Главные вкладки

    Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Мингазова Глюза Анваровна

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: "Пересказ эскимосской народной сказки "Как лисичка бычка обидела"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie.odt26.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».

    Цель: формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.

    Задачи:

    -Расширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать грамматический строй речи. Уточнять и активизировать словарь  по теме « Рыбы ».

    -Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание,   выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.

    -Воспитание навыков сотрудничества  в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.

    Методы и приемы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.

    Оборудование: изображения героев сказки.

    Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.

    Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; рассматривание карты, где проживают эскимосы; чтение сказок о рыбах «Морские сказки»  

    С. Сахарнов, «Добрая раковина» С. Воронин, «Рыбий дом» В. Бианки; чтение стихов о морских животных; чтение сказок, к которым  можно  применить пословицы: « Слово может обидеть,

                           Слово может спасти,

                           Слово может полки за собой повести »,

    « Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »,

    « Худое слово доведет до дела злого;

    « От худого слова – да навек ссора»,

    « Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других »,

    « Как аукнется, так откликнется».

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.   (Детей  приглашаю в круг).

    В. - Дети, когда вы сегодня проснулись, какое у вас было настроение?

    Д. - Хорошее, радостное, а я не выспался, а у меня грустное и я хотел с мамой остаться и т. д.

    В. - Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас улучшилось. Хотите, я отгадаю, почему?

    Д. - Хотим.

    В. - Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?

    Д. - Да!

    В. - А кто такие друзья?

    Д. - Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением.

    В. - Ребята, а какими должны быть друзья?

    Д. - Дружные, хорошие, веселые, интересные, вежливые и т. д .

    В. - А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга?

    Д. - Обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и т. д .

    В. - А теперь, возьмитесь за руки, закройте глазки, почувствуйте руку своего друга. Какая она?

    Д. - Тёплая, ласковая, мягкая и т. д .

    В. - Как хорошо так стоять, когда все друг друга любят и дружат между собой. А теперь откройте глазки и глазками найдите своего любимого друга. Пусть ваши глаза встретятся. Подойдите к нему, возьмите его за руки и посмотрите ему в глаза.

    В. - Какие глаза у вашего друга? (Подхожу к парам, спрашиваю детей)

     Д. - Ласковые, добрые, дружелюбные, серые, голубые, карие и т. д .

    В. - Вам нравится ваш друг?

    Д. - Нравится.

    В. - Скажите ему тихо самые ласковые слова.

    Д. - Ты хороший, добрый, я тебя люблю, давай никогда не ссориться и т. д. .

    В. - А теперь, я приглашаю всех на свои места, садитесь.

    В. - Дети, сегодня мы с вами будем читать эскимосскую народную сказку.  Героев сказки вы  отгадаете через загадки , которые я вам загадаю :

             Плаваю под  мостиком,

             И виляю хвостиком.

             По земле не хожу,

             Рот есть, не говорю,

             Глаза есть -не мигаю,

             Крылья есть -не летаю. (Рыба)

    Кто крадётся между сосен?
    Шубку рыженькую носит?
    Чей там хвост в траве густой
    Замелькал, как золотой?
    Это – девица краса,
    Ярко-рыжая … (лиса)

    В. - Герои сказки, которую мы будем читать — лиса и рыбка, а рыбка с таким интересным названием — бычок.  (На доску вешаю изображения героев сказки, дети рассматривают картинки). Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.

     2. Пальчиковая гимнастика.

    - А сейчас, мы поиграем  с пальчиками:

    Лиса – соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх слегка разведенными в сторону. Это лисьи « уши».

    Согните указательные и средние пальцы- это лисий « лоб».

    Остальные пальцы образуют «морду».

    Рыбка – ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуты: большой палец будет изображать плавник, остальные – хвост.

    Волны – согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

    Камни – руки сожмите в кулаки.

    Водоросли – поднимите ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.

    3. Чтение сказки .

    В. - Сказка называется «Как лисичка бычка обидела».

            Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:

    - Бычок, бычок,

    Пучеглазый,

    Бычок, бычок,

    Большеротый,

    Бычок, бычок,

    Колючий бочок!

    А бычок ей говорит:

    - А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

    Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

    Лиса- мать спрашивает:

    -Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

    -Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

    А лиса спрашивает:

    -А ты ему ничего не говорила?

    -Сказала.

    -Что ты ему сказала? – спросила лиса.

    - А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.

    - Вот видишь,- сказала мать-лисица, - ты первая его и обидела.

    4. Беседа по сказке.

    В. - Как называется сказка?

    Д. - « Как лисичка бычка обидела ».

    В. - Где шла лисичка?

    Д. - Лисичка шла по берегу моря.

     

    В. - Кто высунулся из воды?

    Д. - Из воды высунулся бычок  - рыба морская.

    В. - Какие слова пропела лисичка?

    Д. - Бычок пучеглазый, бычок большеротый, бычок колючий.

    В. - Что ответил бычок?

    Д. - У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.

    В. - Понравились слова бычка лисичке?

    Д. - Нет, не понравились, она заплакала.

    В. - Что спросила лиса – мать?

    Д. - Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?

    В. - Как ответила лисичка?

    Д. - Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.

    В. - Что еще спросила лиса -мать?

    Д. - А ты ему ничего не говорила?

    В. - Что ответила лисичка?

    Д. - Сказала, что он пучеглазый да большеротый.

    В. - Какой вывод сделала мама-лиса?  

    Д. - Вот видишь, ты первая его и обидела.

    5. Физминутка « Лисонька ».

    ( Дети встают из-за столов).

    Утром лисонька проснулась,

    Лапкой вправо потянулась,

    Лапкой влево потянулась,

    Солнцу нежно улыбнулась

    В кулачок все пальцы сжала,

    Растирать все лапки стала –

    Лапки, ножки и бока.

    Вот какая красота!

    6. Игра « Слова наоборот».

    В. - Дети, давайте, поиграем в игру « Слова наоборот »

    Мир – вражда, ссора.

    Друг – враг.

    Грубая – ласковая.

    Добрая – злая.

    Хитрая – простодушная.

    Обижать – утешать.

    Дразнить –хвалить.

    Плакать – радоваться, смеяться.

    Косматая – причесанная.

    Колючий – гладкий.

    Глупая – умная.

    7. Подготовка  детей к пересказу.

    В. - А теперь, я вам  предлагаю послушать сказку еще раз, подумать и подготовиться к пересказу сказки.

    8. Пересказ сказки детьми по частям .

    Дети рассказывают по цепочке.

    9. Рефлексия.

                                                                                             

    В. - Какую сказку вы сегодня слушали?

    Д. - « Как лисичка бычка обидела ».

    В. - Кто больше всех вам понравился?

    Д. - Бычок, Лисичка, мама Лиса.

    В. - Согласны ли вы с концовкой сказки?

    Как бы вы закончили сказку?

    Д. - Надо, чтобы лисичка и бычок помирились и т. п.

    В. - Как  вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от окружающих? Почему?

    Д. - Нет, нельзя дразнить, потому что все не могут быть похожими друг на друга. Каждый по своему особенный.

    В. - Какие пословицы вы знаете по данной теме?

    « Слово может обидеть,

      Слово может спасти,

      Слово может полки за собой повести »

    « Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »

    « Худое слово доведет до дела злого »

    « От худого слова – да навек ссора »

    « Как аукнется, так и откликнется »

    « Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай других »

    В. - Какие вежливые слова вы знаете?

    Д. - Спасибо, пожалуйста, здравствуй, до свидания, прости, будь добр, и т. д.

    В. - На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ООД Пересказ эскимосской сказки "Как лисичка бычка обидела"

    Данная работа состоит из: орг.момента, чтения сказки, вопросы по сказке, физминутки, работы по мнемотаблице, пересказ сказки детьми, итога....

    Пересказ эскимосской сказки "Как лисичка бычка обидела"

    Сценарий открытого занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе "Как лисичка бычка обидела" (эскимосская сказка)....

    Презентация эскимосской народной сказки "Как лисичка бычка обидела"

    Задачи: Раширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок - это рыба. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Приобщать детей к фольклору....

    "Пересказ эскимосской сказки "Как лисичка бычка обидела".

    Формировать умение детей связно и последовательно пересказывать....

    Пересказ эскимосской сказки "Как лисичка бычка обидела"

    #каклисичкабычкаобидела #развитиеречи #пересказ #открытоезанятие Формирование у детей умения связно, последовательно пересказывать небольшую сказку; совершенствование слухового восприятия детей....

    Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела». План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа).

    Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела». План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)....