Использование лингвистических сказок с элементами этнической культуры на занятиях в ДОУ
статья по теме

Вострухина Елена Викторовна

Лингвистические сказки, представляя собой небольшой сказочный рассказ, в котором лингвистические понятия переносятся на различных сказочных персонажей, интересных ребенку, раскрывают суть лингвистических явлений в более занимательной для малыша форме, нежели простые правила и факты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_lingvisticheskie_skazki.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СКАЗОК

С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

НА ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Одна из приоритетных задач, стоящих перед современным образованием – научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России, ибо мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого, но и лишению себя будущего. Регионализация – одно из стратегических направлений развития образования в нашей стране.

В дошкольных образовательных учреждениях регионализация может осуществляться через организацию специальных занятий, что даёт хороший педагогический эффект в формировании у детей знаний о регионе, поскольку такая форма работы даёт возможность изучения краеведческих и других дополнительных материалов на основе комплексного подхода с использованием знаний по различным предметам; позволяет поддерживать познавательную активность школьников.

Раскроем главные принципы реализации регионального компонента содержания образования дошкольников:

  1. Принцип региональности – связан с ориентированием на региональные особенности Республики Мордовия в учебно-воспитательном процессе.
  2. Принцип гуманизации – предусматривает широкое включение содержание образования дошкольников знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности в условиях проживания в данном регионе.
  3. Принцип историзма – раскрывает историческую обусловленность явлений и процессов, происходящих в природе и обществе нашего края.
  4. Принцип комплексности и интегративности – призван объединять различные аспекты содержания образования, краеведческого материала в единое целое с учётом задач и потребностей региона.
  5. Принцип экологизации – нацелен на воспитание экологически образованной личности, осознающей особенности и особую остроту экологической ситуации в Мордовии, ответственность перед современным и будущими поколениями за сохранение и улучшение природы родного края.

Одним из способов реализации регионального образования дошкольников является органичное включение регионального содержания (сведений о природных, экономических, историко-социокультурных, демографических, этнопсихологических особенностях региона) в базовые занятия.

Обучать детей грамоте, правильному произношению речи, необходимо начинать ещё в дошкольном возрасте, потому что это один из главных периодов развития человека, который обладает своеобразной логикой, образом мышления, действиями. Как мы начинаем постигать мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через сказки.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей,  воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте, вдохновляйте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке» [4, с. 112]. 

Сказка сопровождает  ребёнка  с рождения.  Из  неё  дети получают первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки  позволяют ребенку понять, что такое храбрость и стойкость, добро и зло. Но среди многообразия сказок есть очень интересная их разновидность – лингвистические   сказки.

Под  лингвистической   сказкой  понимается особый дидактический рассказ, в котором используется сказочная фабула или бытовая ситуация для передачи сообщения о языковых фактах, правилах, законах и закономерностях языка и речи.

К примеру, книга Л. В. Бурмистровой «Жили-были буквы»  это сказка для малышей и взрослых. В занимательной форме автор рассказывает о структуре и законах русского языка, раскрывает способы обучения малышей чтению и письму:

«Буква А по улице шла, споткнулась, упала, ножку сломала.

И заплакала: «А-а-а».

Мимо бежала Маша…» [1, с. 8].

Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно лингвистическая сказка помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение.

Существует большое количество лингвистических сказок, которые можно использовать при обучении дошкольников. Так, в детском саду, воспитатель может прочитать лингвистическую сказку «Пуськи бятые», использовав её как текст для выяснения того, насколько дети понимают обращённую речь, воспринимают то, что им читают и как они усваивают языковые нормы:

     «Сяпала Калуша по напушке и увозила бутявку. И волит:

- Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И придудонились. А калуша волит:

- Оее, оее! Бутявка-то некузявая! Калушата бутявку вычурили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усякала с напушки.

А Калуша волит:

- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!» [2].

Такой приём эффективно развивает речь дошкольников, пробуждает воображение и познавательную активность.

При изучении алфавита продуктивно использовать на занятии лингвистическую сказку с персонажами мордовского эпоса, детям будет намного интереснее изучать буквы. Они будут заинтересованы содержанием текста и активно помогут сказочному герою добраться до дома. К примеру, это может быть Куйгорож – постоянный персонаж народных сказок мокши и эрзи. По легенде он приносит удачу всякому, с кем встретится. В таком случае лингвистические занятия следует предварить чтением сказки или просмотром мультипликационного фильма.

Мультипликационный фильм «Куйгорож» (авторы мультфильма – режиссёр Сергей Меринов и художник Юрий Дырин), снятый по мотивам мордовских сказок, стал лауреатом кинематографической премии «Золотой Орёл». Это фильм их цикла «Гора Самоцветов». Студия «Пилот»  производитель мультсериала – задалась целью экранизировать сказки всех народов России.

Содержание занятия с введением сказочного персонажа Куйгорож может происходить по следующему сценарию:

Куйгорож. Здравствуйте, ребята. Скажите, у вас из группы ничего не пропадало? (Ответы детей). Дело в том, что злой Колдун заколдовал буквы, а потом забыл заклинание. Поэтому из азбуки и пропали некоторые буквы (воспитатель обращает внимание детей на азбуку (если дети не5 заметили), на которой заклеены некоторые буквы). Колдун говорит, что расколдовать буквы можно только выполнив его задания. Вот только у меня ничего не получается. Помогите мне, ребята, пожалуйста.

Воспитатель. Что, ребята, поможем Куйгорожу? Тем более нам буквы тоже нужны (ответы детей).

Куйгорож. Вот тут Колдун мне все написал. Итак, первое задание: Нужно определить какое слово лишнее и объяснить, почему лишнее:

 Кабачок, огурец, лимон;

 Карандаш, пила, тетрадь;

 Зима, среда, осень.

Куйгорож. Молодцы, ребята, вы расколдовали первую букву (воспитатель незаметно открывает букву на доске).

Итак, второе задание: Нужно всем вместе сочинить сказку про звуки К, О и Т. Воспитатель начинает: Жил-был звук К. Он любил…(дети называют еду начинающуюся на К) Как-то раз сидел К на…(ответы детей). К нему пришел звук О, он тоже сидел дома один. Он любил…(ответы детей). Звук О предложил спеть, как поет О? (ответы детей) А К? Почему О умеет петь, а К нет? (ответы детей) Правильно, потому что О – гласный, а К – согласный. Потом к ним пришел в гости Т, он был одет…(ответы детей). И вдруг звуки закружились (воспитатель вывешивает на доске буквы К, О, Т) и появился вместо звуков КОТ. Какой он был? Что с ним случилось? Чем все закончилось?

Воспитатель, обращаясь к Куйгорожу: Как ты думаешь, смогли мы расколдовать еще одну букву?

Куйгорож.  Конечно, какие замечательные ребята. Вы расколдовали не одну, а целых две буквы (буквы незаметно открывает воспитатель). Теперь следующее задание. Колдун очень любит играть во всякие игры, не знаете ли вы игру с буквами, чтобы я смог его научить? (ответы детей)

Воспитатель. Конечно, знаем с буквами и даже с цифрами. Дети, Мишутка, тебя с удовольствием научат.

Стихотворение с движениями:

Один, два, три, четыре, пять  (дети загибают пальцы на правой руке).
Вышли буквы погулять (показывают руками уши и шагают на месте).

Злой колдун идёт  навстречу – шесть, семь… (прямыми руками изображают пасть волка).

Говорит: «Сейчас вас съем» (грозят пальцем).
Восемь, девять – это ясно, что одним гулять опасно (оглядываются).
Десять – это всем понятно  будем убегать обратно (бег на месте)!

Десять, девять, восемь, семь – надо спрятаться совсем (садятся на корточки и закрываются руками).

Шесть, пять, четыре, три – ну-ка, ты теперь смотри (приставляют ко лбу руку козырьком)!

Два  и твой обед уплыл, ты остался, здесь один (подпрыгивает и показывает один палец).

Куйгорож.  Какая хорошая игра. Я обязательно научу в нее играть Колдуна, чтобы он не обижал больше буквы.

А теперь слушайте новое задание: Нужно из слов составить предложение. «В, медведь, лес, спит». «Я, в, школа, учить, хочу». 

Воспитатель. Посмотрите, на нашей доске появились все буквы! Значит, Куйгорож, ребята справились с заданием!
         Куйгорож. Спасибо, что вы помогли мне расколдовать буквы. 

Обучение дошкольников грамоте посредством таких лингвистических сказок даёт прекрасную возможность пробудить в детском воображении живой мир не только родного языка, но и культуры народа, на территории которого он проживет. Оригинальность данных сказок поможет интересно начать изучение темы, создать проблемные ситуации, послужит основой для повторения ранее изученного материала.  

Литература

1. Бурмистрова, Л. В. Жили-были буквы : книга для ознакомления детей с буквами / Л. В. Бурмистрова. – М. : Схолия, 2008. – 72 с.

2. Проза Людмилы Петрушевской [Электронный ресурс] // Режим доступа : www.lib.ru

3. Куйгорож [Электронный ресурс] // Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki

4. Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива: методика воспитания коллектива : кн. для учителя / В. А. Сухомлинский. – М. : Молодая гвардия, 1975. – 240 с.

5. Юрченкова, Н. Г. Мифология мордовского народа / Н. Г. Юрченкова. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006. – 152 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование нестандартного оборудования и элементов ЛФК на физкультурном занятии

Как правильно использовать нестандартное оборудование и элементы ЛФК на физкультурных занятиях...

«Внедрение НРК на физкультурных занятиях» Тема: Использование элементов национальной атрибутики на занятиях по физической культуре.

В последнее время возросло внимание к духовному богатству культурного наследия. Нет ни одного человека который бы не стремился к сохранению своего наследия в фольклоре, искусстве, играх. В традиционно...

Конспект занятия НОД в средней группе с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ "Путешествие в страну сказок"

Конспект занятия НОД в средней группе с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ "Путешествие в страну сказок" Образовательная область: познавательнаяИнтеграция образ...

Статья "Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников"

Статья "Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников"...

доклад: Тема: «Использование элементов народной культуры на занятиях с детьми с нарушением речи»

Цель: Изучить теоретические подходы к использованию устного народного творчества для детей с нарушением речи.Задачи:1. Познакомить  педагогов с использованием русского народного фолькло...

Мастер-класс для педагогов «Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников»Цель мастер-класса: создание условий для формирования звуковой культуры ...

Конспект открытого занятия в средней группе с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ «Путешествие в страну сказок»

Целью занятия является создание условий для естественного решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ....