Домик на крыше.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Новикова Наталья Васильевна,
воспитатель МБОУ Мазуровская СОШ
Конспект занятия по развитию речи
(старший возраст)
Тема: «Мебель для домика на крыше»
Задачи:
- Воспитывать уважение и интерес к труду работников торговли;
- уточнить представления о людях, работающих в мебельных магазинах: продавец-консультант, кассир, дизайнер, директор и их обязанностях;
- развивать системность мышления а процессе расширения знаний о предметах мебели: различать и называть существенные детали, группировать их по функциональному признаку.
- учить детей описывать мебель, находящуюся в магазине: кухонную, гостиную, спальную. Закреплять умение пользоваться обобщающими словами;
- учить формировать фразы, согласовывать существительные с прилагательными, подбирать слова – антонимы.
Оборудование:
- Вывески магазинов: «Фрукты», «Головные уборы», «Овощи», «Музыка», «Одежда», «Игрушки», «Автомобили», «Мебель», чеки, деньги.
- Оформление витрины-картины, различных гарнитуров: гостиная мебель, спальня, кухня, детская.
- Набор пластмассовой игрушечной мебели.
- Мяч, очки (для директора магазина), игрушка Карлсон.
Предварительная работа:
Чтение С. Маршак «Откуда стол пришел».
Последующая работа:
Придумывание сказок, героями которых является волшебная мебель.
Литература: Л.Е. Белоусова «Удивительные истории», О.В. Дыбина «Что было до…»
Ход занятия
Ход занятия | Оборудование |
Вводная часть | |
Слышится возня, шум работающего пропеллера. Воспитатель: Отгадайте, кто это там шумит? Толстячок живет на крыше, А летает он всех выше. Он самый веселый на свете, Поэтому нравится детям. (Карлсон) Влетает. Карлсон: Здравствуйте, ребята! Сейчас я мимо пролетал и вас в окошко увидал. Срочно требуется ваша помощь! В прошлую новогоднюю ночь мы с малышом выкинули всю мою старую мебель как в Италии, так как она вся сломалась! Было очень весело! А теперь мне очень грустно. Посоветуете, как мне теперь принять гостей? (Плачет). Дети успокаивают Карлсона и дарят ему банку варенья, а так же дают советы: - Нужно купить новую мебель, - можно есть на ковре, - срубить ненужное дерево и сделать из него стол и стулья, - можно сходить в гости или попросить мебель у соседей. | Игрушка – Карлсон, Бочка с вареньем. |
Основная часть | |
Карлсон (Скороговоркой). Мне нужны мебель, в которой можно хранить варенье, на которой можно валяться и кувыркаться, под которую и в которой можно спрятаться, на которой можно покататься. Воспитатель: Подожди, Карлсон, ты много шалил и плохо ухаживал за своей мебелью, поэтому она так быстро и сломалась. Карлсон: А что такое ухаживать за мебелью? Дети: Мебель берегут: протирают, полируют, моют, чистят, ремонтируют. Мягкую мебель выбивают и пылесосят. (Карлсон повторяет за детьми). Воспитатель: Давайте поможем Карлсону. Сейчас я позвоню в мебельный магазин и попрошу принять нас всех. Отправимся в магазин на автобусе, который построим сами, а номер нашего автобуса будет состоять из одного десятка и пяти единиц. Какая цифра получится? (15). Номер нашего автобуса 15. Звучит музыка. Дети строят автобус. Усаживаются и едут в магазин. Воспитатель: Мы проезжаем мимо разных магазинов. Угадайте, как они называются. Игра «Как называется магазин?» Воспитатель: В этом магазине продаются яблоки, апельсины, груши, виноград это… Дети: Фрукты. Воспитатель: Шапки, кепки, панамки, фуражки это… Дети: Головные уборы. Воспитатель: Картошка, свекла, морковь, лук это… Дети: Овощи. Воспитатель: Рыбки, попугаи, черепашки, хомячки это… Дети: Зоомагазин. Воспитатель: Пальто, шубы, плащи, куртки это… Дети: Куклы, мячи, кубики, конструкторы это… Дети: Игрушки. Воспитатель: «Жигули», «Волга», «Мерседес», «Джип», «Лимузин» это… Дети: Автомобили. Воспитатель: Шкафы, столы, стулья, полки это… Дети: Мебель. Все таблички с названиями магазинов выкладываются на пол по ходу движения в виде кроссворда. В пересечении появляется слово «Магазины». Дети читают слово сверху вниз. МЕБЕЛЬ АВТОМОБИЛИ ИГРУШКИ ОДЕЖДА ЗООМАГАЗИН ОВОЩИ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ФРУКТЫ Карлсон: Много мы магазинов проехали. Выходим, раз варенье кончилось. Посмотрите, нас встречает сам директор (воспитатель надевает очки). Директор: Здравствуйте! Мы открываем новый мебельный магазин. Кто хочет у нас работать? Нам нужны работники: продавец-консультант (показывает и рассказывает обо всех товарах в магазине), кассир – контролер (он получает деньги, выдает сдачу и чеки). Нам нужен охранник (он следит за порядком и чтобы мебель не портили). Еще нам нужен грузовик и шофер (они грузят и отвозят мебель покупателям домой.) Очень важная и нужная профессия – это дизайнер. Он украшает магазин зеленью, цветами, красиво все расставляет. Это должен быть человек с хорошим вкусом. (Дети распределяют роли и занимают свои места в магазине). - Продавец – кассир и дизайнер красиво расставляют игрушечную мебель, цветы. - Шофер проверяет, работает ли грузовик. - Кассир занимает место за кассой и готовит деньги, чеки. - Охранник за всем наблюдает. Карлсон: Как здорово! А чем я могу вам помочь? Директор: Тебе нетрудно будет покрутить свой пропеллер, а то у нас вентилятор сломался. Спасибо, Карлсон, а чем мы можем тебе помочь? Карлсон: Мне нужна новая мебель. Директор: А какая? Карлсон: Долго объяснять, лучше поиграть. Игра «Скажи наоборот». (с мячом) Карлсон, называя слово, бросает мяч какому-нибудь ребенку, который должен поймать мяч, бросить его назад и назвать слово с противоположным значением. Карлсон начинает фразу: «Мне нужна мебель не старая», ребенок отвечает: «новая»; не тяжелая, а легкая, не старинная, а современная, не взрослая, а детская, не мягкая, а твердая, не грязная, а чистая. После игры один ребенок повторяет, какая мебель нужна Карлсону: новая, легкая, современная, маленькая, детская, твердая, чистая. Директор: Давайте поможем Карлсону купить мебель, господа покупатели. Рассмотрите витрину. В нашем магазине есть: кухонная мебель, спальный гарнитур, мебель для детской, шкаф, кресло, трюмо. Наш продавец – консультант очень любит угадывать, какую мебель хотят приобрести покупатели. Дидактическая игра «Угадай по описанию. - Выбирается один ребенок – продавец. Дети – покупатели по очереди подходят к нему и в форме загадки описывают предмет, который хотели бы купить в магазине. Продавец по названным свойствам угадывает предметы. Детям предлагается схема описательного рассказа. Ребенок – покупатель: Я хочу купить новый, розовый, прямоугольный, большой, пластмассовый предмет. В нем можно хранить белье, одежду. Продавец: Это шкаф. Заплатите в кассу 100 рублей и оформите вывоз по вашему адресу. Я хочу купить белый, круглый на 4х ножках, маленький, пластмассовый, за которым кушают. Продавец: это стол. Заплатите в кассу 50 рублей, вам его упакуют. Все дети приобрели мебель. Воспитатель: Как вы поднимите мебель в домик на крыше? Дети: При помощи Подъемного крана, вертолета, птиц, летучих обезьян. (Дети изображают как поднимают мебель). Воспитатель: В квартире Карлсона много интересных предметов. Придумайте, что можно сказать, используя слова «шкаф», и «щенок». - Щенок спрятался в шкаф. - Щенок заснул в шкафу. - Щенок уронил вазу со шкафа. - Елка стоит на столе. - Елка и стол подружились. - Наш телефон стоит на трельяже. - Телефон громко разговаривает с трельяжем. | Игрушка – Карлсон, цифра 15, таблички с названиями магазинов: фрукты, головные уборы, овощи, зоомагазин, одежда, игрушки, автомобили, мебель, магазины. Очки, грузовая машина – фургон, цветы искусственные, чеки, деньги. |
Заключительная часть | |
Карлсон: Спасибо вам, ребята, за такую красивую комнату с новой мебелью. Приглашаю вас к себе в гости. Включим музыку, попрыгаем, поскачем, покувыркаемся, потанцуем, пошалим! Включается песня «Толстый Карлсон». Все танцуют. Угощаются конфетами. |