Конспект образовательной деятельности "Сказка ложь, да в ней намек..." для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности «Сказка ложь, да в ней намек…» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки

Задачи:

Обучать умению вслушиваться в речь взрослого и своих товарищей, использовать речевые модели педагога для построения собственных ответов полной фразой.

Развивать общие познавательные способности детей: умение наблюдать, строить предположения, объяснять причины и следствия событий.

Воспитывать разные нравственные суждения по отношению к поступкам героев сказки.

Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Оборудование: мультимедийная презентация, костюм феи, изображения нищенки и мальчика-звезды, макет аленького цветочка, картины с изображением сказочных деревьев, сердечки, треугольники, конфеты, модель «сердце».

Ход образовательной деятельности:

Педагог:

Я – фея любви, доброты и счастья, зовут меня Люборада.

Спустился вечер за окном,

Затушевал дневные краски,

Окутал город нежным сном,

Вновь наступило царство сказки.

Фея: ребята, я предлагаю вам сегодня побывать в сказке.

Перед нами в сказку дверь.

Не попасть туда теперь.

Но есть ответ на его секрет:

Что за дверью ты узнаешь!

Если фамилию героя угадаешь:

Карабас …(Барабас);

Кащей …(Бессмертный);

Баба …(Яга);

Мышка …(Норушка);

Кикимора …(Болотная);

Иван …(Царевич);

Елена …(Прекрасная);

Царевна ..(лягушка, Несмеяна, Лебедь).

Фея: молодцы, ребята! Вот и очутились мы с вами в сказке.

Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. На месте ее падения они обнаружили маленького ребенка. Один из лесорубов взял дитя к себе в дом, несмотря на бедность и голод. Лесорубы ничего не жалели для мальчика, делились с ним последним куском хлеба. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким.

Однажды, когда в их селение пришла бедная женщина, он закидал ее камнями, не захотев поверить в то, что нищенка – его мать.

Ты моя мать?

О никогда! Не буду сыном для тебя!

Ты нищенка! В лохмотьях

Смотри, ко мне не подходи!

Скорее дальше отходи.

Фея:

Котомку мать свою взяла

И из селения ушла.

Как долго я искала,

Как быстро потеряла!

Эксперимент. Перед детьми ставят изображения нищенки и мальчика-звезды. Какой мальчик? Обратите внимание на его лицо, какое оно? (злое, гордое, жестокое)

А это мама. Какая она? (грязная, бедная, в плохой одежде, но любящая, добрая, милая, заботливая, ласковая, нежная). А почему вы так думаете?

А теперь, ребята, я предлагаю подарить сердечко тому герою сказки, который вам понравился больше (педагог оценивает выбор детей).

Я рада за вас, что у вас такие добрые, любящие и ласковые сердца.

Фея: но после того, как женщина ушла из селения, мальчик вдруг превратился в чудовище. Тогда он понял, что поступил плохо, и три года искал по свету свою мать.

Фея: ребята, почему этот мальчик превратился в чудовище?

Ответы детей: плохо поступил.

Фея: и от этого поступка сердце мальчика-звезды почернело. Сердце его переполнилось жестокостью и разлетелось на кусочки.

Фея: дети, но как помочь мальчику-звезде снова превратиться из чудовища в человека и вернуть доброе сердце.

Ответы детей.

Фея: мы ему поможем. Если вместе с ним пройдем сказочную дорогу испытаний. Ребята, а если такое чудище встретиться вам на пути. Что вы будете делать?

Представь, что ты сам это чудище. Как ты будешь передвигаться? Как ты будешь причесываться и умываться? Какие звуки ты будешь издавать? Как ты его встретишь, если оно придет к тебе в гости? (ответы детей)

Фея: а я – Фея любви и радости, напою его горячим чаем, утешу его добрыми, ласковыми словами. Молодцы, ребята, все выдержали испытание, не испугались, интересно отвечали.

Звучит песенка о волшебном цветке.

Фея: какой красивый цветок! Но, лепестки у него осыпались. Чтобы вернуть цветок к жизни, нужно выполнить задание. Сказочник решил нас запутать. Помогите в сказке «Красная шапочка» все расставить на свои места.

Игра «Путаница»

Ребята,  нужно отвечать только полным предложением, а иначе мы не сможем оживить цветок.

Сказка «Зеленая шапочка»

Жила0была девочка, которую звали зеленая шапочка.

Так вот пошла красная шапочка в гости к тете.

Пошла красная шапочка в гости к бабушке и понесла ей корзинку с мороженным.

Шла она, шла и встретила в лесу серую лису.

Узнав, куда направляется девочка, он первым добежал до бабушки и расцеловал старушку.

А затем он переоделся в ее одежду и улегся на пол.

Красная Шапочка поставила портфель на стол.

А что было дальше?

Фея: вот и ожил наш цветок. Давайте покажем, как радуются герои.

Мы прошли второе испытание.

Фея: впереди мы видим лес, полон волшебства, чудес. (Одно дерево обыкновенное, закрыто вуалью, второе дерево печальное, с глазами, ртом).

Фея: ребята, кого напоминает нам это дерево?

(Показывает на плачущее дерево – нищенку).

Какое оно? (Белоствольное, глазастое, говорящее, лиственное, грустное, печальное).

Фея: как вы думаете, почему оно печальное?

Ответы детей: одинокое.

Фея: что нужно сделать для того, чтобы дерево стало счастливым, веселым (быть вдвоем с сыном, чтобы был друг).

Для того, чтобы встретились мама с сыном, и им вдвоем было радостно, давайте подскажем чудищу, какими предложениями и словами можно сказать о своей любви к маме.

Ответы детей. (Снимается вуаль с дерева стоящего рядом).

Вот и соединились мама с сыном. Какое сейчас у них настроение?

За деревьями находят третий осколок. На экране засветилось и застучало сердце.

Фея: молодцы! Вы помогли чудищу достойно пройти испытания и превратиться ему снова в мальчика.

Доброте и ласке нужно учиться,

Чтоб в чудище злое не превратиться.

Воспитатель незаметно ставит тарелочки под портретами героев. У нищенки на тарелочке лежат серые треугольники, а у мальчика-звезды – красивые настоящие конфеты.

Фея: ребята, герои сказки тоже хотят сделать вам подарки. Выберите их себе сами, но только у того героя, который вам очень понравился. (Согласно выбору детей, делать вывод).

Искушение велико. Говорить всегда легко, а поступать правильно так всегда сложно.

Вот ребята, сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Недаром говорится в поговорке: «Встречают по одежке, а провожают по уму».

Ведь тот, кто с детства сказку любит, тот в жизни злым уже не будет.

Потому что сказка ребята, учит нас, как побеждать зло, как правильно поступать, какие добрые дела помогают людям пройти жизненные испытания.

Список используемой литературы

1.Танникова Е. Б. Формирование речевого высказывания у дошкольников (обучение сочинению сказок). М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. (Программа развития).

2.Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет / авт.-сост. Л. М. Граб. – Волгоград: Учитель, 2012. – 136 с.

3.Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок / авт.-сост. А. А. Гуськова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 151 с.

4.Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.- (Программа развития).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию и музыке для детей старшего дошкольного возраста "Обитатели морей"

Задачами данной интегрированной НОД являются: активизация познавательной деятельности; совершенствование естественно-научных представлений детей старшего дошкольного возраста; развитие творческих спос...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «Страна знаний»

Цель: Закрепление полученных знания детей.Задачи:-  продолжать развивать умение составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр;- закреплять умение выделять в...

Конспект образовательной деятельности по области «Коммуникация: развитие речи» для детей старшего дошкольного возраста Тема: Рассказывание по картинке «Ежи»

Цель: формировать умения внимательно рассматривать картинку, рассуждать над ее содержанием.Задачи:Ø  образовательные: развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «ёж», зак...

Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Деньги. Купюра. Монета»

Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Деньги. Купюра. Монета»Цель: знакомство с денежными знаками.Задачи...

Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Достоинство монет и купюр»

Конспект образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Достоинство монет и купюр»Цель: ознакомление с достоинством монет ...