доклад: Тема: «Использование элементов народной культуры на занятиях с детьми с нарушением речи»
консультация по развитию речи

Ионцева Наталья Владимировна

Цель: Изучить теоретические подходы к использованию устного народного творчества для детей с нарушением речи.

Задачи:

1. Познакомить  педагогов с использованием русского народного фольклора для развития у детей связной речи, пополнения словарного запаса, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.

2. Определить влияние русского устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста, изучить пути и методы ознакомления детей с народным творчеством.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование элементов народной культуры на занятиях с детьми с нарушением речи»

Цель: Изучить теоретические подходы к использованию устного народного творчества для детей с нарушением речи.

Задачи:

1. Познакомить  педагогов с использованием русского народного фольклора для развития у детей связной речи, пополнения словарного запаса, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.

2. Определить влияние русского устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста, изучить пути и методы ознакомления детей с народным творчеством.

Известно, что количество детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к коррекции их развития.

Наряду со специальными играми и упражнениями малые фольклорные формы рассматриваются как равнозначное средство в ряду других средств при коррекции речи.

Произведения малых фольклорных форм (песенки, потешки, считалки, скороговорки, пословицы, загадки) являются источником богатейшего речевого материала, который отвечает всем требованиям литературного языка:

1. Речевой материал потешек, песенок, пословиц понятен детям. Он краток и прост, написан четко и звучно. Он разнообразен и интересен, что способствует восприятию его детьми радостно и с удовольствием.

2. Произведения фольклора построены на множестве повторов. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения. А это способствует тренировке звукопроизношения.

Толку, толку, муку, муку,

Горох и мак и просто так.

3. Большое количество эпитетов, их многократное повторение помогает  одновременно усваивать их смысловое значение и правила согласования слов.

Белая берёза,

Красная роза,

Ландыш душистый,

Одуванчик пушистый….

4. Разнообразность сочетания звуков, образность языка способствуют

 формированию фонематического слуха.

Носик – хвостик,

Ухо – сухо,

Маленька – аленька,

Оса – глаза и т. д.

5. Обилие ласкательно – уменьшительных суффиксов, развивает фонематический строй, способствует словообразованию.

Вари кашу жиденькую,

Вари мяконькую,

Да малошненькую.

6. Знакомство со старыми русскими словами, наличие синонимов, антонимов, встреча с разнообразной глагольной лексикой – ещё один путь для обогащения словарного запаса детей.

7. Неповторимая яркость фольклорного языка прекрасно воздействует на эмоциональную сферу ребёнка и является основным средством преодоления нарушений просодической стороны речи (темпа, ритма, правильной постановки ударений, умения владеть силой и высотой голоса, умение вести диалог).

     Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. Русские народные загадки помогают усваивать звуковой и грамматический строй русской речи, обогащают словарь детей за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова. Разнообразны и цели использования загадок. Они либо вызывают интерес к предмету наблюдения или беседы, либо могут быть средством проверки и закрепления знаний в занимательной форме.

Разгадывание загадок помогает ребенку в умении обобщать и анализировать. При отгадывании загадки перед детьми ставится конкретная цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Это способствует развитию речи-доказательства. Для активизации речи детей  рекомендуется использовать не столько отгадывание, сколько самостоятельное составление загадок, с целью описания предмета для закрепления знаний о характерных признаках предметов. Их можно брать как образец для подражания при обучении детей составлению описательных рассказов. При работе со слабыми детьми я использую графические схемы, что значительно упрощает данное задание.

Загадки  можно включить в организационный момент НОД. В процессе непосредственно образовательной деятельности  по развитию речи загадки можно использовать с целью выделения ударных слогов, они способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и формы. Можно использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета.

Я всегда имею в запасе несколько загадок об одном предмете, свойстве, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же.

Народные песенки, потешки представляют собой прекрасный речевой материал, который  так же можно использовать на занятиях по развитию речи детей.

Например:

1.Для развитие фонематического слуха, так как используются звукосочетания, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

2. Для формирование грамматического строя речи:

1. образование однокоренных слов, например  потешка про «заиньку» (однокоренные слова « зайка – заинька, серенький – серый»).    

      Заинька, войди в сад,

Серенький войди в сад.

Зайка, зайка, войди в сад,

Серый, серый, войди в сад!

2.усвоение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода единственного числа
 Волк-волчок,
Шерстяной бочок.
Через ельник бежал,
В можжевельник попал.
Зацепился хвостом -
Ночевал под кустом. 

Мы не только знакомим детей  с речевым материалом, но и предлагаем рассказать о том, как было.

3. Для развитие звукопроизношения:

Например:  автоматизация звука «ш»

На реке камыши,

Расплясались там ерши.

Круг – постарше,

Круг помладше,

Круг – совсем малыши.

Дифференциация звуков:

Например: «к» - «г»

Гоп-гоп-гоп

Конь пошел в голоп!

Напою коня лихого,

Сам прибью коню подковы.

Гоп-гоп-гоп,

Конь пошел в голоп.

4. Для формирование слоговой структуры слова

Сюда входят тексты с многосложными словами.

 Ух ты, зимушка-зима,

Зима вьюжная была.

Всё крутила,всё мела,

Примораживала

Для развития  речи  я учу детей  произносить слова, договаривая их до конца, выделять голосом некоторые слова в тексе, изучаемые звуки. 

 Ряд потешек  можно использовать в работе как тексты для пальчиковой гимнастики. Пальчиковые игры доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж рук, воздействуя на биологически активные точки, расположенные на кистях рук.

-Пальчик-мальчик, где ты был? (все пальцы, кроме большого, сжаты в кулак)

-С этим братцем – в лес ходил (показать указательный палец)

-С этим братцем - щи варил (показать средний палец)

-С этим братцем - кашу ел (показать безымянный палец)

-С этим братцем - песни пел! (показать мизинец)

Для проведения динамических пауз

Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями.

 - Ладушки – ладушки, Звонкие хлопушки,

Хлопали в ладошки, Хлопаем немножко?

-Да!

 Хлопают левой ладошкой о правую, потом наоборот

- Много ли работали?

- Да!

-  Кашу варили, 

                    - Да! имитируют помешивание

- Домик смастерили,

  Кулачки сложили, Кулачками били

- Тук, тук, тук, тук, тук,

Тук, тук, тук, тук, тук.

- Вот какой большой,
с крышей и трубой.

 Поднимают руки вверх

и т.д.

В процессе игр – забав, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму

 Потешкой можно воспользоваться и для поведения артикуляционной гимнастики, которая является неотъемлемой  частью НОД по развитию речи. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба.

Котя, котенька коток.

 Котик, серенький бочок.

Пошёл котик на базар.

Покупать самовар.

А дорога длинная.

Тяжело идти и решил он на лошадке поскакать…а в городе ярмарка была и весёлые качели-карусели (язычок вверх-вниз), но вот котик проголодался, решил  блины поесть, чай попил с вкусным вареньем….Купил самовар и гармошку, стал играть…

( ребёнку показываются упражнения «Лошадка», «Качели», «Блинчик», «Гармошка»).

Для выработки плавного дыхания, сильной воздушной струи  так же можно использовать потешки .

Дождик, дождик, не дожди

Дождик, дождик, подожди.

Дай дойти до дома дедушке седому.  

Подуйте ребята, прогоните тучку.

Во время занятий с детьми, на ровне с другими формами фольклора,  рекомендуется использовать пословицы и поговорки, тем самым побуждая своих воспитанников ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь, развивать умение творчески использовать слово.

В логопедической работе пословицу можно использовать для развития словообразования и словоизменения:
1. Усвоение имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением

  • Зимой бы съел грибок, да снежок глубок.

2.Усвоение относительных прилагательных

  • Смелому – медовые пышки, трусу – еловые шишки.

3.Усвоение притяжательных прилагательных

  • Петушиным гребнем головы не причешешь.

  Для усвоения слов с противоположным значение – антонимов:

Радость молодит, а горе старит.

4. Согласование существительных с числительными.

Два сапога –пара. Двух зайцев гонять - ни одного не поймать.

А так же для развития связной речи у детей.

Пословицы можно подобрать к любой ситуации, что способствует расширению как пассивного, так и активного словаря детей.

Известно, что дошкольники испытывают затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок. Некоторые дети могут лишь рассказывать о ком идет речь, например: "Это про Ваню" ("Бедному Ванюшке везде камушки"), то есть воссоздать наглядный единичный образ, соответствующий конкретной ситуации, суть же пословицы остается для ребенка закрытой. Для решения этой проблемы можно сделать  альбом – передвижку, в котором записывать пословицы и поговорки и делать иллюстрации к ним. В результате каждый ребенок получает право взять альбом – передвижку домой, рассмотреть уже имеющиеся рисунки к пословицам и с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку.

Следующая форма малого фольклора-скороговорка. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство, любимая игра в словотворчество.

Еще одна особенность скороговорки — ее сложная ритмика.

Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания, что приводит к совершенствованию голосового аппарата. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, что помогает исправить трудности в произношении определенных звуков, что способствует развитию правильной речи.  Их активно применяют для закрепления правильного произношения звуков в работе с детьми, имеющими медленный темп речи, так как они учат четко, быстро и правильно говорить.

Скороговорки  можно использовать на НОД по развитию речи, так как они способствуют дифференциации и автоматизации звуков речи.

При разучивании скороговорок необходимо следить за верным произнесением и поначалу не торопиться. При систематических тренировках ребенок легко научится проговаривать сложные звуки. 

Рассмотрим методику разучивания скороговорки

На былинке пылинка,

Пылинка на былинке.

• Прохлопать ритм скороговорки.

• Произнести скороговорку хором, индивидуально.

• Послушать, какие звуки выделил голосом логопед.

• Произнести звуки [п], [б] , четко артикулируя.

• В каких словах слышится звук [п], в каких — звук [б]?

Проговорить скороговорку беззвучно, но с артикуляцией.

Произносить шепотом.

• Произнести скороговорку тихо, громко.

• Произнести скороговорку грустно, весело.

• Выделить голосом слова «пылинка» и «былинка».

• Проговорить скороговорку высоким, затем низким голосом.

Проговарить скороговорку сперва медленно, затем все быстрее.

Важно следить, чтобы звуки произносились четко и правильно.

   Основная трудность при использовании данного опыта состоит в необходимости отбора речевого материала. К каждой лексической теме требуется  подготовить загадки, приметы, потешку, скороговорку, пословицу.

 Для удобства по использованию материала данной темы я сделала картотеку загадок, пословиц и поговорок по лексическим темам, а также подбор пословиц, скороговорок по звукам.

Таким образом, разные виды устного народного творчества  являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи и важным средством развития речи  ребенка. С помощью различных форм устного народного творчества в коррекционной деятельности можно решать задачи по развитию речи.

Я считаю, что ценность устного народного творчества для речевого развития обусловлена, прежде всего, высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для детей, а так же другими жанровыми особенностями – речевыми, звуковыми, смысловыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: "Использование элементов ТРИЗ при организации занятий с детьми первой младшей группы"

Выступление на родительском собранииЦель:Познакомить родителей с разными техниками в изобразительной деятельности;Применять игровые приемы в процессе работы с детьми....

«Использование инновационных логопедических технологий на занятиях с детьми с нарушениями речи»

Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, развивает необходимость проявлять инициативу, выстраивать социальные связи с окружающим. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании на...

Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе  с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»

В презентации содержится паспорт, цели и задачи проекта, а также этапы выполнения с фотоотчетом....

Проект «Веселый ветерок » Тема: «Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей старшей группы, занимающихся на логопункте».

Актуальность. Дети с тяжелыми нарушениями речи плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством нарушений звукопроизношения. Как известно произношение звуков тесно связано ...

Доклад на тему "Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста."

Доклад на тему "Использование элементов логоритмики  на физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста."...

Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе  с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»

Повышение эффективности логопедических занятий посредством использования элементов логоритмики....