Игровой сеанс с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей «Играем со словами» (игры со словами по подготовке к обучению грамоте и развитию речи)
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Булатова Эльвира Юрьевна

Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим. Поэтому, если вы хотите чему-то научить своего ребенка – играйте с ним, обучая при этом! 

Вашему внимнию предлагается ряд игр, способствующих  развитию речи и обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_seans_igraem_so_slovami.docx36.08 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой сеанс для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей «Играем со словами»

 (игры со словами по подготовке к обучению грамоте и развитию речи)

О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.

Но даже при условии, что родители много читали своему ребенку, рассказывали ему стихи, много объясняли, разговаривали с ним, сам ребенок при этом допускает в речи множество аграмматизмов, не может описать простую картинку или рассказать о чем-нибудь.

Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли, а ребенка этому учить не пытались.

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Она является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно-образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим. Поэтому, если вы хотите чему-то научить своего ребенка – играйте с ним, обучая при этом!

Какие игры помогут  развивать речь ребенка?

Вашему вниманию хочу предложить ряд игр для развития речи и обучения грамоте.

Игры для развития речи:

Оборудование: карточки – символы; мнемотаблицы; мяч

Закрепить грамматические категории можно поиграв в разные игры с одним словом. Например, со словом «снег». Аналогично (гриб, рыба…)

1.Игра «Один – много» (снег – снега –много снега). Цель: образование имен существительных множественного числа в форме винительного и родительного падежа

2.Игра «Гном – великан» (снег-снежок-снежище). Цель: образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов или суффиксов увеличения.

3.Игра «Семейка слов» Цель: образование  родственных слов (снег-снежок-снегопад-снежинка-снежная-Снегурочка-снеговик-снегоход).

При затруднении выполнения задания, рекомендуется использовать мнемотаблицы.

4.Игра «Какой? Какая? Какое?» (по внешнему виду, на ощупь, на вкус, по запаху). Цель: расширение словарного запаса, закрепление навыков согласования прилагательных с существительными в Р.п.

(Снег – белый, холодный, мягкий, пушистый, блестящий, искристый. Может быть мокрым, липким, грязным).

5.Игра «Составь предложение». Цель: учить составлять предложения с опорой на одно слово, закрепляя навыки согласования слов, развивать воображение.

6.Игра «Посчитай до десяти». Цель: учить согласовывать существительные с числительными.

7.Игра «Скажи наоборот». Цель: образование слов с  противоположным значением.

веселый – грустный     сильный – слабый    глубокий – мелкий      широкий – узкий

яркий – тусклый           толстый – тонкий     чистый – грязный       больной – здоровый

высокий – низкий         старый – молодой     длинный – короткий    смелый – трусливый

8.Игра «Скажи по другому». Цель: образование слов, имеющих одно  значение, но разное звучание.

Дом – жилище, помещение;                               Льется – течет;

Солдат – боец, воин;                                           Идет – шагает;                                        

Хворостинка – прутик;                                       Храбрый – смелый, отважный;

Лошадь – конь;                                                    Бежать – нестись

Спешить – торопиться;                                       Красивый – прекрасный  

9. «Словарная работа». Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

10. Игра «Если бы, да кабы…». Цель: учить правильно строить сложноподчиненные предложения; развивать воображение.

Ребенку предлагается закончить предложение:

- Если бы я был Волшебником, то я бы …, потому что…

- Если бы я был Солнцем, то я бы …, потому что…

- Если бы я был Дождиком, то я бы …, потому что…

- Если бы я был Супергероем, то я бы …, потому что…

11.Игра «Что ты представляешь?» Цель: развитие воображения, ассоциативных связей

«Что ты представляешь, когда слышишь слово «мед»? (пчелу – укус – боль – лекарство- врача»;

Аналогично: дом – мама – радость – подарки – праздник  – веселье – игры – друзья;

Школа – учительница – парта – тетрадь – уроки – перемена – друзья – игры  

Игры по обучению грамоте:

1.Игра «Продолжи слово». Цель: развивать внимание, воображение. Подготовка ребенка к чтению по слогам.

Игры проводится с мячом.

КА- каша, кастрюля, канава…; Ри – рисунок,  рис…Ва – варежка, валенки, варенье…Су – сумка, судно, суп…

3.Игра «Цепочка слов». Цель: развивать фонематический слух, учить звуковому анализу.

Мост – туфли – игра – азбука – апельсин – нитки – индюк…

4.Игры «Веселые рифмы». Цель: Развивать слуховое внимание и фонематический слух.

Печка – речка        чайка – гайка      пень – день     лиса – коса    кошка – ложка

Губы – трубы        врач – грач         барабан – таракан           корка – горка

5.Игра «Доскажи словечко». Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.

Серый волк в густо лесу встретил рыжую …(лису);

Михаил играл в футбол, и забил в ворота…(гол);

Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал…(заяц);

Молодчина эта Лина, лепит все из… (пластилина);

Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не …(киска);

Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось..  (мыло);

И сказали блюдца: «Надо бы…( вернуться);

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему…(бока);

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для…(нас).

5.Игра «Какое слово я задумала». Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух, совершенствовать навык звукового анализа.

Сложив первые звуки названий предметных картинок, назвать  полученное слово. Картинки:

 ваза, облако, лопата, карандаш – волк;

Забор, апельсин, мороженое, облако, ключ – замок;

Бочка, ананас, рыба, автобус, бабочка, аист, ножницы – барабан  

6.Игра «Найди сова в слове». Цель: развивать зрительное внимание, совершенствовать навык чтения, развивать воображение.

Рыбак: рыба;    

волк: вол;  

собака: бак;    

метро: метр;  

дубрава: дуб, бра

обложка: лож, ложка;  

мельник: мель, ель, ельник

 косынка: косы, осы, сын


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой сеанс с детьми среднего дошкольного возраста «Волшебные пузыри»

Особый интерес у детей наблюдается к играм с воздушными шарами и мыльными пузырями. Они не просто завораживают малыша и приносят радость и веселье, они еще и несут в себе развивающий потенциал....

Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и речи. «В зимнем парке»

Цель: Закрепить представления детей о зиме и городских зимующих птицах в рамках совместной игровой деятельности. Форма проведения: Задачи:Образовательные:Способствовать формированию представ...

Игровой сеанс для детей старшего дошкольного возраста "Что такое Дружба?"

Игровой сеанс для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Что такое Дружба ? »Цель: развитие коммуникативных навыков, сплочение детей через игровое взаимодействие.Задачи: способст...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте и развитию речи с элементами здоровьесберегающих технологиу "Там, на неведомых дорожках"

Занятие на закрепление пройденного материала в форме игры-путешествия с использованием спортивного оборудования и наглядным материалом в виде презентации....