Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела». План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа).
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Якушкина Татьяна Петровна

Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела». План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела». План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа).

Цель: формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.

Задачи:

-Расширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать грамматический строй речи.

-Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.

-Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.

Методы и приемы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.

Оборудование: изображения героев сказки, диафильм.

Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.

Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; рассматривание карты, где проживают эскимосы, разбор пословиц:

 Слово может обидеть,

Слово может спасти,

Слово может полки за собой повести,

 Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит,

 Худое слово доведет до дела злого;

 От худого слова – да навек ссора,

 Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других,

 Как аукнется, так откликнется.

Ход занятия:

В.: Ребята, я приглашаю вас подойти к карте. Сегодня мы с вами будем читать эскимосскую народную сказку.

Воспитатель показывает на карте, где живут эскимосы. 

Предлагает детям сесть на свои места и показывает слайды, изображающие эскимосов и их быт.  

В.: Героев сказки вы отгадаете через загадки , которые я вам загадаю :

Плаваю под мостиком,

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, не говорю,

Глаза есть -не мигаю,

Крылья есть -не летаю. (Рыба)

Кто крадётся между сосен?
Шубку рыженькую носит?
Чей там хвост в траве густой
Замелькал, как золотой?
Это – девица краса,
Ярко-рыжая … (лиса)

В.: Герои сказки, которую мы будем читать — лиса и рыбка, а рыбка с таким интересным названием — бычок. (На доску вешаю изображения героев сказки, дети рассматривают картинки). Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.

2. Чтение сказки, показ слайдов.

В.: Сказка называется «Как лисичка бычка обидела».      3. Беседа по сказке.

В.: Как называется сказка?

В.: Как лисичка бычка обидела?

В.: Где шла лисичка?

Д.: Лисичка шла по берегу моря.

В.: Кто высунулся из воды?

Д.: Из воды высунулся бычок — рыба морская.

В.: Какие слова пропела лисичка?

Д: Бычок пучеглазый, бычок большеротый, бычок колючий.

В.: Что ответил бычок?

Д.: У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.

В.: Понравились слова бычка лисичке?

Д.: Нет, не понравились, она заплакала.

В.: Что спросила лиса – мать?

Д.: Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?

В.: Как ответила лисичка?

Д.: Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.

В.: Что еще спросила лиса -мать?

Д.: А ты ему ничего не говорила?

В.: Что ответила лисичка?

Д.: Сказала, что он пучеглазый да большеротый.

В.: Какой вывод сделала мама-лиса?

Д.: Вот видишь, ты первая его и обидела.

4. Физ.минутка «Лисонька».

 (Дети встают из-за столов).

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

6. Игра » Слова наоборот».

В.:Дети, давайте, поиграем в игру «Слова наоборот».

Мир – вражда, ссора.

Друг – враг.

Грубая – ласковая.

Добрая – злая.

Хитрая – простодушная.

Обижать – утешать.

Дразнить –хвалить.

Плакать – радоваться, смеяться.

Косматая – причесанная.

Колючий – гладкий.

Глупая – умная.

6. Подготовка детей к пересказу.

В.: А теперь, я вам предлагаю послушать сказку еще раз, подумать и подготовиться к пересказу сказки.

7. Пересказ сказки детьми по частям .

Дети рассказывают по цепочке.

8. Рефлексия.

В.: Какую сказку вы сегодня слушали?

Д.: «Как лисичка бычка обидела».

В.: Кто больше всех вам понравился?

Д.:  Бычок, Лисичка, мама Лиса.

В.: Согласны ли вы с концовкой сказки?

Как бы вы закончили сказку?

Д.: Надо, чтобы лисичка и бычок помирились и т. п.

В.: Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от окружающих? Почему?

Д.: Нет, нельзя дразнить, потому что все не могут быть похожими друг на друга. Каждый по- своему особенный. 

В.: Какие пословицы вы знаете по данной теме?

«От худого слова – да навек ссора».

В.: Какие вежливые слова вы знаете?

Д.:  Спасибо, пожалуйста, здравствуй, до свидания, прости, будь добр, и т. д.

В.:  На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эскимосская народная сказка

Слайд 2

Эскимосы - это народ, который живет на севере. Слово «эскимос» переводится как « человек , который ест сырую рыбу»

Слайд 3

Иглу – зимний дом эскимосов в форме полусферы, который возводится из снежных блоков.

Слайд 4

Кухлянка – это традиционная верхняя одежда у народов Севера и Сибири из оленьих шкур.

Слайд 5

Классические унты изготавливались из шкуры оленя и украшались кусочками песцовых или заячьих шкурок, цветным сукном, бисером.

Слайд 6

Сегодня вы услышите чудесную эскимосскую сказку . Обработал эту сказку, т.е. записал Г. Снегирёв. Снегирёв много путешествовал по Северу и услышал эту сказку. Теперь эту сказку знают и другие народы.

Слайд 7

Шла однажды лисичка по берегу моря.

Слайд 8

А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать .

Слайд 9

Увидала лисичка бычка и запела: — Бычок, бычок, Пучеглазый, Бычок, бычок, Большеротый, Бычок, бычок, Колючий бочок!

Слайд 10

А бычок ей говорит: — А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Слайд 11

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой. Лиса-мать спрашивает: — Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь? — Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

Слайд 12

А лиса спрашивает: — А ты ему ничего не говорила? Лисичка говорит: — Сказала. — Что ты ему сказала? — спросила лиса. — А я ему сказала, что он пучеглазый да большеротый. — Вот видишь, — сказала мать-лисица, — ты первая его обидела.

Слайд 13

КОНЕЦ СКАЗКИ

Слайд 14

Главная мысль сказки «Не хочешь чтобы тебя обидели, не обижай и сам других.» «Как аукнется, так и откликнется.»

Слайд 15

спасибо



Предварительный просмотр:

C:\Users\Jorge\Desktop\Новая папка (3)\20201207_094210.jpg

C:\Users\Jorge\Desktop\Новая папка (3)\20201207_094445.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект комплексного занятия по развитию речи в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет.

Тема: « Мы потешки распеваем и немного поиграем». Программное содержание:Закрепить с детьми знание потешек. Учить проговаривать их не торопясь, выразительно. Продолжать учить детей составля...

План- конспект интегрированного занятия( аппликация, развитие речи) младшая группа "Ночь за окном".

Открытое интегрированное занятие (развитие речи и аппликация) для младшей группы                ...

Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: "Пересказ эскимосской народной сказки "Как лисичка бычка обидела"...

Презентация эскимосской народной сказки "Как лисичка бычка обидела"

Задачи: Раширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок - это рыба. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Приобщать детей к фольклору....

конспект ООД по развитию речи в старшей группе " Пересказ эскимосской народной сказки "Как лисичка бычка обидела"

1. Помочь детям понять и запомнить содержание сказки.2. Формировать умение детей связно, последовательно пересказывать не большое произведение.3. Пополнить и активизировать словарь детей.4. Расширить ...

Конспект занятия по развитию речи (Старшая группа) Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

МКДОУ Воскресенский детский сад № 2 «Семицветик»      Конспект занятия по развитию речи(Старшая группа) Тема: «Пересказ эскимосской сказки«Ка...