Проект Забавы вокруг русской печи
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Склярова Ольга Васильевна

Познавательно- игровой проект по устному народному творчеству  для детей раннего возраста "Забавы вокруг русской печи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zabavy_vokrug_russkoy_pechi.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Забавы вокруг русской печки»

1 младшей группы №2 Скляровой О.В.

Вид проекта:  Познавательно- игровой.

Цель проекта: Знакомство с бытом и фольклором русского  народа.

Задачи проекта.

1.Знакомить детей с элементами русского быта

* самовар, чугунок

* расписные деревянные ложки

*одежда – сарафаны, кокошники.

2.Воспитывать любовь к родному языку.

Продолжительность проекта: средней продолжительности.

Форма проведения:  занятия, самостоятельная деятельность детей, элементы игры драматизации, интегрированное занятие.

1 этап - подготовительный

1.Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

2.Работа воспитателя: подобрать предметы  и вещи русской старины, подобрать художественную литературу, потешки, картинки, иллюстрации.

3.Задания для родителей. Приготовить костюмы для занятия

* сарафаны

* кокошники

*рубашки – косоворотки

* картузы.

Для мини- музея подобрать предметы русской старины.  

2 этап

1Беседа с детьми о предметах русского быта

2.Занятие: «В гостях у Насти»

3.Занятие «. Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

3этап - обобщение результатов

1.Сотрудничество с родителями  - фотовыставка

2.Интегрированное занятие: «Сорока- ворона»

3.Мини-музей - предметы и вещи русской

старины.

Тематическое планирование работы по проекту: «Забавы вокруг русской печки» в 1 младшей группе №3 Скляровой О.В.

Тема занятия

Цель

Содержание

Материалы

1.Беседа о предметах русского быта.

Знакомить детей с предметами русской старины. Обогащать словарь детей названиями предметов деревенского быта (самовар, расписные деревянные ложки),

Самовар, расписные деревянные ложки,

2.Занятие: «В гостях у Насти»

  Знакомить детей с русским костюмом  (сарафаном). Учить детей видеть красоту в окружающем.

Рассматривание предметов русского быта. Рассказывание сказки о девочке Василисе.

Большая кукла в русском национ. костюме. Предметы - самовар, ложки, доски украшенные, тарелки расписные.

4.Интегрированное занятие «Сорока-ворона»

Обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие новыми впечатлениями, прибегая к элементам драматизации.

Приход в дом Сороки-вороны. Худ. слово: Ай, качи-качи» Рассказ вороны с элементами драматизации. Игра на ложках и пение песни «Сорока-ворона. Пляска под р.н. мелодию. Угощение.

Элементы русского костюма; предметы русского быта. Расписные деревянные ложки (по 2 штуки на каждого ребенка). Костюм Сороки-вороны. Магнитофонные записи р.н. мелодий: Светит месяц». «Калинка»

3.Занятие:Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем».

Рассматривание самовара. Ознакомление строится на его сходстве с чайником и отличии от него. Загадка.  У носатого у Фоки постоянно руки в боки. Фока воду кипятит и как зеркало блестит. Дид/игра. Напоим куклу чаем.

Самовар, кукла. Посуда чайная.

Очень действенный и доступный ребенку подход к культуре через предметы, в которых воплощена история, прошлое и настоящее. Знакомясь с подлинными вещами (самоваром, расписные деревянные ложки, чугунком и другими предметами), дети должны осознать, что прошло много лет, а они сохранились и донесли до нас информацию о быте прошлого.

Проект: «Забавы вокруг русской печки»

Цель. Знакомство с бытом и фольклором русского народа.

Задачи.

1.Знакомство детей с элементами русского быта.

* Самовар

*Чугунок

*Расписные деревянные ложки

*Одежда –сарафан, кокошники, рубушки-косоворотки

2.Воспитывать любовь к родному языку.

 В детском саду у детей с самого раннего возраста формируем представление о русской культуре. На занятиях детей знакомим с изделиями народного исскуства, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками.

   Для начала  подобрала для группы предметы  русского народного быта: самовар, расписные деревянные ложки, коврик, кружева. Сходили с детьми на экскурсию в «Русскую избу», где провела с детьми беседу и знакомила детей с русской печкой, чугунком, расшитыми полотенцами. Читала детям потешки.          

Хлебом, солью привечаем,

Самовар на стол несем

Мы за чаем не скучаем

Говорим о том, о сем!

Пышет жаром самовар

Из-под крышки рвется пар

Сидит чайник наверху

Греет донышко в пару!

Сорока-сорока, где была?

Далеко! Кашу варила. Маслом поливала.

Маком посыпала. На порог скакала.

Гостей созывала. Гости услыхали, быть обещали…

Фольклор является источником познавательного и нравственного развития детей. В свободное от занятий время, включаясь вместе с детьми в игровую деятельность, старалась передать детям богатство народной игры. В игре Утена», которая  

По лугам гуляла

Гнездо совивала

Деток выводила

Деток собирала.

Народ создает ласковый, светлый образ матери, который впитывают дети.

На интегрированном занятии «Сорока-ворона» знакомились  с элементами интерьера русской избы и предметами обихода (лавка, печка, балалаечка. расписные рушники, посуда).

   Необходимо помнить, что ранний возраст- это период, когда ребенок особенно привязан к дому, к семье. Поэтому эффективность, проводимой в саду работы, зависит от отношения к ней в семье ребенка.

   Я познакомила родителей с проектом. Они с интересом отнеслись к проекту и сшили костюмы в русском народном стиле. Это сарафаны, кокошники, рубашки-косоворотки, картузы.

Оформила фотовыставку  детей в  русских народных костюмах. И по итогам проекта у нас в группе появился  уголок с элементами русского быта.

История самовара.

Среди вещей, окружающего нас мира, самовару долгое время отводилось одно из важнейших мест. Ему немногим более 250 лет. Самовар стал символом русского хлебосольства, домашнего уюта и гостеприимства.

    Производство самоваров началось со 2 половины 18 века в Москве. Санкт-Петербурге, Ярославле, Туле.

   Предшественником самовара считался сбитенник. Он походил на чайник, только с поддувалом.

Самовар кипит

Уходить не велит!

За чаем не скучают

Чай пьешь до ста лет проживешь!

Интегрированное занятие по произведению «Сорока-ворона»

1 младшей группы№2 Скляровой О.В.

Цель. Обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями, прибегая к элементам драматизации.

Материал. Русские народные костюмы, предметы русского быта, расписные деревянные ложки по 2 штуки на каждого ребенка. Магнитофонная запись русских народных плясовых мелодий. Элементы интерьера русской избы и предметы обихода (лавка, печка, расписные рушники, посуда).

Ход занятия.

      Дети собираются к Сороке-вороне в гости, одетые в русские народные костюмы.

Воспитатель. Тук-тук! Здесь живет Сорока-ворона? Сорока встречает гостей низким поклоном. На ней  на плечи наброшена шаль или большой расписной платок, который зрительно вырисовывает крылья, когда  сорока разводит  в стороны руки.

Сорока-ворона. Входите, гости дорогие! Вот мой дом! Всем покажу, как живу. Вот чугунок, в  котором я кашу варю. Вот печка: здесь я пироги пеку, бараночки, кренделечки, калачики.

Ай, качи, качи, качи!

Глянь - баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

Все румяны. Горячи!

(Показывает блюдо с баранками).

Воспитатель. Ой, горячи-горячи! Взять в руки нельзя, обжигают. Сорока-ворона, ты их положи на окошко, чтобы остудились, а потом нас  угостишь. А сейчас  расскажи. Пожалуйста, где ты летала, что ты видала? Ребята, попросим вместе. Воспитатель и дети громко приговаривают: «Сорока- ворона! Где была?

Сорока-ворона. Далеко! По полю летала, зерна собирала, печку топила, кашку варила. Маслом поливала, маком посыпала. Детишек скликала, кашкой угощала…

.    Прошу за стол, гости дорогие! Из печки достается ухватом горшочек с кашей, ставится на стол. Дети садятся за стол, и повторяется потешка. Таким образом, в процессе драматизации дважды повторяется       первая часть потешки.

Сорока-ворона. (Продолжает, раздавая детям угощение).Этому дала в чашечке, этому в плошечке, этому в поварешечке, этому на ложечке, а этому весь масленичек. Сорока-ворона раскладывает кашу в заранее приготовленную посуду. Дети понарошку едят кашу.

Воспитатель. Нам понравилась твоя каша, Сорока-ворона. Дети, споем песенку и сыграем на ложках для Сороки-вороны. Побуждать детей проговаривать и припевать текст потешки. При этом отбивают ритм песенки на деревянных  ложках.

Сорока-ворона. А плясать вы умеете?  Исполняется запись русской народной мелодии.

Дети танцуют под музыку.

Сорока - ворона угощает детей гостинцами и приговаривает.

Ай, качи-качи-качи!

Вот баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи!

Все румыны, горячи!

Занятие: «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

1младшая группа№2 Скляровой О.В.

Цель. Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»

Материал. Самовар, кукла в русском народном костюме, чайная посуда.

Ход занятия.

     Экскурсия в Русскую избу. Рассмотрели с детьми стол, украшенный расшитыми полотенцем, печь с ухватом, чугунок на печи. В «Избе» на столе стоит самовар. Ознакомление детей с этим новым для ребят предметом, строится на его сходстве с чайником и отличии от  него. Загадать загадку о самоваре:

У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

 И как зеркало блестит.

Художественное слово:

Пышет жаром самовар

Из-под крышки рвется пар

Сидит чайник наверху

Греет донышко в пару.

Затем провести с детьми дидактическую игру «Напоим куклу чаем». Приход куклы в русском народном костюме. Рассмотреть одежду –сарафан, кокошник. После этого  угостить всех чаем из самовара, приговаривая:

Хлебом  - солью привечаем

Самовар на стол несем

Мы за чаем не скучаем

Говори о том, о сем!

Занятие: « В гостях у Насти»

1 младшая группа№2 Скляровой О.В.

Цель. Продолжать знакомить детей  с русским костюмом –сарафаном, обогащать словарь детей  изделиями из дерева, умение видеть красоту в окружающем.

Материал. Кукла в русском костюме. Предметы из дерева тарелки расписные, доски резные.

Ход занятия.

Гостей встречает хозяйка

     Здравствуйте гости дорогие! Я долго вас ждала, в доме прибрала. Все стены украсила, чтобы вас порадовать. Посмотрите на тарелки расписные, доски резные, яркие, праздничные и смешные!

  Пьют гости чай после домашних хлопот с горячими пирожками и разговоры ведут. «Мы за чаем не скучаем. По две чашки выпиваем!»

     Вот и время пришло сказку послушать. Звучит русская народная мелодия.

Расскажу вам сказку о русской одежде. Жила - была девочка Василиса - умная, послушная, маме, папе помогала. Бывало, наденет рубаху длинную белую, узором вышитую и побежит с подружками играть. Показ рубашки.

    Выросла девочка  и стала Василисой Прекрасной. Стала Василиса наряжаться в сарафаны. На голову она одела кокошник. Рассмотреть сарафан и кокошник. Еще голову украшали венками из цветов.

Предложить детям потанцевать  вместе с куклой под русскую народную мелодию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская изба. Русская печь.

При знакомстве детей с предметами русской избы оченьпригодился данный материал....

Проект «Забавы вокруг печки».

   В последние годы активно растет национальное самосознание, усиливается внимание различных наций, народов, народностей к сохранению и развитию своих культур, языков, ...

Проект "Игры вокруг русской печки"

Проект "Игры вокруг русской печки учит детей с народными играми, с традициями бытом русского народа....

Проект "Русская печь - всему дому кормилица."

Данный проект направлен на воспитание духовно - нравственных ценностей дошкольников путём к истокам народной культуры и быта через формирование представлений о русской печи....

Проект "Русская печь"

Приобщение детей к истокам русской культуры и быта через формирование представления о русской печи, развитие познавательных интересов и творческих способностей....

Инженерная книга проекта: «Русская печь: прошлое и настоящее»

Данный проект позволит удовлетворить потребность дошкольников - поделиться  личным опытом; даст возможность педагогам сформировать навыки технического творчества у детей; родители дошкольников см...

проект от русской печи до свч

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценн...