Программа индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работы по формированию правильного звукопроизношения сонорного звука ( Р )
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему

Горлова Юлия Евгеньевна

Индивидуально-ориентированная  программа по формированию правильного звукопроизношения сонорного звука (Р)  составлена на основе программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению ФФНР» и методического пособия «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_po_dislalii_2014.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6

«Утверждено»

Заведующей МАДОУ д/с к.в.№6

____________________________

Рассмотрено на заседании

Педагогического Совета

МАДОУ д/с к.в.№6

«_____»_________2014г.

Протокол№___________

Программа

индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работы по формированию правильного звукопроизношения сонорного звука ( Р )

срок реализации программы:

с октября 2014 по декабрь 2014 г.

Составитель:

Учитель-логопед

МАДОУ д/с к.в.№6

Горлова Ю.Е.

СОЛЬЦЫ

2014

Пояснительная записка

1.1  Актуальность:

По результатам логопедического обследования выявлено, что у ребенка (6 лет) лексико-грамматический строй речи соответствует возрасту, слух, зрение интеллект в норме.

 Нарушено:

- произношение сонорного звука (Р) (звук искажен);

- недостаточно сформирована артикуляционная  моторика.

Заключение по результатам логопедического обследования: ФНР

1.2 Научная обоснованность:

Индивидуально-ориентированная  программа по формированию правильного звукопроизношения сонорного звука (Р)  составлена на основе программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению ФФНР» и методического пособия «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.

1.3 Цель: 

Формирование правильного звукопроизношения сонорного звука (Р)

Задачи:

- сформировать произвольные координированные движения органов артикуляционного аппарата;

- сформировать артикуляционный уклад для постановки  звука (Р);

- сформировать правильный длительный, плавный ротовой выдох;

- поставить и автоматизировать сонорный звук (Р) (изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, в связной речи);

- дифференцировать звуки (Р-РЬ).

1.4 Форма проведения работы:

Работа по постановке сонорного звука (Р) проводится индивидуально.

1.5 Длительность программы: 20 занятий

1.6 Количество занятий в неделю: 2 занятий в неделю, длительностью 35 минут.

2. Тематический план занятий

Тема

Цели и задачи

Наименования форм работы: игры, упражнения, задания

Количество занятий

1

Подготовка к постановке звука (Р)

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие правильного речевого выдоха;

- развитие речевого внимания;

- развитие мелкой моторики пальцев рук.

- общая артикуляционная гимнастика

- артикуляционная гимнастика для постановки звука (Р): (Чашечка, Часики, Лошадка, Грибок, Пулемет, Гармошка, Болтушка).

- упражнения для развития правильного речевого выдоха (Фокус, Задуй свечку, Забей гол)

- «Поймай звук», « выбери картинки» и т.п.

- игры на развитие мелкой моторики: (Пальчики здороваются, Щелчки, Коготки, Ножницы, Замок, Бегают человечки, Футбол)

6

2

Постановка звука (Р)

- поставить и автоматизировать изолированно звук (Р);

- развивать артикуляционную и мелкую моторику.

- игры и упражнения: «Звуковые дорожки», «Доскажи словечко».

- упражнения на звукоподражание и т.д.

2

3

Автоматизация звука (Р) в слогах

- автоматизировать навык произношения звука (Р) в слогах (прямых, обратных со стечением согласных);

- развивать артикуляционную и мелкую моторику.

В.В. Коноваленко «Автоматизация сонорных звуков (Р-РЬ) у детей (стр.3-4);

Р. Залмаева «Сам себе логопед» (стр 74-77)

- Слоговые ряды

3

4

Автоматизация звука (Р) в словах

- автоматизировать навык произношения звука (Р) в словах (в начале, середине, конце, в словах со стечением согласных);

- развивать артикуляционную и мелкую моторику

В.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» (стр127-133)

2

5

Автоматизация звука (Р) в предложениях

- автоматизировать навык произношения звука (Р) в предложениях (чистоговорках);

- развивать артикуляционную и мелкую моторику

О. И. Крупенчук «Исправляем произношение» (стр 23-25)

- упражнения «произноси предложения» Р. Залмаева «Сам себе логопед» стр78-79

- заучивание чистоговорок

2

6

Автоматизация звука в самостоятельной речи

- автоматизировать навык произношения звука (Р) в самостоятельной речи (стихи, рассказы);

- развивать артикуляционную и мелкую моторику

Рассказ К. д. Ушинского «Проказы старухи- зимы»(пересказ

с выделение слов со звуком (Р))

- рисование иллюстраций к рассказу К.Д. Ушинского «Проказы старухи - зимы»

Стихотворение Н.А. Некрасова «Мороз-воевода» (отрывок). Заучивание наизусть. Выделение ,запоминание, называние слов со звуков (Р)

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Хитрая лиса».

3

7

Дифференциация звуков (Р-РЬ)

- дифференцировать звуки (Р-РЬ)

-попеременное произнесение звуков  Р-РЬ

- повторение чистоговорок на звуки Р-РЬ

- слоговые ряды

- преобразование слогов и слов

- слова с обоими звуками Р-РЬ (проговаривание, деление на слоги) В.В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»

2

3.Требования к результату реализации программы

Программа индивидуально-ориентированной и коррекционно-развивающей работы по формированию  звука (Р) должна быть выполнена в полном объеме (20 занятий).

Звук (Р) сформирован и введен в самостоятельную речь ребенка.

Планируемые результаты логопедической работы (ожидаемые):

Ребенок  должен уметь:

- правильно артикулировать звук (Р) в различных фонетических позициях и формах речи;

- четко дифференцировать  звук;

-  свободно использовать поставленный звук в свободную речи;

- владеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

4. Методы и средства оценки результативности программы.

По окончанию программы проводится диагностика звукопроизношения, результаты заносятся в протокол обследования. При обследовании используется наглядное пособие О.Б. Иншаковой «Альбом для логопеда». Планируется проведение  опроса родителей и педагогов, работающих с ребенком в ДОО по результатам программы.

                                                          Литература

1. Белов, Н.В. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство /Н.В. Белов. – Минск: Харвест, 2011. – 320 с.

2. Бочкарева, О.И. Логопедия. Старшая группа. Разработки занятий / О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИДТ «Корифей». – 128 с.

3. Волкова, Л.С. и др. Логопедия.: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.

4. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

5. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2012. – 120 с.

6. Журавлева, А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М.: Эксмо, 2012. – 112 с.

7. Залмаева Р.Сам себе логопед. Пособие для родителей.-XXI век,1997.

8. Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с.

9. Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. – М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с.

10. Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

11. Крупенчук. О.И. пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с.: ил. – (серия «Уроки логопеда»).

12. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.: СФЕРА, 2005. – 112 с.

13. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР.

14. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003- 739 с.

15. Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. – Изд. 10-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 287 с. – (Библиотека логопеда).

16. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.

17. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога по формированию правильного звукопроизношения гласных звуков у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного

Коррекция фонематических нарушений, уточнение и закрепление правильного произношения гласных звуков: а, о, у, и у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного....

Коррекционно-развивающие игры как средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Для успешного преодоления неблагоприятных моментов, создающих значительные трудности в логопедической работе по коррекции звукопроизношения, большую помощь учителю-логопеду может оказать использование...

Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. ТЕМА: «ЗВУК Ж»

Воспитание правильного произношения звука в словах. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Добиваться четкого правильного произношения слов со звуками «Ж»....

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. ТЕМА: «Звук Э»

ПОДБОРКА 3-Х ЗАНЯТИЙ . СРЕДНЯЯ ГРУППА. ДЕТИ С ОНР НА ФОНЕ СТ. ДИЗ. ЗВУК «Э».  ТЕМА ЗАНЯТИЯ. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для произнесения звука &l...

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. ТЕМА: «Звук Ш»

ПОДБОРКА 3-Х ЗАНЯТИЙ . СРЕДНЯЯ ГРУППА. ДЕТИ С ОНР НА ФОНЕ СТ. ДИЗ. ЗВУК «Ш».  ТЕМА ЗАНЯТИЯ. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для произнесения звука &l...