Инновационный проект "Мой Пушкин"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Тямина Ольга Александровна

Авторский инновационный творческий педагогический проект ко дню рождения А. С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_pushkin_0.docx63.03 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

"Мой Пушкин"

Обоснование необходимости проекта (актуальность проекта):

недостаточные, малочисленные знания детей о сказках    А. С. Пушкина. Устный опрос родителей показал, что лишь некоторые родители читали детям сказки А. С. Пушкина, небольшая часть родителей показывала детям мультфильмы, снятые по сказкам А. С. Пушкина,                                                                     но основная часть родителей считает, что знакомить детей с произведениями А. С. Пушкина еще рано, что дети      еще маленькие и ничего не поймут. Данная проектная деятельность предполагает насыщение образовательного процесса по творчеству А. С. Пушкина дополнительным содержанием, соответствующим познавательным интересам современного ребенка, а также формирование читательской культуры у детей и взрослых (родителей).

Проблемы:

  • недостаточно высокий уровень читательского интереса, читательской культуры
  • чтение одних и тех же произведений и редкое обращение к другим сказкам и стихам, боле сложным
  • отсутствие психолого-педагогической компетентности у большинства родителей

Цели:

  • развивать устойчивый интерес к творчеству А. С. Пушкина, приобщая детей к классической литературе, активно внедряя произведения А. С. Пушкина в самостоятельную творческую деятельность.
  • активизировать родителей как участников образовательного процесса;
  • привлечь внимание родителей к чтению как к способу  формирования не только грамотности  и образованности, но и идеалов, расширения кругозора, обогащения внутреннего мира человека.

Задачи

  • для детей
  • для родителей
  • - развивать способность радоваться гармонически организованной, праздничной и многообразно интонированной речи литературных произведений, желание играть художественными формами;
  • - приобщать к родному слову, формировать чувство языка;
  • - прививать литературный вкус, любовь к национальной культуре;
  • - развивать умение анализировать художественное произведение; стремление свободно действовать с реальностью, выстроенной воображением писателя и читателя, владеть этим миром в воображении и таким образом эмоционально осваивать его;
  • - поддерживать потребность и способность маленького читателя, как свою жизнь, проживать множество чужих судеб, активно действовать в неожиданных обстоятельствах вымышленных сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам
  • - поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам прочитанных произведений, в инсценировках, драматизациях, на занятиях по рисованию, музыке и в других видах деятельности.
  • - расширять представления родителей о детской литературе, о возможностях восприятия детьми литературных произведений разной сложности;
  • - помочь почувствовать и понимать язык сказок А. С. Пушкина;
  • - помочь увидеть красоту и богатство родного языка, вызвать интерес и желание перенести в собственную речь наиболее выразительные слова, речевые обороты (высказывания, метафоры, поговорки и т.п.);
  • - помочь поддерживать интерес детей к чтению, к творчеству      А. С. Пушкина;
  • - добиться понимания того, что желание ребенка еще раз услышать произведение должно быть удовлетворено;
  • - активизировать интерес к творческой деятельности детей;
  • - принимать участие в делах детей, разделять их радости и переживания;
  • - помочь преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка

Тип проекта: познавательно-речевой, развитие интереса к поэзии через использование творчества А. С. Пушкина.

По срокам реализации проект средней продолжительности (2 месяца).

Участники проекта

Проект ориентирован на детей смешанной группы старшего возраста (старшая логопедическая группа и подготовительная к школе группа), их родителей и педагогов (воспитателей).

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Анкетирование.
  2. Проблемные ситуации.
  3. Педагогические наблюдения.
  4. Беседы.
  5. Диспуты.
  6. Консультации для родителей.
  7. Круглые столы.
  8. Выставки.
  9. Совместная организованная деятельность.
  10. Акции.
  11. Оформление информации для родителей в приемной.
  12. Занятия.
  13. Творческие мастерские.
  14. Сюрпризные моменты.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

мероприятия

задачи

ответственные

сроки

1 этап – подготовительный. Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.

1.

Анкетирование родителей

Выявить, читают ли родители детям книги, какие, как часто. Что предпочитают слушать дети. Есть ли дома библиотека детских книг. Каких и т.п.

воспитатели

1-я неделя

2.

Создание проблемной ситуации для детей

Выяснить, что дети знают об А.С.Пушкине, что хотели бы еще узнать; откуда можно узнать.

воспитатели

1-я неделя

3.

Круглый стол с участием родителей и детей

Ознакомить родителей с проблемой. Вместе обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели, родители

1-я неделя

4.

Акция: Подари книгу детскому саду (произведения А.С.Пушкина)

Возобновить интерес родителей к творчеству поэта. Пополнить библиотеку группы произведениями А.С.Пушкина. Продолжать формировать у родителей и детей желание участвовать в мероприятиях группы.

Воспитатели, родители

1-2-я недели

5.

Оформление родительского уголка «Для вас, родители». Размещение статей, рекомендаций, консультаций по теме проекта.

Просвещение родителей.

воспитатели

постоянно

6.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, викторин; природного материала, бросового материала для ручного труда

Организовать совместную деятельность детей и родителей

Воспитатели, родители

1-2-я недели

7.

Обсуждение и составление плана-схемы оформления книжной выставки; выбор места. Поручения для детей и родителей (полка, рамки, портрет и т.п.)

Заинтересовать детей данной работой. Учить аргументировать свое предложение, давать правильную оценку выбору. Создать условия для демонстрации произведений А.С.Пушкина.

воспитатели

1-я неделя

2 этап – деятельностный. Формирование знаний, умений, навыков, в частности при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.

8.

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям А. С. Пушкина. Беседы. Высказывания и суждения детей. Их предположения о содержании. Обмен мнениями с родителями.

Консультация для родителей.

Развивать читательский интерес. Активизировать разговорную речь, умение рассказывать. Показать значимость иллюстраций. Вызвать желание побыстрее прочитать представленные книги.

Учить родителей удовлетворять желание детей услышать произведение.

Воспитатели, родители

2-я неделя

9.

Совместное оформление выставки книг о Пушкине, его произведений по выбранной вместе схеме. Определение места портрета А. С. Пушкина в группе.

Создать условия для реализации проекта. Создать команду детей и родителей, объединенных общими интересами, общей идеей. Поддерживать интерес к творчеству А. С. Пушкина.

Дать возможность детям остаться с книжкой наедине, иметь возможность возвращаться к прочитанному.

Воспитатели, родители, дети

2-я неделя

10.

Чтение стихотворений А.С.Пушкина об осени. Осенние прогулки с родителями. Составление словаря «красивых» слов, услышанных в стихах Александра Сергеевича.

Консультация для родителей.

Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественному слову. Учить замечать средства художественной выразительности. Озадачить родителей выбором времени для прогулки с детьми на заданную тему, толкованием «красивых» слов для словаря.

Воспитатели, родители

2-я неделя

11.

Совместная с родителями целевая прогулка в парк. Наблюдения за осенней природой.

Развивать у детей исследовательские навыки.

Учить находить сходство описаний в стихотворениях с натурой.

Привлечь родителей к чтению стихов, созвучных настроению. Дать возможность на практике увидеть работу, проводимую воспитателями.

Воспитатели, родители

2-я неделя

12.

Рисование по сюжетам стихотворений А.С.Пушкина «Осенний лес»

Развивать умение передавать осеннее настроение, подбирая краски, способы рисования. Закреплять умение рисовать разные деревья разными способами, передавать красоту осенней природы, отражать в своих рисунках содержание знакомых произведений.

воспитатели

3-я неделя

13.

Чтение сказок А.С.Пушкина:

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»

(сюрпризный момент утром: зеркальце, наливное яблоко, корона. Откуда могли появиться эти предметы в группе и с каким сказочным сюжетом могут быть связаны. В ходе обсуждения можно использовать прием оживления предметов)

Поддерживать интерес к художественной литературе, в частности к сказкам А.С.Пушкина. Учить понимать идею содержания произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, высказывать свое мнение, запоминать понравившиеся места и словосочетания.

Вызвать желание дома с родителями прочитать сказку еще раз и вместе поговорить о ней.

Добиваться от родителей удовлетворения желания детей прочитать что-то еще раз.

Воспитатели, родители

3-я неделя

14.

Проведение словесных творческих игр.

Консультация по данной теме для родителей.

Закрепить образные обороты речи из произведений А.С.Пушкина.

воспитатели

3-я неделя

15.

Игры-драматизации по сюжетам знакомых сказок.

Наполнение среды игровыми атрибутами, элементами костюмов литературных персонажей, декорациями.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характер героев в речи, интонациях, мимике.

Учить передавать характерные особенности персонажа средствами театрализованной деятельности.

Привлечь родителей к участию в играх-драматизациях, постоянно поддерживать интерес к деятельности детей и желание участвовать в ней.

воспитатели

4-я неделя

16.

Беседа о творчестве композитора М.Глинки. Слушание музыки из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»

Обогащение предметной среды группы и музыкального зала.

(см. «Дошкольная педагогика», октябрь 2009г.)

Консультация музыкального руководителя для родителей.

Ознакомление детей с жизнью и творчеством М.И.Глинки.

Познакомить со сказкой А.С.Пушкина «Руслан и Людмила, ее особенностями и музыкой М.И.Глинки.

Учить понимать характер персонажей, их переживания, эмоциональные состояния, мотивы поступков, особенности взаимоотношений;

Познакомить детей с языковыми изобразительными средствами и средствами выразительности, используемыми в поэме и опере.

Обратить внимание на красоту языка поэмы и изобразительный строй музыки к опере, на то, как А.С.Пушкин и М.И.Глинка передали образы героев, на многообразие и индивидуальность этих образов.

Воспитатели, музыкальный руководитель

4-5-я недели

17.

Рассматривание альбома «А.С.Пушкин. Семья поэта».

Разговор дома с родителями на тему «Что мы знаем о Пушкине»

Вызвать у детей интерес к жизни А.Пушкина, желание узнать о нем и его семье. Способствовать расширению кругозора, познавательных интересов.

Поддерживать авторитет родителей, веру в то, что они все знают и могут помочь узнать больше.

Воспитатели, родители

4-я неделя

18.

Занятие по страницам биографии А.С.Пушкина и его произведениям в литературной гостиной. Пролог «У лукоморья дуб зеленый…» к поэме «Руслан и Людмила»

Вместе с родителями выучить дома предложенные стихи

Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С.Пушкина. Воспитывать любовь и интерес к русской литературе. Побуждать детей рассуждать, творчески мыслить.

Приложение № 1

воспитатели

5-я неделя

19.

Совместное с родителями конструирование из природного и бросового материала по сказкам А.С.Пушкина

Побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок. Поддерживать творческую активность родителей.

Воспитатели, родители

5-я неделя

20.

Чтение стихотворений о зиме: «Зимнее утро», «Вот Север, тучи нагоняя…»

Картотека стихов А.С.Пушкина (для родителей)

Продолжить знакомство с творчеством поэта. Формировать готовность к оценке прочитанного. Обогащать и активизировать словарный запас детей.

воспитатели

5-я неделя

21.

Конкурс рисунков по произведениям А.С.Пушкина всех участников проекта

Передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность.

Учить работать вместе, задумывать тему работы.

Учить радоваться общему делу.

Родители, дети, воспитатели

6-я неделя

22.

Литературная викторина «Умники и умницы»

Выявить уровень усвоения детьми ранее полученных знаний о Пушкине, знание его произведений, умение узнавать их по отрывкам. Активизировать речь.

воспитатели

6-я неделя

23.

Инсценировка знакомых сюжетов из сказок.

Поддерживать интерес к театральной деятельности.

Учить применять полученные знания в игре.

Воспитатели

6-7 недели

24.

Театральная мастерская: совместное изготовление детьми и родителями атрибутов, костюмов, декораций для театрально-литературного представления.

Консультация для родителей.

Способствовать развитию сотрудничества педагогов с родителями и детьми. Продолжать развивать коммуникативные навыки, работая в минигруппах.

Родители, воспитатели

6-7 недели

3 этап – результативный. Самореализация всех участников проекта.

25.

Выставка детских рисунков, поделок из природного и бросового материала, сделанных вместе с родителями.

Работа экскурсоводов.

Развивать навыки совместного творчества. Учить радоваться результатам творчества.

Развивать речь, умение описывать процесс, предшествующий выставке, учить рассуждать, делать выводы.

Родители, дети, воспитатели

7-я неделя

26.

Изготовление афиш, театральных программ, пригласительных билетов

Учить планировать совместную деятельность, распределять обязанности между собой, радоваться результатам общего труда

Воспитатели, родители

8-я неделя

27.

Презентация проекта в форме театрально-литературного спектакля.

Представить творческий отчет о проделанной работе.

Самореализация каждого участника проекта и взаимообогащение всех.

Приложение № 2

Воспитатели, родители, дети

8-я неделя

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В ходе реализации данного проекта у детей происходит совершенствование восприятия по линии все большего осмысливания прослушанных рассказов, сказок, стихотворений, обогащения чувств. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка. У детей повышается интерес к произведениям А.С.Пушкина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, умение преодолевать трудности в общении. Игра-драматизация на основе литературных произведений становится одним из средств развития детского творчества.

У родителей появляются смыслы в своем педагогическом образовании, появляется стремление учиться быть родителем, развиваются способности к самоанализу, к самооценке собственного педагогического опыта; развиваются умения проектировать свой образовательный маршрут. Родители овладевают приемами педагогического взаимодействия, делятся друг с другом опытом, реализуют свой творческий потенциал; «домашняя копилка» пополняется знаниями о быте и традициях народа, происходит осознание богатства русского языка и желание довести это до своих детей.

Продукт проекта

Творческий вечер А. С. Пушкина в книжной гостиной «У Лукоморья»

Проект «Мой Пушкин» в свете ФГОС ДО

1.Социально-комуникативное направление развития

Ничего не бери у незнакомых людей («Сказка о мертвой царевне…»)

Составление памяток: Как работать с ножницами;

Как работать с бросовым материалом.

Слово – не воробей (как не обидеть другого человека) и т.п.

Акция: Подари книгу детскому саду.

Представления для детей младших групп.

Игры с малышами. Анкетирование родителей.

Круглый стол с участием детей и родителей.

Совместное оформление книжной выставки (дети и родители).

Совместная целевая прогулка в парк (дети и родители).

Игры-драматизации с детьми младших групп.

Инсценировки сюжетов сказок для малышей.

Театрально-литературный спектакль.

Проведение экскурсии для детей старшей группы.

2.Познавательное направление развития

Работа с бросовым материалом.

Подготовка и уборка рабочего места.

Изготовление рамок и пригласительных билетов.

Знакомство с творчеством А. С. Пушкина.

Как сделать книгу?

Кто такой экскурсовод?

3.Речевое направление развития

Стихи и сказки А.С.Пушкина

Составление словарей

Викторины

Составление словаря «красивых слов»

Словесные творческие игры

Литературная викторина

4.Художественно-эстетическое направление развития

Конкурс рисунков и поделок по произведениям А.С.Пушкина.

Театральная мастерская: совместное с родителями изготовление атрибутов, костюмов, декораций для театрально-литературного представления.

Выставка.

Знакомство с творчеством композитора М.Глинки. Слушание музыки из оперы «Руслан и Людмила»

Обогащение предметной среды группы и музыкального зала

5.Физическое направление развития

Спортивные праздники и развлечения.

Экскурсии.

Эмоциональное насыщение детей, способствующее укреплению психического здоровья.

Создание картотеки: стихи добрые, стихи-колыбельные

Экскурсии в осенний парк

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. И. «Карапуз», М., 2002 г.
  2. Буренина Л.И., Колунтаева Л.И.Проектирование интерактивной программы предшкольного образования. С.-Петербург, 2007г.
  3. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых
  4. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1993г.
  5. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. Педагогическое общество России.М., 2003г.
  6. Давыдова О.И. Работа с родителями в ДОУ.М., 2005г.
  7. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья. М., 2001г.
  8. Дошкольная педагогика. Октябрь 2009г.
  9. Евдокимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ. «Управление ДОУ» № 1, 2004г.
  10. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Творчекий центр СФЕРА., М. 2006г.
  11. Книга для педагогов дошкольных учреждений. М., 1995 г.
  12. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. С.-П., 2009 г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

По страницам биографии А. С. Пушкина и его произведениям.

Конспект занятия в смешанной группе старшего возраста (старшая логопедическая группа и подготовительной к школе группа).

ЦЕЛЬ: 1. Открыть ребенку мир литературы, заложить практическую и эмоционально- чувственную основу литературного образования дошкольника

2. Освоение детьми художественного смысла произведений, синтез познавательных и эмоционально-волевых процессов.

ЗАДАЧИ:

1. Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А.С.Пушкина. Воспитывать любовь и интерес к поэту, к русской литературе вообще.

2. Способствовать активизации процесса восприятия творчества А.С.Пушкина

3. Обращать внимание детей на выразительные средства языка, используемые поэтом (ритмичность, музыкальность, поэтичность, выразительность, точность, характер).

4. Побуждать детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний

5. Развивать воображение, фантазию, творческое мышление.

6. Обогащать и расширять словарный запас детей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Чтение сказок, стихотворений, заучивание наизусть; рассматривание иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина; рассматривание альбома «А.Пушкин. Семья художника» и книги «А.С.Пушкин» из серии «История России»; рассматривание портретов Пушкина, выполненных разными художниками; знакомство с жизнью и творчеством М.И.Глинки на музыкальном занятии, слушание музыки к опере «Руслан и Людмила». Домашние чтения и разговоры с родителями о поэте и его стихах. Сюрпризные моменты с атрибутами сказок. Игры-драматизации.

МАТЕРИАЛ

Занятие проводится в литературной гостиной, где имеются: портрет А.С.Пушкина, макеты: дуб, избушка на курьих ножках; ростовые куклы: леший, баба-Яга в ступе, русалка, кот ученый; картина с иллюстрациями к сказкам: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Руслан и Людмила»; картина к «Сказке о царе Салтане….», шапка, зеркало, рыбка (игрушка).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит знакомая детям музыка М.И.Глинки из оперы «Руслан и Людмила». Педагог приглашает детей в литературную гостиную. Дети подходят к портрету А.С.Пушкина.

Воспитатель: Ребята, что вы можете сказать об этом портрете? (ответы детей: кто изображен, автор портрета). Если бы мы не знали, чему посвятил свою жизнь А.С.Пушкин, могли бы догадаться, кто он? (Да. Изображены перо, подсвечник).

Зачем нужны перо,…. подсвечник? (ответы детей)

- Да, поэт работал в своем кабинете, писал стихи, сказки, повести. Электричества тогда еще не изобрели. Ведь Александр Сергеевич жил давным-давно, когда живы были ваши пра-пра-пра-прадедушки и пра-пра-пра-прабабушки – более 200 лет тому назад. Люди по 200 лет не живут, а вот стихи живут.

- Какие стихи А.С.Пушкина вы знаете и можете прочесть? (ответы детей)

- А кто знает вот эти стихи: «Уж небо осенью дышало…» ( читает ребенок),

«Унылая пора…» ( читает ребенок).

- А как вы думаете, о ком эти стихи? (читает):

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно-давно ты ждешь меня… (ответы детей)

- Стихи посвящены няне поэта, Арине Родионовне (показывает портрет). Она воспитывала всех детей семьи Пушкиных: сестру Ольгу, братьев Александра, Левушку (показ портретов). Больше всех няня любила Сашеньку, Александра Сергеевича, заботилась о нем, была рядом на протяжении всей жизни. Как вы думаете, по этим стихам что можно сказать об отношении поэта к няне? (аргументированные ответы детей).

- От своей няни, доброй русской крестьянки, услышал поэт много народных песен и сказок, которых Арина Родионовна знала великое множество и мастерски их рассказывала. Со слов няни А.С.Пушкин записал семь сказок и несколько песен. Первым откликом на эти записи явился «Пролог» к «Руслану и Людмиле» - «У лукоморья дуб зеленый…»

(дети вместе с воспитателем переходят к макету дуба и большим куклам, воспитатель обращает на них внимание детей).

- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь в «Прологе»? (ответы детей)

- Каких героев «Пролога» вы можете назвать? (ответы детей)

- А где встречаются все эти герои? ( в русских сказках)

- Да, вы правы. Послушайте, я вам прочитаю, как обо всех этих героях сказок рассказал Александр Сергеевич ( читает наизусть, выразительно «Пролог»)

Небольшая пауза.

- Понравилось вам стихотворение? (ответы детей)

- Чем понравилось? (ответы детей)

- Да, оно звучит, как песня. Напевное, мелодичное, завораживающее, словно сон. Поэт нарисовал чудесное сказочное русское царство, которое где находится? (ответы детей)

- Да, там, в заветном Лукоморье. А кто знает, что означает слово «лукоморье»? (ответы детей)

- Лукоморье – это морской залив у изогнутой как лук богатыря земли. Значит где царство находится?. (ответы детей) Да, вы правы: на берегу моря… Там русский дух…Там Русью пахнет!

- А какие еще герои сказок живут в чудесном сказочном царстве? (ответы детей)

- Какими словами заканчивается «Пролог», вы запомнили? (ответы детей) Кто может прочитать, как заканчивается «Пролог»?

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

- Эти слова вам что-нибудь напоминают? (ответы детей)

- Русские сказки часто заканчиваются словами: «По усам текло, а в рот не попало». Что хотел сказать поэт, как вы думаете? (ответы детей)

- Концовкой своего «Пролога» поэт хотел сказать, что упивался сладчайшим медом русской сказки, одной из которых хочет поделиться с нами.

Какие еще сказки А.С.Пушкина вы знаете? (ответы детей)

- У меня есть сказочный ларец (показывает), а в ларце волшебные предметы. Кто угадает, из какой сказки эти предметы и кому они принадлежат, тот и возьмет их себе. И так…( воспитатель достает из ларца зеркальце. Кто первым ответил, из какой сказки предмет и чей он – берет зеркальце себе). Давайте вместе спросим у зеркальца:

Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду расскажи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

- Найдите, пожалуйста, иллюстрацию к этой сказке в нашей гостиной.(дети показывают)

Воспитатель достает рыбку. Аналогично эпизоду с зеркальцем. Вместе либо кто-то из детей:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря….

Раз он в море закинул невод –

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод –

Пришел невод с травою морскою.

В третий раз закинул он невод –

Пришел невод с одною рыбкой,

С не простою рыбкой – золотою. ( находят иллюстрацию к сказке)

- У меня есть еще один предмет ( достает шапку). Если дети не смогли назвать сказку, воспитатель называет ее сам: это шапка из сказки «Руслан и Людмила».

Воспитатель берет шапку себе, одевает и читает:

Рядиться никогда не лень!

Людмила шапкой завертела;

На брови, прямо, набекрень,

И задом наперед надела.

И что ж? о чудо старых дней!

Людмила в зеркале пропала….

(воспитатель просит детей отвернуться и закрыть глаза. Сама прячется за дуб. Дети, постояв немного, открывают глаза. Недоумевают. Воспитатель выходит из-за дуба: «Перевернула – перед ней

Людмила прежняя предстала…»

- Так какая была шапка? (шапка-невидимка)

- Понравилось вам играть? (ответы детей)

- То, о чем мы с вами сегодня говорили – очень малая часть из того, что написал Александр Сергеевич Пушкин. «Вы, ребята, будете взрослеть, и с вами всегда будет Пушкин. Сначала книга стихов или сказок. Потом другая – книга поэм, потом еще одна – повестей, а потом – еще, еще… Когда станете большими, не забудьте прочитать книгу писем поэта. Это необычайно интересно! Пушкин будет с вами всю жизнь – так, как целый день с утра до вечера светит на небе солнце». (И.Токмакова. Поговорим с тобой о Пушкине.)

Использованная литература:

  1. А.С.Пушкин. Стихи и сказки. Изд.Детская литература.,М.,1974г.
  2. А.Самарцев. А.С.Пушкин. Изд. Белый город. М., 2003г.
  3. Февчук. Портреты и судьбы. Лениздат, 1984 г.
  4. С.Т.Овчинникова. Пушкин в Москве. Изд. Советская Россия, 1984 г.
  5. А.М.Гордин. Пушкин в Михайловском. Лениздат, 1989г.
  6. И.Токмакова. Поговорим с тобой о Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999 г.
  7. Г.Светлова. А.С.Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.
  8. К.Степанов. Пушкин: истоки творчества. Дошкольное воспитание №2 2000г.
  9. Н.И.Попова. Музей-квартира А.С.Пушкина. Лениздат, 1989г.
  10. А.И.Минина. Пушкин. Серия «Семья художника». Альбом. Лениздат, 1989г.

Приложение № 2

Театрально-литературная композиция по произведениям Александра Сергеевича Пушкина.

ЦЕЛЬ:

  • Содействовать гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими взрослыми.
  • формировать новый семейный опыт совместной творческой деятельности с детьми

ЗАДАЧИ:

  • развивать творческое воображение, способность совместно разворачивать игру;
  • развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
  • побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
  • развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
  • заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • консультация для родителей по всем вопросам подготовки постановки и проведения театрально-литературн6ой композиции;
  • чтение сказок А.С.Пушкина;
  • заучивание стихов с привлечением родителей;
  • декламирование стихов родителями на протяжении всего периода проекта;
  • рассматривание иллюстраций к сказкам художников С.Ковалева, В.А.Милошевского;
  • рисование по произведениям А.С.Пушкина;
  • совместная с родителями работа дома: рисование, аппликация, поделки;
  • пластические игры и упражнения с приглашением и участием родителей;
  • упражнения по постановке голоса и интонации;
  • обыгрывание этюдов по сказкам;
  • изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов;
  • рисование афиш, пригласительных билетов;
  • оформление зала: занавес, портрет А.С.Пушкина; книжная выставка; выставка рисунков и поделок детей и родителей, освещение, подбор музыки. Зал оформляем все вместе: воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети – это часть праздника. Оформление накануне с обсуждением, разговорами, чтением стихов и т.п.

ХОД ПРАЗДНИКА

Действующие лица:

Сказочница 1 – воспитатель

Сказочница 2 - воспитатель

Автор – папа

Ведущий – ребенок

Три девицы – девочки

Царь – мальчик

Старик – папа

Старуха – мама

Золотая рыбка – девочка

Тихо звучит мелодия «Позолоченная прялица». В центре на скамейке в русских сарафанах сидят три девицы. Справа от них в импровизированном окне тоже в русском костюме – Сказочница. Одна из девиц прядет, другая – вяжет, третья – вышивает.

СКАЗОЧНИЦА 1: Сказки Пушкина мы знаем,

С интересом их читаем,

Изумительны на слух,

В них живет наш русский дух!

Сказке скажем: в добрый час!

И отрывок из «Салтана» вам покажем мы сейчас.

Музыка звучит громче, три девицы поют и имитируют движения, как будто бы трудятся. «Позолоченная прялица, мы прядем, а нитка тянется…», постепенно музыка затихает.

АВТОР: Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Говорит одна девица:

1-я девочка: Кабы я была царица.-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

ВЕДУЩИЙ: Говорит ее сестрица:

2-я девочка: Кабы я была царица,-

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

ВЕДУЩИЙ: Третья молвила сестрица,-

3-я девочка: Кабы я была царица,-

Я б для батюшки царя

Родила богатыря.

ВЕДУЩИЙ: Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Входит царь, кланяется девицам.

ЦАРЬ (обращаясь к третьей): Здравствуй, красная девица,

Будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

К сестрам: Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха.

Царь берет за руку невесту, все вместе танцуют любой русский танец и уходят, царь с невестой впереди, ткачиха с поварихой за ними.

АВТОР: В сени вышел царь-отец,

Все пустились во дворец.

Автор и ведущий берут скамейку, уносят ее и уходят сами. Выходит Сказочница.

СКАЗОЧНИЦА 1: Вместе Пушкина будем читать,

Удивляться, смеяться. Мечтать!

Новый конкурс сейчас мы начнем,

Его Пушкинским мы назовем.

Конкурс «Знатоки стихов А.С.Пушкина». Стихи читают дети и родители, по одному, вместе, семьями.

СКАЗОЧНИЦА 1: Порадовали вы меня: как вдохновенно читали стихи. А теперь попробуйте отгадать мои загадки и назовите сказку, персонажем которой является тот, про кого эта загадка.

1. Кому страшен червячок,

Что насажен на крючок? (Рыбке. «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса.

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги. (Заяц. «Сказка о попе и его работнике Балде)

3. Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (петух. «Сказка о золотом петушке)

4. Зверька узнали мы с тобой

По двум простым приметам:

Он в шубке серенькой зимой.

А в рыжей шубке летом. (Белка. «Сказка о царе Салтане»)

Молодцы, все загадки отгадали и сказки все правильно назвали. А вы помните, какую песенку белка пела?... Давайте-ка все вместе под нее попляшем.

Свободная пляска под «Во саду ли, в огороде….»

СКАЗОЧНИЦА 2: Сейчас потолкуем о сказке другой .

Тут – синее море, там – берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросит.

Кого-то поймает и что-то попросит.

О жадной старухе рассказ тут идет.

А жадность, ребята, к добру не ведет.

И кончится дело все тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым.

Пока Сказочница говорит слова, ставятся декорации: домик, корыто. Сидит старуха, прядет; старик чинит невод. Две пары родителей изображают море. Первая пара родителей сидит на корточках и натягивает синие платки, либо синюю ткань за углы. Вторая пара делает то же стоя. Обе пары слега «колышат» волны. Между платками плавает золотая рыбка.

СКАЗОЧНИЦА 2: Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу (чинит невод),

Старуха пряла свою пряжу (прядет)

Раз он в море закинул невод,-(закидывает)

Пришел невод с одною тиной. (вытаскивает, вновь закидывает)

Он в другой раз закидывает невод,-(повторят)

Пришел невод с травою морскою. (вытаскивает)

В третий раз закинул он невод – (закидывает)

Пришел невод с одною рыбкой, (вытаскивает)

Не с простою рыбкой – золотою. (ловит рыбку)

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

ЗОЛОТАЯ РЫБКА: Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь.

СКАЗОЧНИЦА2: Удивился старик, испугался6

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтобы рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

СТАРИК: Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.

СКАЗОЧНИЦА 2: Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

СТАРИК: Я сегодня поймал было рыбку;

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась

Откупалась чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил в синее море.

СКАЗОЧНИЦА 2: Старика старуха забранила:

СТАРУХА: Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось.

(Набрасывается на старика с кулаками, прогоняет).

СКАЗОЧНИЦА 2: Помните, чем сказка кончилась? ( ответы детей) Жадность, ребята, к добру не ведет.

СКАЗОЧНИЦА 1: Вот и подошел к концу наш Пушкинский вечер.

СКАЗОЧНИЦА 2: Пушкин – это возрожденье

Русской Музы, воплощенье

Наших первых дум и чувств.

Это – незапечатленный

Ключ поэзии, священный,

В светлой области искусств.

СКАЗОЧНИЦА 1: Это старой няни сказки,

Это молодости ласки,

Огонек в степной глуши.

Это – слезы умиленья…

Это – смутное влеченье

Вечно жаждущей души.

СКАЗОЧНИЦА 2: Это – гений, все любивший,

Все в самом себе вместивший –

Всеобъемлющ и велик…

Ныне мы поэта славим –

И на пьедестале ставим

Прославляющий нас лик.

/ Я.Полонский. А.С.Пушкин/

СКАЗОЧНИЦА 1: Так давайте же друг другу пожелаем никогда не расставаться со сказками и стихами Александра Сергеевича Пушкина.

Всем участникам и гостям праздника раздаются фотографии, сделанные заранее в литературной Пушкинской гостиной. 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. А.С. Пушкин. Стихи и сказки. Детская литература. М., 1974 г.
  2. А.В. Щеткин. Театральная деятельность в детском саду. Мозаика-синтез. М., 2007 г.
  3. А.И. Буренина. Театр Всевозможного – от игры до спектакля. Детство-Пресс. С.-П., 2002 г.
  4. Г.П. Федорова. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки. Песни, потешки для детей дошкольного возраста. Детство-Пресс. С.-П., 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы №10 Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт.Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»...

Стихотворение "По жизни с Пушкиным" материал для сценария праздника, посвященному А.С.Пушкину.

Ко дню 177-летия со дня гибели поэта Александра Сергеевича Пушкина....

Досуг, посвящённый дню рождения А.С.Пушкина "Путешествие по сказкам Пушкина"

Досуг для старших групп детского сада, посвящённый дню рождения А.С.Пушкина...

Сценарий праздника, посвящённого А.С.Пушкину "Пушкин в нашем сердце навсегда".

Сценарий прздничного мероприятия, посвящённого великому русскому поэту с использованием ИКТ....

Конспект итогового интегрированного занятия (НОД) по развитию речи о творчестве А.С. Пушкина с детьми старших групп, «Пушкиниана».

Аннотация: на предложенном занятии различные виды деятельности детей старших групп  объединены одной темой – сказки А.С.Пушкина. Недаром известная русская пословица гасит: «Сказка-ложь, да в ней ...

«А.С.Пушкин – великий русский поэт. Знакомство с детством и юностью А.С.Пушкина»

А.С. Пушкин - великий русский поэт. Знакомство с детством и юностью А.С. Пушкина. ...

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»Задачи: - формировать навыки художественного исполнения различных образов при худ...