Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Составление описательного рассказа по теме «космос» с использованием метафор»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Сенчукова Анжела Владимировна

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.

«Составление описательного рассказа по теме «космос» с использованием метафор»

Цель: учить детей принимать участие в составлении описательного рассказа, используя метафоры.

Задачи: - формировать умение составлять  фразы с образными характеристиками (метафорами);

- развивать наглядно-образное и словесно - логическое мышление посредством сравнения предметов по признакам, составление метафор;

-воспитать уважительное отношение к отвечающему сверстнику.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_rr_kosmos_senchukova.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.

«Составление описательного рассказа по теме «космос» с использованием метафор»

Цель: учить детей принимать участие в составлении описательного рассказа, используя метафоры.

Задачи: - формировать умение составлять  фразы с образными характеристиками (метафорами);

- развивать наглядно-образное и словесно - логическое мышление посредством сравнения предметов по признакам, составление метафор;

-воспитать уважительное отношение к отвечающему сверстнику.

Материал: мольберт, картинки «помощники» с изображением планет,  карточки различных предметов, схожих по внешним признакам с планетами, конверт с «письмом», клей, картонная основа.

Предварительная работа: познакомить детей со схемой  составления метафор.

Ход

Предварительный этап:

Воспитатель: - ребята, посмотрите, к нам в детский сад пришло письмо от Миши, прочитаем его? Здесь написано, что Миша ученик 1 класса, ему очень нравится учиться в школе, но вчера учительница дала необычное домашнее задание – ему надо создать картину-макет по теме «космос», да еще и составить необычный рассказ своим одноклассникам про планеты. Миша пишет, что очень долго сидел над этим заданием, и у него ничего не вышло: картина получилась кривой, а рассказ не складный, теперь он просит у нас помощи. Как вы думаете, мы можем все вместе помочь ученику? (ответ детей).

Основной этап:

            На столе детям предлагается рассмотреть карточки с планетами, вспомнит их названия.

Воспитатель: - Скажите, а когда мы можем видеть звезды на небе? (ответы детей). Правильно, ночью,  значит, небо у нас будет каким цветом? (ответы). Хорошо, выбираем картон нужного цвета - и это будет наше космическое небо.(прикрепляем  на мольберте)

Далее воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать картинку с изображением планеты или звезды.

Воспитатель: - посмотрите, на столе у нас есть картинки «помощники», они нам будут помогать в составлении рассказа.  Вы уже знаете, что все планеты движутся по орбитам вокруг Солнца, значит первым на нашем «космическом небе» мы добавим Солнце, кто выбрал картинку с его изображением?  …(имя ребенка), какое Солнышко? (ответ ребенка.. круглое, желтое, горячее и пр.) На что оно похоже, что у нас может быть круглое, желтое, горячее? Давай выберем картинку  (ребенок самостоятельно вбирает картинку, например «блин»), значит мы Солнце может сравнить с блином. …(имя ребенка) где Солнце находится? (ответ ребенка… на небе, в космосе и пр.), и что мы можем сказать про Солнце? (ответ ребенка  «Солнце как горячий блин в космосе (на небе), Солнце как горячий космически блин и пр.» (если у ребенка возникают сложности, используем ранее изученную схему составления метафор, а так же можно предложить  детям оказать взаимопомощь).

Аналогично детям предлагается разместить все планеты на мольберте, воспитатель записывает фразы детей для составления рассказа.

Динамическая пауза:

Воспитатель: - ребята,  как называется профессия  людей, которые летают в космос? (ответы детей) А какие должны быть космонавты? (ответы) правильно, а еще они должны быть очень внимательными. А вы можете быть «очень внимательными»? сейчас проверим (игра «запрещенное движение – не опускай руки вниз» - дети повторяют движения за воспитателем, но они должны быть внимательными и не  выполнять «запрещенное движение »).

Итог:

         Воспитатель:- вот у нас и получилась  картина   «космическое небо», вам нравится? (ответ детей) Как вы думаете, а детям в школе понравится? (ответы) Мы  помогли Мише с выполнением задания?  Вам было сложно? (ответы детей, анализируем ответы). А как вы думаете, на что похоже звездное небо, давайте закроем глаза и представим его. Представили? (ответы детей…например «огоньки на небе», «ночная цветочная поляна» и пр.) Молодцы. А сейчас я прочитаю рассказ, который мы вместе составили: «Космос – как ночная цветочная поляна, в центре которой, как горячий космический блин, находится Солнце. Ближе всего к Солнцу расположена планета Меркурий -…. и т.д.»

    В конце занятия воспитатель предлагает рисунок с сочинением упаковывать в большой конверт и отправить Мише по почте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО КОММУНИКАЦИИ (РАЗВИТИЮ РЕЧИ) У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Составление описательного рассказа - моя любимая игрушка".

Непосрественно образовательная деятельность проводилась в 2011 году, во время недели "МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА"  во 2-ой младшей группе ГБОУ Д/С № 1725, молодым специалистом Кадыровой Наталией Василье...

Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Посуда»

Цель: Обучение детей пересказу с опорой на предметные картинки.Задачи: Образовательные: - продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопрос, строя фразу из 4 (1 подгруппа),   6 слов (2...

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста со слуховой депривацией. Тема: «Зима. Зимующие птицы»

Данное занятие по развитию речи продолжает изучение материала по теме: «Зима. Зимующие птицы».               Это занят...

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы «Профессии. Составление описательного рассказа с использованием схем».

Цель: развитие связной речи детей.Задачи:Образовательные:• Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план- схему.• Продолжать учить составлению и употр...

План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (коррекционное занятие). Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»

Занятие по развитию речи (коррекционное)  с детьми страшей группы. Тема "Звуковая культура: дифференциация звуков Ж-Ш"...