Деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с детской литературой.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Приемы и методы работы по ознакомлению дошкольников с детской литературой(отечественной и зарубежной).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с детской литературой (отечественной и зарубежной)

Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Проведенный анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности позволяет мне заключить, что особую актуальность приобретает проблема определения условий при ознакомлении художественной литературой у дошкольников. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

 Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Характеристики изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Теперь, когда мы знаем проблему и желаемый результат, будем говорить о том, какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему.

Механизм реализации выдвинутых идей:

В ходе ознакомления дошкольников с художественной литературой используются различные методы: беседа, ситуационный разговор, речевая ситуация, сюжетные игры, театрализация, игры с правилами, чтение, обсуждение, разучивание, рассматривание книг.

В 5-6 лет в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по прежнему вызывают интерес. Ребенок может самостоятельно назвать героев, сопереживает добрым, радуется хорошей концовке. Он с удовольствием самостоятельно рассматривает иллюстрации, высказывается о персонажах и ситуациях, т.е. соотносит картинку и  прочитанный текст. Начинает «читать» сам, повторяя за взрослым или договаривая отдельные слова, фразы. Запоминает простые рифмующиеся, строки в стихотворениях.

В 5-6 года дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о ее содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, запоминают название произведения, автора. В этом возрасте требования к обращению с книгой, гигиенические нормы при работе с ней.

Каждое направление работы проходит три этапа:

а) диагностический, б) формирующий, в) заключительный.

Именно комплексный подход и вовлечение всех  участников образовательного процесса позволит добиться результата.

Работа с детьми:

- сюжетно – ролевые игры: чтобы привлечь внимание детей я начинала играть с куклой или любой другой игрушкой, разыгрывая с игрушкой стишок который им читаю. Дети внимательно наблюдали за моими действиями. Я продолжала игру, а затем передавала куклу или игрушку детям, словестно направляла дальнейший ход событий. Очень важно, чтобы ребенок пытался самостоятельно разыгрывал ситуацию, в то время как повторно читается стихотворение;

- использование видеозаписей: использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала;

- использование дидактического материала;

- разыгрывание театра,: при разыгрывании театра у детей развивается память, внимание, умение слушать речь взрослого, понимая ее содержание, действовать в соответствии с нею, интонационную выразительность речи, (эмоциональность), умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок;

- мнемотехника: для улучшения памяти у детей своей практике я применяю приемы мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

В средства обучения необходимо включить:

1. сюжетно – ролевые игры. (уже по прочитанным сказкам, потешкам, стихам)

2. Заучивание наизусть (короткие стишки или потешки)

3. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

А) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

б) настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке «Репка»);

в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

4. Чтение без наглядного материала.

Работа с педагогами:

  1. Подготовка и оформление теоретического и практического материала.
  2.  Диагностика.
  3.  Анкетирование.

Взаимодействие с родителями также важным звеном в работе педагога в формировании воспитания.

  1. Анкетирование: «Чтение в нашей жизни»
  2. Семинар – практикум: «Как правильно воспитывать любовь к художественной литературе у детей»
  3. Индивидуальные консультации по вопросам возрастная литература.

Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе педагога, необходимо проводить диагностику. Контролировать качество и характер изменений у детей. Но это должна быть не диагностика формирования, а организация продуктивного общения участников образовательного процесса с учетом потребности детей.

Можно применить:  Беседу- опрос детей по теме

    «Ознакомление с художественной литературой»

1.    Любишь ли ты, когда тебе читают книги взрослые?

2.    Есть ли у тебя дома книги?  Кто тебе их читает ?

3.    Какие книги ты любишь?

4.    Есть ли у тебя любимая книга?

5.    Кто твой любимый герой?

6.    Какие сказки вы знаете?

7.    Знаете ли вы писателей? Назовите их.

8.    Ты хотел бы научиться читать?

Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно – методические, материально – технические, нормативно – правовые, информационные, организационные).

Изменений только в образовательном процессе недостаточно. Далее рассмотрю ряд изменений в условиях, которые обеспечивают новый образовательный результат. Значимым фактором развития ребенка является личность воспитателя. Поэтому необходимо, чтобы воспитатель обладал высоким уровнем знаний (знанием методик воспитания и обучения, психологии дошкольника, индивидуально – психологических особенностей детей, психологии детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий). Только знания не дадут желаемый результат. Современное общество требует применять знания в профессиональной деятельности и обладать рядом умений:

- организаторскими способностями (относительно коллектива детей и родителей);

- коммуникативными умениями (установление педагогически целесообразных контактов с детьми, родителями, педагогами);

- самообразованием, «установка на постоянное самосовершенствование» (изучение новых педагогических технологий, опыта коллег, посещение семинаров, правильное оценивание своих достоинств и недостатков и пр.).

Также для эффективной работы, воспитатель должен обладать рядом качеств: уметь придать личностную окраску преподаванию, иметь позитивный жизненный настрой, уметь управлять своими эмоциями, быть уверенным в себе, владеть разными стилями общения с детьми, уважительно относится к окружающим и творчески мыслить.

К кадровым изменениям относятся: привлечение к работе психолога (для оценивания результата проектными методиками).

Научно – методические изменения:

- создание методической копилки по теме «Любимы сказки»,

- повышение уровня знаний в данной области через обучение на курсах, взаимодействие с другими воспитателями, психологом;

- доступность Интернет ресурсов для получения знаний по заданной теме;

- разработать серию консультаций для родителей;

Материально – техническая часть обеспечивается из разных источников, поэтому тоже должна проектироваться, т.е. быть объектом моделирования. В группе должны быть в достаточном количестве дидактические игры по рассмотрению теме, иллюстрации, наглядно – дидактические пособия; сюжетные картинки по теме «Неживая природа»; книги по данной тематике буклеты для родителей, раздаточный и демонстративный материал, можно оформить фотовыставку и выставку детских работ, создать портфолио.

Нормативно – правовое обеспечение проектирования – это учет при разработке деятельности учащихся и педагогов конституции, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образования. Данный проект соответствует ФГОС ДО. Изменения в данной области – это изменение в годовом планировании ДОУ.

Информационные изменения – это создание электронных образовательных пособий по теме «Стишки и потешки» и использование ИКТ в работе (посещение сайтов, с целью получения опыта других воспитателей).

К организационным изменениям можно отнести само изменение в работе воспитателя в соответствии с разработанным проектом:

- использование наиболее эффективных форм работы,

- улучшение предметно – развивающей среды, - внедрение опыта воспитания семьи, активное включение родителей в педагогическую деятельность (приглашение их как специалистов)..

При воплощении данного проекта в жизнь предполагается, что воспитатель создает методическую копилку, в которую включит названия книг, игр, пособий по данной теме. Для повышения эффективности проекта разработает критерии и методы его оценки. В проектировочном процессе отсутствуют готовые систематизированные знания – из множества впечатлений, знаний, понятий нужно построить свое представление о его реализации.

Для решения поставленной проблемы, в методическую копилку была разработана мультимедийная дидактическая игра.

Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

«Мир фантазий»

Старшая группа

Дидактическое пособие, помогающее вызвать интерес к художественной литературе.

  • Закреплять представления детей о художественной литературе.
  • Развивать способность к анализу, обобщению
  • Развитие зрительного восприятия; воспитание эстетического художественного вкуса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы"«Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления дошкольников с художественной литературой»

"Волшебный край!" - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. "Любите ли вы театр так, как я люблю его?" - спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том,...

«Деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с детской литературой (зарубежной и отечественной)»

Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества. Взрослые мало читают детям, забывая, что чтение художественно...

Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Данный мастер класс будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, так как он содержит современные формы организации совместной деятельности....

Деловая игра для педагогов "Ознакомление дошкольников с художественной литературой"

В рамках регионального проекта "PRO чтение" была подготовлена  игра, которая поможет повысить профессиональный уровень  педагогов в работе с детьми по ознакомлению с художест...

Консультация для педагогов «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой»

Слайд 1Консультация для педагогов «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой»СЛАЙД 2vСопереживает героямСЛАЙД 3Ставит себя на место герояСЛАЙД 4vБорется с врагамиС...

«Театрально-игровая деятельность как средство ознакомления дошкольников с художественной литературой"

Актуальность: В современном мире, всё чаще чтение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет.Для того, чтобы появился у ребенка интерес к чтению необходимо дать...