Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития младших дошкольников
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Копаева Ольга Вячеславовна

В данной работе обобщен материал по дидактическим играм, как средство развития речи. Приведены конкретные примеры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития младших дошкольников

Воспитатель МДОУ д/с КВ № 17 «Искорка»

 Копаева О.В.

        Младший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития, как младший возраст.

        Приобщение детей к искусству – одна из тех педагогических проблем, которые всегда являются современными и актуальными. Ранннее приобщение ребенка к искусству играет значительную роль в формировании художественной культуры. К творчеству способен каждый ребенок. А творческая деятельность помогает маленькому человеку в процессе познания и имеет неоценимое значение в формировании личности ребенка. И поскольку правильно построенная деятельность по  художественно-эстетическому развитию приближается к игре, ребенку предоставляется возможность широкого выбора форм к самовыражению.

        Известный детский психолог А.В.Запорожец говорил: «Нет необходимости добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

В художественно-эстетическом развитии детей дидактические игры и игрушки, по существу являются ведущими средствами. Дидактические игры направленные на сенсорное развитие детей, в частности  на развитие чувства цвета обдадают большими возможностями. В процессе разнообразных дидактических игр дети выделяют цвет предметов, называют цвета, сравнивают предметы по цвету, группируют их по сходству в цвете.

                Педагогическая ценность дидактических игр состоит в том, что они содействуют развитию у дошкольников восприятия, имеют эмоционально-мотивационную направленность, способствуют получению новых художественно-эстетических знаний. Дидактические игры готовят детей к свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

        В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющийся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, получают знания о том или ином цвете, овладевают техниками ручного творчества. Использование дидактических игр требует от нас, педагогов большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это и подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками и их родителями, организация обстановки для игры и создание определенной развивающей среды.

        Дидактический смысл игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции, действительно ощущать результаты своих умственных и практических усилий. Мы стараемся создать такую среду, чтобы в процессе игр с различными материалами дети имели возможность постучать, переставить, разобрать, могли свободно пользоваться имеющимися дидактическими играми. Совершенствовать свои представления о величине, форме, цвету дети могут в дидактических играх «Спрячь мышку», «Бабочка», «Сложи картинку», «Пазлы», «Найди подходящую заплатку», «Какого цвета не стало». В  играх «Разноцветные кружки», «Собери гирлянду» у детей формируются умения выделять цвет, форму, величину, группировать предметы по нескольким сенсорным признакам. Дети овладевают операциями сравнения и обобщения, впервые знакомятся с сочетанием цветов,  а педагоги способствуют тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.  В игре «Заселяем домики», «Формы и цвета» дети учатся находить на картинках одинаковые предметы в контурном и цветном их изображении. В своей работе мы используем игры с природным материалом «На что похоже?», «Подбери такого же цвета», «Собери букет из осенних листьев», «Разноцветные снежки». В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, воспитывается любовь к природе, формируется эстетический вкус. Дидактические игры – предшественники изобразительной деятельности, которые готовят детей к более сложному и точному отражению действительности.        

     Таким образом, роль дидактических игр в художественно-эстетическом развитии младших дошкольников состоит в том, что они являются средством получения художественных знаний, развития художественного восприятия, художественно-эстетического вкуса, наблюдательности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация  для педагогов.  В консультации раскрыто влияние  дидактических игр на сенсорное развитие дошкольников, виды дидактических игр, методика использования дидактических игр в р...

Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития младших дошкольников

Дидактическая игра  как  средство  художественно-эстетического развития  младших дошкольников...

Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития детей младшего дошкольног возраста...

Презентация "Дидактическая игра ка средство художественно-эстетического развития дошкольника"

Презентация "Дидактическая игра ка средство художественно-эстетического развития дошкольника"...

Статья "Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития дошкольника"

Статья "Дидактическая игра ка средство художественно-эстетического развития дошкольника"...

«Дидактическая игра как средство художественно – эстетического развития дошкольников»

  Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, в частности на развитие чувства цвета, обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами ...

Дидактическая игра как средство художественно - эстетического развития дошкольников.(Выступление на ГМО)

В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно - эстетическому развитию дошкольников, как одной из важных сторон воспитания ребёнка. Оно способствует обог...