Арттерапевтическая технология и ее влияние на познавательно-речевое развитие дошкольников.
статья по развитию речи на тему

Арттерапия - средство познания себя и окружающего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_artterapiya.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Арттерапевтическая технология и ее влияние  на познавательно-речевое развитие дошкольников.

 Общеизвестным фактом является то, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста, не является исключительно логопедической проблемой. Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка. У детей этой группы  низкая работоспособность. Работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующую их речевую активность. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности является арттерапия. Арт-терапии является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину. Есть преимущества, которые делают ее высококонкурентноспособной:

          Во-первых, это то, что арттерапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна.

          Во-вторых, продукт творчества ребенка – дает возможность дать ретроспективную оценку, проследить динамику развития.

          В-третьих, арттерапия создает возможности осознания собственной ценности. Немаловажным является и то, что арттерапия является средством невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех детей, кто недостаточно хорошо владеет речью, кому сложно выразить свои мысли в словах. Практически каждый ребенок может участвовать в арттерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.

          Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей дошкольника, что позволяет использовать их как диагностику. Арттерапия - средство познания себя и окружающего мира.

          Арттерапевтическая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать активную жизненную позицию. Продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития. Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Значение арт-терапии возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья.

Основными задачами, которые педагоги ставят перед собой, работая с детьми, являются:

1. Развитие познавательно-речевой активности.

2. Использование ресурсов сказкотерапии  для решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.

3. Расширение кругозора детей, привитие любви к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию, литературу

4. Стимулирование креативности, оригинальности мышления.

5. Развитие уверенности в себе.

6. Гармонизация эмоционального состояния.

7. Сплоченности,  развитию детского коллектива.

          Новизна и актуальность работы  в данном направлении заключается в синтезировании наиболее эффективных арттерапевтических техник в рамках деятельности по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста.  Существуют такие виды арттерапии для дошкольников: изотерапия, цветотерапия, песочная терапия фототерапия, игротерапия, музыкотерапия,  вокалотерапия, сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, библиотерапия и др.

          Взаимодействие с детьми при помощи арттерапии проходит  плодотворно и интересно. Непосредственно образовательная деятельность строится на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. Используя арт-терапию в ходе непосредственно образовательной деятельности воспитатели стремятся, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем.            Педагоги ДОУ в своей работе активно используют  такие виды арттерапии, как:

          Сказкотерапия. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.

          Песочная терапия. С огромным интересом дети участвуют в выполнении заданий педагога в «Юнгианской песочнице» с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом, мелкими игрушками). Ее использование развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Дети с большим удовольствием рисуют, строят, изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на заданные звуки и при этом сопровождают свои действия  речью.

          Цветотерапия.. Метод погружения в определенный цвет в настоящее время активно используется в практике работы ДОУ. С малоактивными, пассивными детьми педагоги используют для их активизации  с использованием красного цвета, оранжевого или жёлтого цветов. Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т.д. Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.

          Терапия водой. Вода – дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой - один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать инновационную технологию для познавательного, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией.

          Игротерапия –   имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.

          Музыкотерапия – Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.

          Кроме того, к инновационным технологиям познавательно-речевого развития относятся: личностно-ориентированные технологии обучения, технология педагогических мастерских, технология коллективной мыследеятельности (КМД), технология эвристического обучения, метод проектов, вероятностное образование (А. Лобок), гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили), ТРИЗ-технологии, цель которых не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие положительного отношения к познавательно-речевой деятельности у дошкольников»

Данный материал представляет собой консультацию для воспитателей средних, старших и подготовительных групп о развитии положительного отношения дошкольников к познавательно-речевой деятельности....

Арттерапевтическая технология и ее влияние на познавательно-речевое развитие дошкольников.

Арттерапия, ее виды, значение, новизна в работе с дошкольниками....

Проект «Развитие познавательно-речевой активности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через познавательно-исследовательскую деятельность»

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Педагоги и специалисты нашей дошкольной организации постоян...

ПРОЕКТ «Мы познаём мир!» (использование технологии наглядного моделирования в познавательно-речевом развитии дошкольников)

Проект разработан с целью интеллектуального развития дошкольников на основе практических действий, развития связной речи, а также развития самостоятельности, инициативы и творческого потенциала в...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы младшего дошкольника»

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...