"Игры в слова"
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Словесные игры в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_v_slova.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ В СЛОВА

        Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира. Научить ребенка думать – непростая задача. Чтобы приучить к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых особое место занимает игра со словом. В словесной игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Словесные игры направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умения считать, ориентироваться в пространстве, на развитие самостоятельности мышления, на формирование  мыслительной деятельности детей. У детей, особенно старшего дошкольного возраста, начинает формироваться словесное мышление, и его надо развивать. Словесная игра требует использование приобретенных ранее знаний в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением «небылиц» и т.д. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.  Словесные игры важны для подготовки детей к школе, так как требуют умения внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать его. Словесная игра не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знание воспитателем самой игры.

Лексическая игра «Наоборот»

В игре ребенок учится подбирать антонимы к словам

        А нам с тобой пришел черед

        Сыграть в игру «Наоборот».

        Скажу я слово «высоко»,

        А ты ответишь … «низко»,

        Потом скажу я «далеко»,

        А ты ответишь … «близко»,

        Скажу теперь я «потолок»,

        А ты ответишь … «пол»,

        Скажу я слово «потерял»,

        Ответишь ты … «нашел».

        Теперь: «Начало»- я скажу,

        «Нет», - скажешь ты,- «Конец».

Игра с многозначным словом «играет»

Развивать речь ребенка и знакомить с понятием многозначности слова, учить подбирать точные по смыслу слова.

        И солнце играет (лучами на речке),

        И кошка играет (клубком на крылечке),

        И Женя играет (есть кукла у Жени),

        И мама играет (в театре на сцене),

        И папа играет (на медной трубе),

        И дедушка (с внуком играет в избе).

        А бабушка внуку пеленки стирает.

        Бабушка в стирку, наверно, играет?

Спросить у детей как по-другому можно сказать, как можно заменить слово «играет»

        - «Солнце играет лучами» - светит, сияет, блестит…

        - «Папа играет на трубе» - выступает…

        - «Кошка играет» - прыгает, резвится, ловит клубок, катает клубок…

        - «Женя играет» - кормит куклу, укладывает её спать,

одевает её и т.д.

Подбирая слова, ребенок узнает на своем практическом опыте, что слово может иметь разный смысл, учится подбирать слова.

Игра «Подбери рифму»

Сначала нужно объяснить, что такое рифма, как рифмуются слова, а потом играть.

Кошка – плошка

Мошка – ложка

Каша – Маша   и т.д.

Игра «Кто больше назовет предметов…» (посуды, одежды, мебели, животных и т.д.)

Игра «Какой бывает дождь»

Обогащение словаря детей новыми словами.

        Дождик капал, моросил,        

        Припускал, стучал, косил,

        Ливнем лил, стеной стоял,

        Барабанил, травы мял.

        Дождь слепой и проливной,

        Нарастающий, грибной,

        Обложной, висячий, скорый,

        Сонный, медленный и спорый.

        Как камыш стоймя стоячий,

        И холодный, и горячий.

        А еще есть грозовой,

        Радужный, полосовой,

        Параллелями и в сетку,

        А при ветре даже в клетку…

        Вот как много есть дождей

        Для растений и людей.

Какой бывает дождь? Кто больше услышал слов о дожде? Называем слова из стихотворения.

Можно провести в игровой форме: нарисовать тучку, на земле цветочек. Нужно помочь тучке полить цветочек. Одно слово из стихотворения – одна нарисованная капелька или линия от тучки к цветку. Нужно нарисовать настоящий ливень, т.е. подобрать как можно больше слов из стихотворения о дожде.

Игра «Составь предложение»

Составлять предложения из слов, находя смысловую связь между словами. Например, один ребенок называет слово «трава», а другой «молодая». Можно составить предложение «Из-под снега выглядывает молодая травка».

Игра «Составь предложение на одну букву».

Например: составить предложение на букву К

        Коля копал картошку.   И т.д.

Игра «Если бы я был…» волшебником, невидимкой, марсианином и т.д.

Входя в конкретный образ, ребенок должен  составить рассказ на заданную тему. Если он затрудняется, стоит задать ему наводящие вопросы: что он будет делать, где будет жить, с кем дружить и т.д.

Игра «Словесный сад»

В игре ребенок развивает речь, образовывает новые слова, подбирает и составляет разные производные слова.

Для игры:

        -2 картонных листа с изображением деревьев с корнями, ветвями и листьями;

        - карточки с однокоренными словами. Красная карточка обозначает главное слово – корень.

На корень дерева кладут красную карточку, а остальные однокоренные слова ребенок в процессе называния укладывает на ветви. Перед тем, как положить карточки со словами, их громко проговаривают. Если ребенок не умеет читать, помогает взрослый или уже читающий ребенок.

Карточки «Слова-корни» и «Слова-родственники»

Лес – лесок, лесной, лесник, лесочек.

Гора – горка, горочка, пригорок, горный, гористый.

Гриб – грибок, грибной, грибочек, грибник.

Вода – водный, водичка, водяной, подводник.

Лист – листва, листок, листик,  листочек, листопад, лиственный.

Сад – садовник, садик, садовый, садовод, посадить, посадки.

Снег – снегопад, снежок, снежинка, снеговик, снегурочка, снежный.

Дерево – деревце, деревянный, древесина.

Соль – соленый, соленья, соличка, посолить, рассол.

С использованием материала из интернета

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многозначные слова. Обучающающая игра "Угадай слово"

Данный материал позволяет научить ребенка  навыку обобщения предметов по названию и существенным признакам; учит «видеть» многозначное слово и понимать его значение;  закрепляет  навык ...

Дидактическая игра "Найди слово в слове"

В игре «Слово в слове» предлагается слово, которое содержит другое, более короткое слово. Ребята  должны найти его, объяснить значение. Презентация сопровождается яркими картинками, иллюстрирующи...

Игровой сеанс с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей «Играем со словами» (игры со словами по подготовке к обучению грамоте и развитию речи)

Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим. Поэтому, если вы хотите чему-то научить своего ребенка – играйте с ним, обучая при этом! Вашему вни...

Презентация -игра "Родственные слова к слову "ЛЕС"

Данную презентацию можно использовать как игру - минутку для обучения детей умению придумывать родственные слова к заданному слову....

Презентация-игра "Родственные слова к слову "ГРИБ"

Данную презентацию можно использовать как игру - минутку для обучения детей умению придумывать родственные слова к заданному слову....

Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Формировать понимание слов-синонимов, антонимов, омонимов. Учить связывать существительные с соответствующими глаголами. Закреплять умение группировать предметы. Закреплять умение проводить звуковой а...

Занятие по грамоте "Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги"

Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи:  Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...