"Что такое зима?"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Диденко Ольга Михайловна

 

Программное содержание:

1.     Расширять и конкретизировать представления детей о зиме, о явлениях живой и неживой природы зимой.

2.     Закреплять в речи существительные с обобщающим значением «зима»

3.     Уточнять и расширять словарь по теме (снег, лед, мороз, вьюга, сугроб, дуть, падать, холодно и т.п.)

4.     Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными)

5.     Развивать диалогическую речь, физиологическое дыхание, артикуляционную и общую моторику, зрительное внимание.

6.     Формировать навыки сотрудничества

7.     Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

«Что такое зима?»

Программное содержание:

  1. Расширять и конкретизировать представления детей о зиме, о явлениях живой и неживой природы зимой.
  2. Закреплять в речи существительные с обобщающим значением «зима»
  3. Уточнять и расширять словарь по теме (снег, лед, мороз, вьюга, сугроб, дуть, падать, холодно и т.п.)
  4. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными)
  5. Развивать диалогическую речь, физиологическое дыхание, артикуляционную и общую моторику, зрительное внимание.
  6. Формировать навыки сотрудничества
  7. Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой.

Ход занятия

  1. Игра «Угадай и опиши того, кто спрятался» (Дети вспоминают, как выглядит ребенок. В чем одет, какая прическа, какая обувь и т.д.)
  2. Стук в дверь. Почтальон принес письмо с острова Чунга-Чунга. Воспитатель читает:

« Здравствуйте ребята. Мы жители острова Чунга-Чанга узнали, что        у вас сейчас Зима. Но мы не знаем, что такое зима. У нас возник спор. Одни жители говорят, что это вкусное, съедобное блюдо, а другие – что это так называют человека. Помогите нам, расскажите, что такое зима?»

  1. Давайте мы с вами вспомним сначала все, что сами знаем о зиме, а потом сочиним рассказ и напишем письмо в Африку.

Воспитатель загадывает загадку:

Наступили холода,

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка – серый,

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь

В спячку впал и стал храпеть.

Кто скажет, кто знает,

Что еще зимой бывает?

(ответы детей)

Скажите, дети, а сколько месяцев длится зима? С какого месяца начинается? Перечислите зимние месяцы. Какие природные явления бывают зимой? (снегопад, мороз, вьюга)

  1. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять-                 С горки мы потом кались

Мы во двор пошли гулять.                         А потом в снегу валялись.

Бабу снежную лепили,                                 Все в снегу пришли,

Птичек крошками кормили.                         Съели суп, и спать пошли.

  1. Воспитатель загадывает загадку.

«Странная звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала».

-Что это, дети? Правильно, снежинка. А давайте вспомним, какая снежинка бывает.

Ответы детей (за каждое слово воспитатель раздает снежинки): легкая, белая, красивая, маленькая, холодная и т.п.

-Давайте теперь подуем на снежинки. Дети, а как называется явление в природе, когда летят снежинки и падают на землю? (снегопад)

Упражнение «Снежинки» - нормализация темпа и ритма речи, развитие словаря и грамматического строя речи, автоматизация звукопроизношения.

(И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе)

        Мы снежинки, мы пушинки,

(наклон головы вправо и влево)

        Покружиться мы не прочь.

(дети кружатся вокруг себя)

       Мы снежинки - балеринки

(наклоны туловища вправо-влево)

       Мы танцуем день и ночь.

(приставной шаг вправо-влево)

       Мы деревья побелили.

(подъем на носочки с поднимание рук, возврат в И..п.)

       Землю бархатом укрыли.

(приседание с разведением рук)

       И от стужи сберегли.

(руки в стороны, вниз и возврат в И.п.)

-А если дует сильный ветер и падает снег, как называется это явление? (вьюга)

Молодцы, давайте с вами сейчас тоже сделаем вьюгу

  1. Развитие дыхания. Упражнение «Вьюга».

Воспитатель раздает каждому ребенку по стаканчику, дети через трубочку дуют в него и снежинки внутри начинают «летать».

-Ой, ребята, посмотрите, сколько ваша вьюга снега намела. Что это у нас за горки снега? Как они называются? (сугробы)

-Посмотрите, сугробы-то не простые, с загадками. Подойдите к своим столам и посмотрите, что там с ветром и снегом вам принесло?

Дети достают разрезанные картинки, собирают их в целое, и говорят, что получилось (снегурочка, снегирь, снеговик, снегопад)

- Ребята, если прислушаться, то все эти слова чем-то похожи. СНЕГурочка, СНЕГовик, СНЕГопад, СНЕГирь. В каждом слове есть слово СНЕГ, все слова появились от слова СНЕГ. А теперь, давайте придумаем предложения со своим словом.

Дети придумывают свои предложения: Снегирь сидит на ветке, Снегурочка пришла в гости в детский сад, зимой бывает снегопад и т.п.

- А без чего не бывает снега зимой? (Без мороза) Правильно, если не буде мороза зимой, то будет идти дождь. Вы молодцы, много знаете о зиме. Пора начинать писать письмо на остров Чунга-Чанга, а помогут нам эти картинки.

Воспитатель выкладывает на доске схему-картинку «Времена года».

«Зимой день короткий, а ночь длинная. Зимой вся земля укрыта снегом. Деревья стоят голые. Птицам голодно и холодно. Животные на зиму меняют шубу: зайцы серую на белую. Медведи спят в берлоге. Люди одевают теплые одежды и обувь: сапоги, валенки, перчатки, пуховики».

- Ребята, а вы любите зимние забавы? Давайте поиграем в снежки. Я вам буду бросать «снежки» и говорить слово, а вы мне будете говорить это слово, но ласково.

Снежинка – снежиночка                        Снег – снежок

Сосулька – сосулечка                                Елка – ёлочка

Сугроб – сугробик                                Мороз – морозик и т.п.

- Вам понравилось играть в снежки?

  1. Итог

Чем мы сегодня с вами занимались? Все сегодня были молодцы. Все старались и помогли жителям острова Чунга-Чанга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...