Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
учебно-методический материал на тему

Василькова Анна

Данный мастер класс будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, так как он содержит современные формы организации совместной деятельности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Данный мастер класс будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, так как он содержит современные формы организации совместной деятельности.

Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах ознакомления дошкольников с художественной литературой
Задачи:
- обобщать знания педагогов по художественной литературе;
- способствовать внедрению инновационных методик, технологий в образовательный процесс, современных форм организации совместной деятельности, направленных на повышение качества образовательного процесса.

Ход мероприятия:

Уважаемые, коллеги! В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Однако не стоит забывать, что именно она частично обеспечивает культурное развитие ребенка и формирование его речи.

Читать – важно и нужно. Это оказывает благотворное влияние на развитие связной речи, обогащает речь крылатыми выражениями, фразеологизмами, синонимами. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение. Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения, должен уметь использовать различные средства, приёмы, методы для того, чтобы сделать знакомство детей с литературой наиболее ярким и интересным.
Поскольку детям дошкольного возраста для лучшего запоминания необходимо использовать игровую форму, то в процессе мероприятия я предлагаю вам, вжиться в роль детей и самим поиграть, выполняя предложенные задания. 

И так! Все готовы! Я приглашаю вас принять участие в Конкурсе Внимательных и Находчивых.

Принимать участие в конкурсе будут две команды. Я прошу подойти ко мне и взять себе фрагмент иллюстрации к сказке, затем вам необходимо собрать её и вы узнаете кто в какой команде. Прошу занять свои места. 

За ходом соревнований будет следить жюри (представление жюри) 
За каждый правильный ответ участники будут получать баллы, побеждает та команда, которая соберет наибольшее количество. В течение всего соревнования жюри будет подсчитывать баллы, а в конце подведёт итоги. 
И так, мы желаем командам успеха. Пусть победит сильнейший! 

Переходим к конкурсной программе.


Первый конкурс «Название команды»

Вам нужно за 3 минуты придумать название своим командам, и нарисовать эмблему команды! Максимальная оценка – 3 балла. 


Второй конкурс «Разминка»

Быстро задаются вопросы. На них нужно быстро дать ответ. 
За каждые правильный ответ команда получает по 1 балу. Команда, которая справится с заданием за меньшее время, получает ещё 2 балла. 

Правильные ответы выделены жирным шрифтом.


Вопросы 1 команде


1. Кто говорил такие волшебные слова: «Спи, глазок, спи, другой!» (Хаврошечка)
2. Назовите автора сказки «Цветик - семицветик». (В. Катаев)
3. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк) 
4. Кто закопал 5 золотых монет? (Буратино) 
5. После каких слов Али-Бабы волшебные ворота пещеры открывались? (Сим-Сим) 
6. На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка) 

Вопросы 2 команде


1. Кто говорил такие волшебные слова: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная! »(Морозко)
2. Назовите автора сказки «Алиса в стране чудес» (Льюис Кэрролл)
3. Из какого инструмента солдат сварил суп? Топор
4. Что потерял ослик Иа? (Хвост) 
5. Встреча, с какой рыбой очень сильно повлияла на жизнь Емели? (Щука) 
6. Подруга семи гномов. (Белоснежка) 
Третий игра-конкурс «Молчанка» (каждому раздать по 3 карточки с цифрами 1, 2, 3.) 

Я буду задавать вопросы и давать 3 варианта ответов. На нужный вариант вы поднимаете соответствующую карточку. 
Правильный ответ – 1 балл. Правильные ответы выделены жирным шрифтом.

1. Сколько персонажей в сказке «Колобок»? 
1. Семь
2. Восемь
3. Шесть
2. В каком произведении есть мораль? 
1. в сказке
2. в былине
3. в басне
3. Кто спас царевну в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? 
1. Иван-царевич
2. королевич Елисей
3. Иванушка-дурачок
4. Как звали братьев Ивана-дурака из сказки «Конек-горбунок»? 
1. Семён и Василий
2. Гаврило и Данило
3. Данило и Василий

Четвёртый конкурс «Мастера перевоплощения»

Каждой команде нужно посредством пантомимы показать сюжет сказки. Соперники должны догадаться, какую сказку показывает команда. Сказку выбирает команда самостоятельно. На подготовку 2 минуты.
Максимальная оценка – 5 баллов. 

Музыкальная пауза


Обоим командам предлагается исполнить песню-переделку на знакомую мелодию. Песня про книги (на мотив «Песенки мамонтёнка»)

 
Я книгу читаю – она друг надёжный! 
Ответ на вопросы найти я хочу. 
Ответы найти я хочу. (2 раза.) 
Припев:
Пусть книга научит, 
Пусть книга расскажет. 
Пусть верный путь в жизни она нам укажет. 
Ведь так не бывает на свете, 
Чтоб были неграмотны дети! (2 раза последние две строчки) 
Её не заменит компьютер и видик. 
Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит. 
Ведь чтение книг и наука –
Надёжное средство от скуки. 

Пятый конкурс «Придумай стихотворение»

Вам предложена рифма. Задача: Придумать стихотворение по теме «Детский сад». Объём не ограничивается. Время выполнения-2минуты. 
1команда: Детишки-малышки ; Карман-барабан
2команда: Ладушки-оладушки ; Шутка-мишутка

Шестой конкурс «Сказочные загадки».


Команды по очереди отвечают на вопросы. Правильный ответ – 1 балл. 
1. Болото – дом ее родной. 
К ней в гости ходит Водяной. (Кикимора) 
2. Так быстро от принца девица бежала, 
Что туфельку даже она потеряла. (Золушка) 
3. Мальчик с гусями летал в поднебесье. 
Как мальчика звали? Скажите все вместе! (Нильс) 
4. Она была подружкой гномов, 
И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка) 
5. Дюймовочки жених слепой, 
Живет все время под землей. (Крот) 
6. Этот толстяк живет на крыше, 
И летает он всех выше. (Карлсон) 

Седьмой конкурс «Измени концовку сказки»


Изменить концовку сказки «Колобок»
Как можно помочь колобку, чтобы его не съела лиса?
Придумать за 30секунд

Восьмой конкурс «Сказочный вернисаж»


- Обратите внимание на экран. Здесь будут представлены репродукции картин. Нужно назвать картину, автора картины и произведение, по мотивам которого написана эта картина. Правильный ответ – 3 балла.
1. Виктор Васнецов «Алёнушка» 
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
2. Виктор Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке»
Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
3. Виктор Васнецов «Царевна-Несмеяна»
Сказка «Царевна-Несмеяна»
4. Виктор Васнецов «Снегурочка»
Сказка «Снегурочка»
Девятый конкурс « Так всё начиналось»
Как называются интереснейшие сказочные повести, из которых взяты начальные строки. Кто их автор? 
1. В одном сказочном городе жили коротышки». (Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)
2.«Хочу вам рассказать о девочке Оле, которая вдруг увидела себя со стороны». (В.Губарев «Королевство кривых зеркал»)
3.Ну вот перед нами Винни – Пух». (А.Милн «Винни – Пух и все- все – все»)
4.«Жил был доктор. Он был добрый». (К. Чуковский «Доктор Айболит»)
5.«В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверёк». (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)
6.«Давным – давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос» (А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
7.« На окраине одного маленького шведского городка вы увидите очень запущенный сад. А в саду стоит почерневший от времени ветхий дом». (А.Линдгрен «Пеппи Длинный чулок»)
8.«В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантенсон». (А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше»)
Ведущий: Уважаемые коллеги! 
Подошло к концу время нашего общения. 

Рефлексия:

У Вас на столах лежат карточки: красная, зеленая, желтая. 
Если было все понятно и интересно - поднимите зеленую карточку. 
Если понятно, но не очень интересно – поднимите желтую карточку. 
Если не понятно и не интересно – поднимите красную карточку. 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов "Ознакомление дошкольников с художественной литературой"

В рамках регионального проекта "PRO чтение" была подготовлена  игра, которая поможет повысить профессиональный уровень  педагогов в работе с детьми по ознакомлению с художест...

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей посредством художественной литературы»

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы....

Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах ознакомления дошкольников с художественной литературой...

Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»...

Консультация для педагогов «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой»

Слайд 1Консультация для педагогов «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой»СЛАЙД 2vСопереживает героямСЛАЙД 3Ставит себя на место герояСЛАЙД 4vБорется с врагамиС...

Консультация для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Целью ознакомления детей с художественной литературой является формирование будущего, большого талантливого читателя и культурно-образованного человека....