Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Танасова Татьяна Юрьевна

С помощью данного конспекта, дети закрепят знания о семье, вспомнят пословицы, познакомятся с притчей о семье по картине Рембрандта. Научатся называть себя по ИО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира

на тему «МОЯ СЕМЬЯ» в старшей группе

Цель: Обогащать духовный мир детей.

Задачи:

  1. Воспитывать культуру общения. С помощью музыкального, поэтического, театрального и изобразительного искусства воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи. Развивать общительность и коммуникабельность.
  2. Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения с помощью игровой ситуации, театрализованных игр, кроссвордов, ребусов. Упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения.
  3.  Учить пользоваться прямой и косвенной речью. Совершенствовать диалогическую форму речи детей.

Предварительная работа с детьми:

Беседы воспитателя с детьми на темы: «Забота о ближних», « Семейные праздники», «человек и общество», «занятия взрослых». Знакомство детей с народными традициями, семейным укладом жизни. Рассматривание семейных фотографий. Знакомство с пословицами о семье. Рисование на тему: «портрет мамы или папы»

Предварительная работа с родителями:

-Повторение с ребенком ФИО всех членов семьи

-Фотографии членов семьи для рассматривания в группе

Материал и оборудование:

Фото детей и членов семьи; фото картины «возвращение блудного сына» Рембрандта; портрет Рембрандта; краски, восковые мелки. Аудио запись «песенка мамонтенка»; маска зайца; иллюстрация генеалогического древа.

Ход занятия

Игровой момент: воспитатель предлагает детям отправиться погулять (звучит песенка мамонтенка 1 куплет и припев).

Воспитатель: Ребята а вы знаете своих близких , найдите их(дети подходят к фотографиям со своими членами семьи).

Воспитатель: Молодцы, все нашли своих родных. Вернулись в свой дом. А вот человека, который по легкомыслию пренебрег своими близкими. Променял свой дом, семью, называют блудный сын.

(на слайде картина «возвращение блудного сына») Эта картина находится в Эрмитаже, написал её великий художник Рембрандт. (портрет Рембрандта). На картине изображена встреча отца с измученным и оборванным сыном, который возвратился из далеких странствий. Эта картина на сюжет о легкомысленном сыне, убежавшем из отцовского дома. А когда вернулся – был прощен отцом.

Воспитатель: а почему в притче говорится именно из отцовского дома? Был прощен отцом? Ответы детей.

Воспитатель: правильно, мы с вами об этом говорили, - что в каждой семье слушались старших. Старейшина, т.е отец папы ,– дедушка,  был самым главным.

Воспитатель: Ребята, а какие пословицы подходят к этой притче? Ответы детей.

Воспитатель: «Вся семья вместе так и душа на месте»; «В гостях хорошо, а дома лучше»;

Воспитатель:  А что такое ребус, вы знаете? (Ответы детей) Попробуйте догадаться по этой картинке, какое слово здесь зашифровано.

Показывает карточку, на которой изображено: 7 я. Дети называют слово: семья.

Воспитатель: слово «семья» получилось так: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат и я – семь членов семьи, то есть семьЯ. Раньше всех называли лишь по именам: Иван, Мария и т.д., но потом людям стали ещё давать прозвища по их занятиям, особым чертам характера, например: добряк, кузнец. Со временем эти прозвища превратились в фамилии: Добрынин, Кузнецов.

Воспитатель: Как вы думаете ребята, а почему ему дали фамилию Добрынин?(можно навести:- какой он был?); почему Кузнецов?( ответы детей)

Воспитатель: У каждого из нас есть не только имя и фамилия, но и отчества. Его дают по имени отца.

Малой подвижности игра «Заяц хваста»

Правила игры: дети встают на две группы:

1я группа- «Заинька трусишка, к нам, к нам к нам»

2я группа – «Заинька малышка, к нам, к нам, к нам»

Заяц – « я не малышка, я не трусишка, я заяц-…..(ребенок называет свое ИО),

Самый умный, красивый и т.д.»

1я и 2я группы – « заяц по ИО выбирай, выбирай. Заяц выбирает другого воду.

Воспитатель: послушайте ребята шуточное стихотвоение:

Говорят, что в старину

Так оно и было.

Много братьев и сестёр

Весело дружило.

Вместе пили молоко,

Вместе ели сушки.

Настоящий детский сад

В каждой был избушке.

(Ю. Энтин)

Предлагаю вам разгадать кроссворд, имеющий прямое отношение к теме нашего занятия. Вам надо правильно назвать слова по горизонтали.

Вопросы кроссворда

Самые родные для ребёнка люди. (Мама и папа.)

Самый младший член семьи. (Ребёнок)

Кто из вашей семьи ходит в детский сад? (Я.)

Все нарядные с утра: я, братишка и... (сестра).

Самые старшие члены семьи. (Дедушка и бабушка.)

Слово с буквой «О», означающее жилище, кров. (Дом.)

Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году, и у каждого он свой. (День рождения.)

Дети вместе с педагогом разгадывают кроссворд, называют словосочетание по вертикали: моя семья.

Психогимнастика «Семья»

Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они радуются? Посмотрите, как Егор радуется, давайте у него спросим, когда папа и мама бывают такие радостные? 
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они удивляются? Интересно когда это папа и мама удивляются?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они сердятся? У Вики было такое выразительное лицо, хочется у нее спросить. Когда папа и мама сердятся?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они испугаются? Когда пугаются родители, Ярослав? Что их так может напугать?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они спокойны?
Воспитатель: вот таких спокойных детей я хочу пригласить в необычный, чудесный сад. Почему он необычный, мы сейчас узнаем. А пока я хочу вам сказать правило, которое нужно выполнять в этом чудесном саду: «Нужно внимательно и тихо слушать того, кто говорит». Вы готовы справиться с таким правилом?  

Воспитатель приглашает детей за столы.

Воспитатель: Мы с вами сейчас нарисуем семейное дерево.  И у нас получится семейный сад.

Воспитатель объясняет детям: сначала делаем набросок дерева карандашом, затем, лица родственников рисуем восковыми мелками, и располагаем начиная от корня дерева со старшего члена семьи. Таким- образом вы себя нарисуете на самой макушке дерева. ( воспитатель напоминает детям , что можно подойти к фотографиям и посмотреть особенности внешнего вида(усы, борода, какого цвета волосы…) После того, как нарисовали лица мелками, рисуем само дерево красками. Ствол и  крону дерева.

Вот вы и создали свои семейные генеалогические древа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе "В гости к матрешке"

Конспкт направлен на расширение кругозора, формирование целостной картины народного творчества и прикладного искусства.Актуальность - Развитие творческих способностей, воображения, формирования эстети...

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в средней группе "Я и моя семья"

Цели:-повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка;-развитие у детей чувства семейной сплоченности, воспитание интереса к истории своей семьи.Задачи:-развивать представление о семь...

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в средней группе "Я и мой город"

Цель:-формирование художетвенно-познавательных интересов у детей через приобщение к культурному наследию МосквыЗадачи:-формировать начальные знания о Москве, о её истории, гербе и основных достопримеч...

Конспект итогового занятия по формированию целостности картины мира в старшей группе " Что,Где,Когда?

Цель: создание  мотивационного настроя на предстоящую деятельность.Программное содержание:- Закрепить знания о многообразии растительного мира.- Расширять представления о взаимосвязи растительног...

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в средней группе «Стайка снегирей на ветках рябины»

Цели и задачи:-Расширять представления детей о многообразии птиц.-Учить выделять характерные особенности снегиря.-Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок и подкармливать их.С...

Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе компенсирующей направленности тема: «На земле, в воздухе, на воде»

                        Конспект открытого занятия   по формированию целостной картины мира в старшей группе компенсирующей...