Литературная гостиная «Зимушка-зима!» (семейный досуг с участием детей и родителей).
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Абрамова Анна Петровна

Литературная гостиная «Зимушка-зима!» (семейный досуг  с участием детей и родителей).

Цели: 

- познакомить детей с произведениями о зиме русских поэтов, художников.
- развивать устную речь учащихся; учить выразительно рассказывать стихи для аудитории;
- воспитывать любовь к русскому языку и родной природе;

-развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к поэзии;

-совершенствовать художественно-речевые исполнительные навыки детей при чтении стихотворений;

-привлекать детей и родителей к активному участию в совместной художественно-продуктивной деятельности;

-способствовать активизации родителей при организации досуга (самостоятельно подбирать тематические стихотворения для себя и ребёнка и заучивать их).

 

 

Логопед:

-Ребята, Вита Яшаева приготовила для вас загадку:

Тройка, тройка прилетела, 
Скакуны в той тройке белы. 
А в санях сидит царица, 
Белокоса, белолица. 
Как махнула рукавом - 
Все покрылось серебром. (Зима)   

 

Логопед:

-Зима - красивое, волшебное время года, когда приходят самые сказочные праздники: Новый год, святки, Рождество. У каждого человека воспоминания детства непременно связаны с этим временем года: снежные игры, катание с горок, подарки Деда Мороза. Поэты написали много красивых стихов о зиме, а композиторы сочинили к ним музыку, художники написали картины. Сегодня мы попробуем расслышать вместе с поэтами "язык" природы, увидеть с художниками красоту зимнего пейзажа. Нас ждет много чудес, ведь зима - самое волшебное время года. Вы готовы встретиться с чудесами? Тогда отправляемся в путь.

Чтение стихотворения И. Никитина "Здравствуй гостья-зима" (родители)
Здравствуй, гостья-зима. 
Просим милости к нам, 
Песни севера петь 
По лесам и степям. 

Есть раздолье у нас. - 
Где угодно гуляй. 
Строй мосты по рекам 
И ковры расстилай. 

Нам не стать привыкать, - 
Пусть мороз твой трещит: 
Наша русская кровь 
На морозе горит.

Стихотворение «Пришла зима с морозами….. Рассказывает Егорова (мама Матвея)

Логопед:

-Как красив снегопад в безмолвной тишине зимнего дня, когда снежинки мелькают в воздухе, будто маленькие белые мотыльки, тихонько опускаются на землю. Каждая снежинка нежная, хрупкая, похожая на прекрасный сказочный цветок, и каждый снежный цветок неповторим.

Снежок         Николай Некрасов (читает Миша Барсков)

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

«Посмотрите-ка, ребята...»(читает Воронец Заря)

И. Бурсов

Посмотрите-ка, ребята,
Все вокруг покрыла вата!
А в ответ раздался смех:
— Это выпал первый снег.
Не согласна только Люба:
— Это вовсе не снежок —
Дед Мороз почистил зубы
И рассыпал порошок.

Логопед:

-А когда поднимается сильный ветер, все меняется вокруг, и тогда не разберешь, откуда летит снег: то ли с неба, то ли с земли. Все смешивается в сплошном хаосе, ничего не видно, кроме белой пелены. Но вот первый снег укрыл и укутал озябшую землю.

 

Зима              ( Читает Соня Кошкарёва)

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы -
И зима настала.

И.Суриков

Логопед:

-После снегопада очень красиво в лесу. “Молодые березки и липы, вытянув свои тонкие стволы, образуют причудливых форм арки, покрытые снегом. В белых пушистых шубках, напоминающих озябших снегурочек, стоят елочки и сосенки, опустив заснеженные рукава. Снеговая лепка выразительна, и кажется, что ее создавал какой-то чародей-скульптор. Иногда беззвучно сорвется с ветки ком снега и также беззвучно упадет на землю, оставляя за собой в воздухе полосу серебряной пыли” .

Берёза С. Есенин (читает Кузенкова Соня)

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Логопед:

-Давайте представим, что может произойти, если зимы не будет… (песня «Кабы не было зимы…» с игрой на деревянных ложках.)

Логопед:

-Зима — волшебница, колдунья, чародейка, которая украшает землю, сковывает ее, закрывает белым пологом. Заснеженные стоят в лесу деревья. Зимнее солнце не согревает землю, а, кажется, еще более холодит ее, и снег ярко блестит под его лучами.

Афанасий Фет «Чудная картина» (Читает Егоров Матвей)

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Логопед:

-Но вот меняется пейзаж. Сказка исчезла, и перед нами картины суровой зимней природы. А волшебница зима превратилась в грозного воеводу Мороза.

Чтение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, красный нос. Фомин Федя)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи, -
Мороз-воевода дозором 
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет 
В косматой его бороде…

Н.А. Некрасов

Логопед:

-Мороз-воевода из стихотворения Н.А .Некрасова имеет мало общего с добрейшим рождественским дедом, скорее он похож на Морозку из русских народных сказок.
«Мороз спит» (Читает Заря Воронец)

Логопед:

-Не только стихов и песен много о зиме. Известно много пословиц и поговорок, загадок. Я буду читать пословицы, а вы должны отгадать окончание. 

Береги нос в большой... (мороз). 
В зимний холод всякий... (молод). 
Зима без снега, лето без... (хлеба). 
Мороз невелик, да стоять... (не велит) 
Логопед:

- А теперь отгадайте-ка загадки:

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь) 

Старик-шутник: на улице стоять не велит, за нос домой тянет. (^ Мороз.) 
Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег.) 
Не драгоценный камень, а светится. (Лед.) 
Я потрещу, а ты бей в ладоши да пляши. (Мороз.) 
Прихожу - все рады, ухожу - все рады. (Снег) 

Нет колес у меня -
Я крылата и легка.
Громче всех постовых
Я свищу без свистка.
На лету, на лету, на лету-у,
Всю Москву замету.(вьюга)

Логопед:

-Зима в самом разгаре. Я надеюсь, что выпадет ещё больше снега и тогда для ребят начнётся веселье. А скажите, ребята, в какие игры и забавы можно играть зимой?
Иван Суриков «Детство» (Читает Байрамов Тимур)

ДЕТСТВО

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Стихотворение «Снеговик» (Читает Кирилл Сергеев)

Логопед:

-Поэты и художники помогли нам лучше увидеть и почувствовать красоту природы, они заставили нас зорче всмотреться в окружающий мир, увидеть неповторимость зимних красок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Зимушка-Зима"

Материал рекомендуется для старших и подготовительных групп, как развлеение...

Литературная гостиная в форме семейного досуга

Привитие интереса к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей....

Литературная гостиная «Зимушка-зима»

Цель: Приобщение детей к традициям русской культуры....

Семейная гостиная с участием детей и родителей «Викторина по произведениям писателей - натуралистов»

ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки. Задачи: - в игровой форме обобщить знания, полученные при знакомстве с творчеством В.В. Бианки;- способствовать формированию первых по...

Сценарий музыкально-литературной гостиной с участием детей и родителей «ПОСИДЕЛКИ»

Методы и формы работы с родителями. Из опыта работы «Семейный клуб»...

Сценарий литературной гостиной "Зимушка - зима"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25161459","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...

Сценарий «Литературной гостиной «Зимушка – зима» (средняя группа)

Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков,формирование у детей любви к поэзии, развитие поэтического слуха....