Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Звуковая культура речи. Звуки «р», «р’»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyati.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Тема: Звуковая культура речи. Звуки «р», «р’»

Методы и приемы: игровые технологии, игровые задания; использование

Художественного слова - стихи, чистоговорки; вопросы;

индивидуальная работа; физминутка.

Развивающая среда: игрушка тигрёнок, цветные карандаши, рабочие тетради «Уроки грамоты для малышей 4+» по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Цель: Формировать звуковую выразительность речи. Учить слышать звук в

слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. Учить

дифференцировать на слух и в произношении звуки «р», «р’»; четко и ясно

произносить слова с этими звуками.

Обогащать словарь.

Развивать дикцию и фонематическое восприятие, внимание, память.

I. Организационный момент

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, как много у нас гостей, поздоровайтесь с ними и больше не будем отвлекаться.

Дети: здороваются с гостями.

                                               Ход занятия:

Воспитатель: К нам в гости пришел маленький тигренок. Он учиться рычать, но у него пока не получается.

 Давайте поможем тигренку. Для начала нужно наш язычок разбудить.  Я вам расскажу очень интересную историю про язычок и покажу упражнения, а вы мне поможете. Для этого пройдите, пожалуйста, на свои места. Ну что, ребята, готовы?

Дети: Готовы!

Воспитатель: Покажем тигренку, какие упражнения для этого нужно выполнять.

Слушайте внимательно и помогайте мне.

II. Артикуляционная зарядка

(Дети выполняют артикуляционную зарядку).

«Приключения язычка»

Проснулся язычок, а вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. «Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а

потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».

III. Уточнение правильной артикуляции

Ребята, скажите, как рычит тигр.

Дети: Р-р-р.

Воспитатель: Правильно  р – р –р.

Ротик свой мы открываем,

Язычок приподнимаем,

В бугорочки упираем,

Краешки к зубам прижмем,

Да и сильно дуть начнем.

Зубы не сомкнуты.  Язык поднят к верхнему небу.

Пускаем сильную воздушную струю. Язык вибрирует.

Легко вам было произносить звук [р]?

Дети: Трудно.

Воспитатель: Значит этот звук какой?

Дети: Согласный.

Воспитатель: Как мы произносили этот звук? Звонким голосом или нет?

Дети: Звонко!

Воспитатель: Значит этот звук какой?

Дети: Звонкий.

IV. Фонетическая разминка.

Ру - ру - ру - начинаем мы игру. 

Ир - ир - ир – очень я люблю кефир.

Ро - ро - ро - роза, родина, ведро.

Ры – ры – ры – подарили нам шары.

Ар- ар- ар – кипит наш самовар.

Арь – арь- арь – на стене весит фонарь.

Ре – ре – ре – стоит дом на горе.

Ри – ри  - ри – на ветках снегири.

Ра - ра - ра - вот и кончилась игра.

Воспитатель: Ребята, вы заметили, как по - разному звучит

Ир-ри

Ар - арь

Звук [Р] - согласный, он может быть твердым: ра – ры – ро – ру.

А может быть мягким: ре - ри – арь.

Давайте подведём итог. Звук Р какой?

Дети: согласный, звонкий, может быть твёрдым или мягким.

Физминутка Под березкою зеленой скачут весело вороны.

Каррр-каррр-каррр 2 р.

Целый день они летали, спать ребятам не давали.

Каррр-каррр-каррр 2 р.

Только к ночи умолкают, и все вместе засыпают.

Каррр-каррр-каррр.

Утро начинается вороны просыпаются.

V. Упражнение на развитие фонематического слуха.

Воспитатель: (дети должны назвать ошибку, определить какой звук и где находится)

А сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Найди ошибку» Слушайте и запоминайте! Где ошибка? Отвечайте!

• Огород, рука, селдечко - где неверное словечко?

• Тряпка, курица, челвяк - что я говорю не так?

• Перчатка, рыба, калусели - ошибку вы найти сумели?

• Прятки, пряник, шалик, рай - где ошибка? Отвечай!

Какой звук я произносила неправильно?

Дети: Р-Р’

Воспитатель: сейчас я буду называть слова, а вы попробуйте определить мягкий или твердый звук слышится? (роза, береза, гиря, рысь, варенье, рыба, рак, торт, фонарь, город, рыцарь, рис, рука, перо, ворота).

-Ребята, а теперь вы придумайте слова со звуками «р», «р» и постарайтесь определить твердый звук или мягкий.

-А теперь определим, где находится звук – вначале, в середине или в конце слова? (радуга, ветер, берёза,  река, город, тигр, кенгуру, урок, фонарь, гора.)

Работа в тетради. (Выполнить задания на стр.14 – 15).

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали?

(Свободные высказывания детей)

Сегодня мы с вами учились четко и правильно произносить и различать на слух звуки Р и Рь, определяли место звука в слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Описание внешнего вида животных.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе О.С. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет». Занятие 27 Описание внешнего вида животных.Возраст воспитанников: средний дошкол...