем нагулялись,

    По сугробам навалялись.

     А теперь домой пора.

    До свиданья! До утра!

    Рассматривание картины М. Пишванова «В зимнем парке» и беседа по ней.

    Воспитатель:  Ребята посмотрите к нам пришёл снеговик и принёс нам картину «В зимнем парке» и ещё корзинку с волшебными снежинками-схемами, которые помогут нам составить рассказ о зиме.

    Воспитатель: Давайте рассмотрим эту картину. Кого вы видите на картине?

    Дети: Мы видим детей.

    Воспитатель: Куда пришли дети?

    Дети: Дети пришли на прогулку в парк.

    Воспитатель: Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

    Дети: На картине зима, потому что снег лежит на деревьях, земле и кустах.

    Воспитатель:  Вот наша первая помощница снежинка.

    (на мольберт выставляется схема «неба»)

    Воспитатель: Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно?

    Дети: Небо светлое, чистое, высокое.

    Воспитатель выставляет вторую снежинку-схему «земля».

    Воспитатель: Расскажите о земле. Как она выглядит?

    Дети: На земле лежит снег. (Вся земля покрыта снегом, будто «белым одеялом»).

    Воспитатель выставляет третью схему-снежинку «снег».

    - вносится ёмкость со снегом.

    - дети рассматривают снег.

    Воспитатель: Что вы можете сказать о снеге? Какой он? Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?» Начните ответ со слова снег.

    Дети: Снег белый, пушистый, холодный, блестящий, легкий, липкий, мокрый.

    Воспитатель : Если снег блестит на солнце - значит он какой? (блестящий)

    Если снег сверкает на солнце - значит он какой? (сверкающий) Если снег хрустит под ногами - значит он какой? (хрустящий под ногами снег) Если снег искрится под лучами солнца - значит он какой? (искрящийся) Если снег скрипит под ноги - значит он какой? (скрипящий под ногами снег) Если снег падает на землю - значит он какой? (падающий на землю снег)

    Воспитатель : выставляет четвёртую снежинку-схему «дерево»

    Воспитатель :  Какие деревья вы видите на картине?

    Дети: Слева нарисована рябина с гроздьями красных ягод, а справа - елка, вся в шишках.

    Воспитатель : Что вы можете сказать о деревьях? Какие они? Начните ответ со слов деревья.

    Дети: Деревья стоят голые, заснеженные.

    Воспитатель : выставляет пятую снежинку-схему «птица»,

    Воспитатель :  А каких птиц вы видите на картине?

    Дети: Мы видим синиц, снегирей.

    Воспитатель :  Как вы думаете, какие это птицы?

    Дети: Это зимующие птицы.

    Воспитатель : От какого слова образованы слова зимующие?

    Дети: От слова зима.

    Воспитатель : Что делают птицы на картине?

    Дети: Одна синичка сидит на ветке рябины. Снегирь сидит на еловой ветке и грызёт шишку. Две синички сидят на шляпе и клюют гроздья рябины.

    Воспитатель : выставляет шестую снежинку-схему «человек».

    Воспитатель : Что делают дети в парке?

    Дети: Дети катаются на лыжах, санках, лепят снежную бабу.

    Выставляется снежинка-схема «одежда».

    Воспитатель :Как одеты дети? Почему?

    Дети: Они одеты тепло. Потому что на улице холодно.

    Воспитатель :Кого вы видите на картине слева?

    Дети: Мы видим мальчика в голубом комбинезоне. Он катается на лыжах.

    Воспитатель : Кого вы видите на картине справа?

    Дети: Справа на картине мы видим девочку с санками, она в красном комбинезоне.

    Воспитатель :Что делает девочка нарисованная в центре картины?

    Дети: Девочка лепит снежную бабу.

    Воспитатель :Какая снежная баба?

    Дети: Снежная баба большая и красивая. На голове у неё шляпа, а на шее шарф. Шляпа украшена гроздьями рябины, поэтому к ней прилетели птицы. Нос у снежной бабы сделан из морковки.

    Воспитатель :Кто сидит рядом со снежной бабой? Расскажите о нём.

    Дети: Рядом со снежной бабой сидит щенок. Он маленький и забавный. Он высунул язык.

    Воспитатель :Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке?

    Дети: Детям нравится гулять в парке, им весело.

    Воспитатель : Какое настроение вызывает картина?

    Дети: Картина вызывает радостное настроение.

    Воспитатель :Отлично ребята, мы с вами очень подробно рассмотрели всё, что нарисовал художник на картине.

    Воспитатель :предлагает детям немного отдохнуть и поиграть в музыкальную игру игру

    « Снежная баба Маруся»

    4. Коллективное составление плана рассказа с помощью вопросов логопеда.

    Воспитатель : С чего мы начнём рассказ?

    Дети: Мы начнем рассказ с описания времени года, неба.

    Воспитатель : О чём вы расскажите затем?

    Дети: Мы расскажем где лежит снег и какой он. Расскажем о деревьях.

    Воспитатель : О чём буде рассказывать дальше?

    Дети: Потом мы расскажем о детях, о том, как и во что они одеты, что они делают.

    Воспитатель : Ещё о ком вы расскажете?

    Дети: Расскажем о птицах и о щенке.

    Воспитатель : Чем вы закончите рассказ?

    Дети: Мы закончим рассказ описанием настроения детей.

    5. Составление рассказа по картине: сначала несколькими детьми по частям, потом одним ребёнком полностью.

    В зимнем парке.

    На картине нарисована зима. Небо светлое, голубое, высокое. Снег белый, мягкий, пушистый лежит на деревьях: на рябине, на елке и на всех остальных деревьях вдалеке.

    Дети пришли в парк. Они катаются на лыжах и санках, лепят снежную бабу. Слева мы видим мальчика в голубом комбинезоне. Он идет на лыжах. Справа мы видим девочку с санками. Она в красном комбинезоне. Девочка в центре картины лепит снежную бабу. Снежная баба большая и красивая. У неё нос из морковки. На голове большая шляпа, а на шее шарф. Шляпа украшена рябиной, поэтому к снежной бабе прилетели птички. Мы видим снегирей и синичек. Рядом со снежной бабой сидит маленький, забавный щенок.

    Дети на картине весёлые. Им нравится гулять в парке.

    Картина вызывает радостное настроение и желание погулять в парке.

     

    Дыхательные упражнения.

    — Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

     «Подул зимний ветерок, полетел снежок.

       Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

     — Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки)

    — А вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок) .

     -Вот какие красивые снежинки. Давайте рассмотрим их получше… Каждая из них неповторима. Давайте мы подберем красивые слова для снежинок. Какие снежинки? (Серебристые, маленькие, воздушные, сверкающие, кружевные, белоснежные, холодные, блестящие) . Молодцы, а теперь еще раз посмотрите на свои снежинки…

     Упражнение для коррекции зрения.

     —  Мы снежинку увидали, — со снежинкою играли.

    (Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд).

    Снежинки вправо полетели, глазки вправо посмотрели.

    (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом).

     Вот снежинки полетели, глазки влево посмотрели.

     (Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом).

    Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал

     (Поднимать снежинки вверх и опускать вниз).

    Дети сморят вверх и вниз. Все! На землю улеглись.

    (Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол).

    6. Подведение итогов занятия, оценка работы детей.

    Воспитатель : предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, что им было интересно делать.

    Затем даётся оценка деятельности каждого ребёнка. Браво ребята, мы с вами отлично потрудились.

     ………………….. без труда отвечали на мои вопросы полными предложениями.

    ……………. очень внимательно слушали друг друга, и отлично дополняли ответы товарищей. Им было легко продолжать рассказывать рассказ дальше. Вы просто молодцы, каждый готов был помочь своему товарищу при затруднении.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО КОММУНИКАЦИИ (РАЗВИТИЮ РЕЧИ) У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Составление описательного рассказа - моя любимая игрушка".

    Непосрественно образовательная деятельность проводилась в 2011 году, во время недели "МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА"  во 2-ой младшей группе ГБОУ Д/С № 1725, молодым специалистом Кадыровой Наталией Василье...

    Конспект занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Толерантность» «Дружба — это...»

    P { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Толерантность» «Дружба — это...»...

    Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.

    Разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.Задачи:- закреплят...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: "Составление описательного рассказа с помощью пиктограммы «Зимующие птицы»"

    Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности....

    Конспект подгруппового занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа....