Конспект итогового интегрированного занятия (НОД) по развитию речи о творчестве А.С. Пушкина с детьми старших групп, «Пушкиниана».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Дроздова Маргарита Владимировна
Аннотация: на предложенном занятии различные виды деятельности детей старших групп  объединены одной темой – сказки А.С.Пушкина. Недаром известная русская пословица гасит: «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», урок нравственности, доброты, честности, ума и хитроумия.  Сказки Пушкина – это первые наши любимые  книги. С них начинается любовь ко всей русской поэзии. Пушкин писал не только сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно.  Дети на протяжении всего занятия обобщают  свои знания о творчестве поэта.
 Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов: презентация биографии  поэта «Александр Сергеевич Пушкин».
 Ключевые слова: обобщающая беседа, конкурс чтецов, литературная викторина.
            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_drozdova_-_kopiya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Методических разработок занятия в ДОУ

        Тема -  Конспект итогового интегрированного   занятия (НОД)  по развитию речи о творчестве   А.С. Пушкина с детьми старших групп,   «Пушкиниана».

        Аннотация: на предложенном занятии различные виды деятельности детей старших групп  объединены одной темой – сказки А.С.Пушкина. Недаром известная русская пословица гасит: «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», урок нравственности, доброты, честности, ума и хитроумия.  Сказки Пушкина – это первые наши любимые  книги. С них начинается любовь ко всей русской поэзии. Пушкин писал не только сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно.  Дети на протяжении всего занятия обобщают  свои знания о творчестве поэта.

         Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов: презентация биографии  поэта «Александр Сергеевич Пушкин».

        Ключевые слова: обобщающая беседа, конкурс чтецов, литературная викторина.

        

           

г. Ачинск

2013 г.

Конспект итогового интегрированного   занятия  по развитию речи о творчестве  

А.С. Пушкина с детьми старших групп.

     

       Тема: «Пушкиниана»

       Цель: ввести детей в мир пушкинской поэзии, показать её удивительное богатство и музыкальность, через согласованную работу с музыкальной, театральной и изобразительной деятельностью детей.

       Задачи:

         - развивать у дошкольников  умение воспринимать сказки А.С.Пушкина через различные виды деятельности;

          - продолжать развивать музыкальную память,  воображение, обогащать слуховой опыт, расширять  кругозор  детей;

         - учить дошкольников  выразительно читать наизусть и  передавать содержание стихотворения с помощью интонации,     способствовать развитию выразительности детской речи;

          - воспитывать любовь и уважение  к великому русскому поэту.

         Оборудование: запись музыкальных произведений  «Вальс» Г. Свиридова,  «Вальс» А.Хачатуряна из драмы Лермонтова  «Маскарад», проектор, ноутбук, выставка книг по творчеству А.С.Пушкина, декорация: дуб, кот-игрушка, цепь из бумаги, грамоты.

        Предварительная работа:

        Чтение детям  сказок,  стихов А.С.Пушкина;  беседы по содержанию прочитанного; объяснение  детям новых слов и выражений; обсуждение  характера  и поступков  персонажей сказок; заучивание  стихов и  целых отрывков  из сказок, разыгрывание   сценок;  к работе подключение  родителей: читают дома детям сказки Пушкина, смотрят мультфильмы;
на музыкальных занятиях дети слушают музыку, которая созвучна пушкинскому времени: М.Глинка, Н.Римский-Корсаковов, П.Чайковский;   знакомство детей  с музыкальными жанрами и стилями; на занятиях изобразительной деятельности дети рассматривают  книжные иллюстрации, репродукции к сказкам Пушкина;  проведение викторин, увлекательных игр: «Узнай сказку», «Угадай словечко», «Путаница».

Ход занятия:

1. (Дети входят в зал парами  под музыку «Вальс» Г.Свиридова.  Садятся на стулья).

        Воспитатель: Сегодня к нам на занятие приглашены дети подготовительных и средних групп,  родители  - Алена Сергеевна Морозова и Елена Александровна Шнуйко. А  предметом нашего разговора станут всеми любимые сказки А. С.Пушкина.   (Читает отрывок из поэмы  "Руслан и Людмила» )

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…

        Воспитатель рассказывает о биографии Пушкина, одновременно идет показ презентации  «А.С.Пушкин».

         Воспитатель: Уже исполнилось более 200 лет со дня рождения Александра Сергеевича. Он прожил недолгую, но очень яркую жизнь и написал много замечательных  произведений, поэм, сказок, романов в стихах. Творчество А.С.Пушкина поистине объемно, о нем знает каждый человек в нашей стране., и его называют великим русским поэтом. А.С.Пушкин родился в 1799  году. Детство его прошло в Москве. У Саши были старшая сестра и младший брат.  Отец Александра любил читать и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Семья часто оставляла Сашу в гостиной, и он слушал, как гости читали свои произведения.

       Саша  начал сочинять стихи очень рано, когда ему исполнилось 3 года. Русскому языку Сашу учили бабушка Марина Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна. Которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Он садился на скамейку у ее ног, Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка.

        Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское село недалеко от Санкт-Петербурга. Учился он в лицее для мальчиков из знатных дворянских семей. Здесь Пушкин начал писать свои настоящие стихи, приобрел много друзей. После окончания лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести, романы.

        У Пушкина была большая семья: красавица жена Наталя Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич их очень любил.

         Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей. Из-за этого у него было много врагов [2;16].

         Он написал 7 сказок  и много стихотворений.

2.  Воспитатель:

Много сказок сочинил,

В Лукоморье путь открыл

В страну, где с чудесами,

Встречаемся мы с вами.

Да! Пушкин учит нас любить,

Дружить, природой любоваться,

И как же нам не восторгаться?

Воспитатель:  А сейчас послушайте стихи, которые выучили дети нашего детского сада.

(Дети читают отрывки лирических стихов Пушкина о зимней  природе.)

Ст. гр. № 1

                   Трое детей          «Зимний вечер»

Подгот. Гр. № 2

                          Пять детей      «Зимнее утро»

 

Ст. гр. № 2

                     Трое детей    «Зимняя дорога»

                      1 ребенок  «Вот север тучи нагоняет»  

                                                  (отрывок из поэмы «Евгений     Онегин»)

3.  Музыкальная пауза. Приглашаются дети подготовительной группы № 2 исполнить танец - «Менуэт».

4. Воспитатель: Да, А.С. Пушкин писал чудесные стихи, поэмы, романы. А сейчас мы поговорим о сказках. Кот ученый прислал нам конверт с вопросами. Он интересуется, знаете ли вы сказки Пушкина?  Дети старшей группы № 2  еще выучили отрывки стихов из сказок, давайте послушаем.

:                                                     «Сказка о Царе Салтане»

:                      «Сказка о попе и его работнике Балде»

:                      предисловие к сказке «Руслан и Людмила»

:                        «Сказка О мертвой царевне и семи  богатырей»

:                                            «Сказка о рыбаке и рыбке»

5. Литературная викторина по сказкам  Пушкина.

Детей разделить на три  группы: 1 «Золотая рыбка» (ст. гр. № 1)

                                                       2  «Кораблик»       (ст.гр. № 2)

                                                       3 «Белочка»           (подгот. гр. № 2)

Викторина по вопросам:

  1.  Какие сказки Пушкина знаете вы?

                             «Сказка о Царе Салтане»

                             «Сказка о попе и его работнике Балде»

                             «Руслан и Людмила»

                             «Сказка о мертвой царевне и семи  богатырей»

                             «Сказка о рыбаке и рыбке»

                             «Сказка о золотом петушке»

  1. Из какой сказке стихи  «Буду служить тебе справно, усердно и очень исправно»
  2. В какой сказке царица разговаривала  с зеркальцем, и что она спрашивала?
  3. Кто говорил и из какой сказке: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступать, ни молвить не умеешь, насмешишь ты целое царство».
  4. Кто завидовал и вредил  молодой царице  в сказке «Сказка о царе Салтане» (ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха).
  5. В какой сказке и кто говорил: «Не печалься, иди себе с богом».

Воспитатель: Молодцы,  дети,  вы знаете и любите сказки, стихи  Пушкина, все команды хорошо отвечали.

6.      Воспитатель: Итак, а сейчас «Вальс» (танцуют дети ст. гр. № 1).

         Воспитатель: Сегодня мы побывали в стране пушкинских сказок.

Сказка учит нас добру

Учит быть нас всех мудрее

Там добро накажет зло

Кто добрее, тот сильнее.

7. Подведение итогов, приглашенные  родители награждают грамотами детей - чтецов стихотворений.

Литература

1. Т.М.Бондаренко. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 666 с.

2. Е.П.Климова.  Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи. – Волгоград: Учитель, 2005.- 78 с.

         

     

        \


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия (по математике, развитию речи и грамоте) в старшей логопедической группе Тема: «В поисках сюрприза»

Конспектоткрытого интегрированного занятия(по математике, развитию речи и грамоте)в старшей логопедической группе  Тема: «В поисках сюрприза»...

Конспект итогового интегрированного занятия по речевому развитию и изодеятельности (рисованию) в подготовительной к школе группе "Лес, полный чудес"

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №46»   Конспектитогового интегрированногозанятия по речевому развитию и изодеятельности (рисованию) в подготовительной к шк...

Конспект итогового интегрированного занятия по речевому развитию и художественно-эстетическому развитие (рисование) в подготовительной группе «Лес, полный чудес»

Цели и задачи.Образовательные:- Обобщить знания и представления детей о весне;- Уточнить представление об обитателях и растениях леса;- Формировать умение развёрнуто отвечать на вопросы;- Совершенство...

Конспект итогового интегрированного занятия по речевому развитию и лепке "В гости к сказке" во второй младшей группе

Конспектитогового интегрированного занятия по речевому развитию и лепке "В гости к сказке"во второй младшей группе ...

Конспект итогового интегрированного занятия поОО «Речевое развитие» и «Познавательное развитие» в младшей группе "В гости к бабушке"

Конспект итогового интегрированного занятия поОО «Речевое развитие» и «Познавательное развитие» в младшей группе  "В гости к бабушке"...

Итоговое интегрированное занятие по экологии, развитию речи и художественно-эстетическому развитию «Дорога знаний в старшую группу".

Итоговое интегрированное занятие по экологии, развитию речи,художественно-эстетическому развитию в конце года в средней группе.Занятие позволило  выявить уровень   сформированности...

Итоговое интегрированное занятие по развитию речи, обучению грамоте с элементами рисования с детьми старшей группы компенсирующей направленности «В поисках Солнышка»

Итоговое интегрированное занятиепо развитию речи, обучению грамоте с элементами рисованияс детьми старшей группы компенсирующей направленности«В поисках Солнышка»Цель: выявить знания у дет...