интеллектуальная игра по развитию речи "Зимушка - зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Михайлова Елена Владимировна

конспект интеллектуальной игры по развитию речи на тему "Зимушка - зима" для детей старшей группы.

занятие подводит итог всего изученного ранее по теме "Зима".

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Конспект интеллектуальной игры по развитию речи

                                      на тему «Зимушка-зима».

Задачи:

  1. активизация словаря по теме «Зима»;
  2. закрепление изученного ранее материала по теме «Зима»;
  3. учить подбирать слова антонимы и синонимы;
  4. учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  5. посредством мотивации улучшить активность детей на занятии.

Оборудование:

    Волшебный конверт с заданиями, снежинки – фишки, карточки с  

     изображением предметов, сюрприз – медали.

1. Вводная часть.

- Ребята, сегодня у нас сегодня необычное занятие, а интеллектуальная игра. К нам пришли зрители. Давайте поздороваемся с ними. А теперь начнем. Нам нужно разделиться на две команды.

- Посмотрите в окно, что мы там видим? Какая погода на улице? Какое сейчас время года?  (ответы детей)

- Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, на столе у меня лежало письмо от снежной королевы. Там много заданий для вас. Так же в письме оказались снежинки, которые я буду раздавать вам за правильные ответы. Снежная королева будет наблюдать за нами через окно.

2. Основная часть.

- Сейчас мы посмотрим, какие задания есть в конверте.

Первое задание. Ответьте на вопросы.

- когда наступает зима?    -как ведут себя птицы и животные зимой?

-как светит солнце зимой?   -назовите зимние месяцы?

-что происходит с реками зимой?   -какие зимние забавы детей вы знаете?

-как зимой одеты люди?    -что длиннее зимой день или ночь?

                                                  (за каждый правильный ответ – снежинка)

А вот и второе задание. Называется оно «Подбирай, называй, запоминай».

       К существительному нужно подобрать прилагательное, например: зима – холодная,…

 -снег; -погода;

-снежинки;  -лед;

      К существительному нужно подобрать глагол, например: снежинки- падают, блестят,…

 -снег;  -мороз; -лед; -сосулька  

     К прилагательному нужно подобрать существительное, например: морозный – день, …

-зимняя, -зимний, морозная, - зимнее…

 - А сейчас немножко отдохнем. Проведем физкультминутку.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке. (руки вверх)

Будем их ловить руками,

А потом расскажем маме. (хватательные движения руками)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. ( плавные движения руками)

Не завязнуть в поле чтобы,

Выше поднимаем ноги. (шагаем, с высоким подниманием колен)

- Мы немного отдохнули  и с новыми силами можем выполнять следующие задания.  

Третье задание. «Из чего – какой» 

-горка… (из снега)   -погода… (с морозом)

-дорожка… (изо льда)   -погода… (с ветром)

        (не забываем раздавать снежинки за правильные ответы)

Четвертое задание. «Скажи наоборот».

-летом дни жаркие, а зимой …     -летом день длинный, а зимой …

-летом солнце греет, а зимой …    -весной на реке тонкий, а зимой …

-одни сосульки длинные, а другие …  -снег мягкий, а лед …

Пятое задание. «Назови предмет»

    Перед детьми выкладываются карточки с изображением:

                    коньки, велосипед, ледянка, лыжи, ролики, скакалка, санки, мяч,  

                     снегокат, теннисная ракетка, клюшка с шайбой, кегли.

Нужно назвать предметы, которые подходят для зимних развлечений на улице.  (Изображения выставляются на доску, вызываются по одному человеку от команды, им нужно на время найти правильные картинки)

Шестое задание. «Назови ласково»

           Нужно образовывать существительные с уменьшительно-  ласкательным суффиксом.

-снег, -солнце, -лед, -зима, -мороз, сугроб….

Седьмое задание.

       Что можно сделать из снега и льда зимой на улице?

- снеговик, горка, крепость, каток, фигурки…

3. Заключительный этап.

- Вот и опустел наш конверт с заданиями. Все молодцы, хорошо поработали.

Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами, чем занимались. ( беседовали о зиме; подбирали к словам определения, действия; подбирали противоположные слова; образовывали уменьшительные слова…)

А сейчас посчитаем ваши снежинки. А еще для вас у меня есть сюрприз – медали за участие в нашем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей" Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников". Дистанционное обучение родителей.

Актуальность данной консультации заключается в том, что очень важно познакомить родителей с некоторыми игровыми приемами развития мышления дошкольников; дать практические советы по организации иг...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников – одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для ее решения – рациональная организация всего учебног...

Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников

Статья содержит игровые разработки,пригодные для интеллектуально развивающих занятий дома и в детском саду. Я хочу познакомить вас с некоторыми игровыми упражнениями, способствующими развитию мы...

Интеллектуальные игры для развития умственных способностей

Человек должен быть гармонично развит, с крепким телом и острым умом. Развивайте у своих детей интеллект, что бы они смогли адаптироваться к различным жизненным ситуациям и были психологически ги...