Путешествие в волшебный мир театра (занятие - игра для детей подготовительной группы в рамках проекта «Театральная весна»)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

"Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира

детей..."        

 

Н. Красильников

 

Цели:

•    закреплять и расширять представления детей о театре, его истории, об    игре актёров: каким он был в древние времена, каким стал сейчас.

•  воспитывать культуру речевого общения;

  • учить детей четко, понятно произносить скороговорки;
  • развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса;
  • развивать пантомимические навыки;
  • поощрять творческую инициативу детей, желание брать на себя роль и играть ее;
  • учить детей интонационно выразительно передавать характер выбранного персонажа и его эмоциональное состояние;
  • развивать творческое воображение, фантазию, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление;
  • воспитывать чувство коллективизма, коммуникативные способности.

 

Воспитатель:- Давайте порадуемся солнцу и птицам!

Давайте порадуемся улыбчивым лицам!

«Доброе утро» скажем друзьям мы!

«Доброе утро» останется с нами!

Воспитатель: - Я хочу сегодня вам пожелать, чтобы у всех было доброе утро, добрый день и замечательным вечер, потому что я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в необычную, сказочную страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Но прежде, чем начать наше занятие - игру, я хочу загадать вам загадку:

Там есть сцена и кулисы,

И актеры, и актрисы,

Есть афиша и антракт,

Декорации, аншлаг.

И, конечно же, премьера!

Догадались вы, наверно... (театр)

(Рассказ - беседа сопровождается показом слайдов)

 

Да, речь сегодня пойдет о театре. Знаете ли вы, что такое театр? Я хочу немного рассказать об истории театра, а вы мне будете помогать.

Слово «театр» греческое. Что оно означает? Означает оно и место, где зрелище происходит, и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад. В какой стране? Правильно, в Древней Греции. Жители этой страны строили театры под открытым небом, в театре была сцена и высокие зрительные места. Кто покровительствовал театру? Две музы: весёлая и жизнерадостная Талия, грустная, печальная Мельпомена. Талия помогала актёрам разыгрывать весёлые, смешные пьесы (какие?) – комедии, а Мельпомена (какие?) – трагедии. Женщинам играть в спектаклях не разрешалось. Женские роли играли мужчины. Когда играли грустную пьесу, одевали (какие?) хмурые маски, когда весёлую пьесу (какие?) – улыбающиеся маски.

В Древней Греции представления шли иной раз по нескольку дней. Зрители приходили на них, запасаясь продуктами. Огромные толпы людей рассаживались на возвышениях, а само действие происходило на арене, расположенной прямо на траве.

  Со временем театры изменились, на улицах городов появились балаганы. Что это такое? Балаганы – это весёлое, смешное представление, которое разыгрывали актёры на ярмарках и народных гуляниях.  Участвовали бродячие актёры, жонглёры, театральные куклы – петрушки. Выступали на улице, и каждый прохожий мог подойти, посмотреть представление.

  Прошли годы, в каждом городе появились большие, красивые здания – театры. В них выступают актёры, которые показывают спектакли для нас, для зрителей. Что есть в театре? Уютные зрительные места, сцена, гардероб, буфет и т. д. Какие театры есть в нашем городе? (дети называют театры).

Ребенок

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно.

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И сними светлый мир добра.

(Звучит мелодия «В гостях у сказки», входит Бабушка – Загадушка)

 

Бабушка – Загадушка: Здравствуйте, дети! Знаете кто я?

Бабушка – Загадушка: Да, я не просто бабушка, а Бабушка-Загадушка.

Живу давно в лесу далёком.

Мне стало очень одиноко!

Скучно, грустно мне одной

На поляночке лесной!

И тогда решила я:

В гости к вам прийти, друзья.

Вместе будем веселиться!

Пришла с вами поиграть, да загадки загадать! Как вы думаете, какие? Правильно – театральные! Ну что ж, начнём!

Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — ...(актёр)
Всеми он руководит,
Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет,
Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер,
Но зовётся — ...(режиссёр)
Спектакль на славу удался,
И публика довольна вся!
Художнику особые овации,
За красочные ...(декорации)
Если хочешь стать другим,
Призови на помощь ...(грим)
Пришли в театр мы как-то с другом.
Искали долго, где нам сесть.
Сказали нам, что полукругом
Ряды для нас в театре есть.
С давних пор любой театр
Имеет свой... (амфитеатр)
То царём, а то шутом,
Нищим или королём,
Стать поможет, например,
Театральный… (костюмер)
Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты.
Всем актёрам в благодарность, 
Дарим мы…(аплодисменты)
Чтобы сцену освещать
Правильно, отменно –
Осветительный прибор
Нужен непременно:
Чтоб прошло всё на «Ура!»,
Свет дают …(прожектора)

Всё, что видите на сцене:
Что лежит, висит, стоит.
Все что надо для спектакля,
Это, знайте, …(реквизит)
В кинотеатре - широкий экран,
В цирке - манеж или арена.
Ну, а в театре, обычном театре,
Площадка особая,  …(сцена)
Кто любитель представлений?
Просмотрел их тьму, немало.
Кто театра почитатель,
Тот зовётся…(театралом)
 

Бабушка-Загадушка: - Молодцы, ребятишки, девчонки и мальчишки! Не ошиблась в вас я! И для вас у меня ещё игра: «Волшебная корзинка»

Бабушка - Загадушка , держа в руках кор­зинку, предлагает сложить в неё слова, которые имеют отношение к музыке  (нота, скрипичный ключ, регистр, ритм, песня, гитара и т. д), к театру (занавес, афи­ша, сцена, актер, суфлёр, репетиция, антракт и т.п.)

Бабушка-загадушка: Я знаю, у вас тоже есть любимая игра, давайте поиграем! (Проводится музыкальная  физминутка «Зверобика» )

Бабушка-Загадушка: - Какие вы молодцы, всё знаете, всё умеете! А вы хотите стать настоящими артистами?

Дети: - Хотим.

Воспитатель: - Чтобы стать артистом, нужно очень многому научиться. Что же должен уметь делать артист?

Дети: - Выразительно, понятно, четко говорить; правильно дышать; красиво двигаться.

Воспитатель: - Сегодня мы с вами станем настоящими артистами, для этого следует подготовиться.

Воспитатель: - Начнем с занятия по технике речи, которое обязательно посещают все артисты. Сейчас мы с вами будем учиться правильному речевому дыханию.  Без него невозможно красиво, четко и громко говорить со сцены (проводится дыхательная гимнастика)

 

Свистит ветер        —  ССССССС...
Шумят деревья     —  ШШШШШ...
Летит пчела        —  ЖЖЖЖЖЖ...
Комар звенит         —  3333333333...

Работает насос       —  ССССС! ССССС! ССССС!

Метет метель         —  ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!

Сверлит дрель       —  33333! 33333! 33333!

Кошка сердится    —  Ф! Ф! Ф! Ф1
Пилит пила         —  С! С! С! С!
Заводится мотор   —  Р! Р! Р! Р! 

Воспитатель: Ну что, идём дальше.

Бывает без сомнения,

Разное настроение.

Его я буду называть,

Попробуйте его показать.

(Называю настроение, дети показывают его в мимике)

-Грусть, радость, удивление, горе, страх, восторг.

А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду!

«Иди сюда», «уходи», «согласие», «несогласие», «просьба», «отказ», «плач», «ласка», «приглашение», «благодарность», «я думаю», «не балуйся»

Воспитатель: - А теперь пора поработать над дикцией. Давайте вспомним наши скороговорки. Я буду бросать мяч, вы должны его поймать, чётко и быстро произнести скороговорку.

Воспитатель: - Давайте немного разомнемся. Сходим на нашу полянку. Говорить мы не будем, а только двигаться.

  • Только в лес мы пришли – появились комары.
  • Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.
  • Тихо птенчика берем, и назад в гнездо кладем.
  • На полянку мы заходим, много ягод мы находим.
  • Земляника так душиста, что не лень и наклониться

 

Воспитатель: А вот мы и полянке! А почему бы нам не посмотреть сейчас интересную сказку?  Готовы ли вы все вместе сочинить её и исполнить? (Готовы.) Начнем!

Ярко светит солнце. На солнце набежала маленькая тучка.  Неожиданно подул ветер. Ветер подул сильнее,  с деревьев стали облетать листочки. На поляну выбежал зайчик, он встал на задние лапки  и весело замахал ушами. К зайчику подошёл ёжик. На его колючках сидело симпатичное яблоко. Ёжик угостил зайчика. А в это время выпал снег. Весёлые снежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ёжика.  Но вот снова выглянуло солнце. Оно засветило ярко – ярко, и снежинки растаяли.  А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой.

Воспитатель: - Вот мы и разыграли сказку. Герои не сказали ни слова, всё молча. Такая игра без слов, в которой вы использовали только жесты, мимику, пластику тела (как называется?)пантомима.

Подошла к концу разминка, постарались вы сейчас. Молодцы!

Тише, гости, вы сидите!

И сюрприз наш не спугните!

Мы стихи сейчас расскажем,

И спектакль вам покажем (инсценировка весёлых стихов)

Чтоб в актёров превратиться,

Надо нам принарядиться.

(Дети надевают маски, элементы костюмов героев, проходят на импровизированную сцену)

Занавес открывается – представление начинается!

                                 Ворона.

- Кра! - кричит ворона, - кража! Караул! Грабеж! Пропажа! 
Вор прокрался утром рано! Брошь украл он из кармана! 
Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку!
- Стой, ворона,  не кричи, не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана - у тебя ведь нет кармана!
- Как?! - подпрыгнула ворона, и моргнула удивлённо:
- Что ж вы раньше не сказали?! Кар-р-раул! Кар-р-ман укр-р-рали!

                                                                                                         В. Орлов

 

                     Жужжащие стихи
Встретил я в лесу Ежа. Ёж лежал в лесу жужжа.

Я спросил ежа: — Скажите, отчего вы так жужжите?
Ёж сказал: — Я не жужжу, после ужина лежу.
Я на ужин съел ужа, может, он лежит жужжа.

Я сказал Ужу: — Скажите, отчего вы так жужжите?
Уж в ответ: — Я не жужжу, после ужина лежу.
Жабу съел я у болота, может ей жужжать охота.

— Жабе я кричу: — Скажите, отчего вы так жужжите?
Жаба квакнула Ужу: — И совсем не я жужжу.
Проглотила я Жука, жук жужжит наверняка.
Все кричат Жуку: — Скажите, отчего вы так жужжите?

— Ну, жужжу, — ответил Жук. — Иждаю нормальный жвук…
Я всегда, когда лежу, после ужина жужжу!

                                                                             А. Усачёв

 

Медвежонок.

Сосульки со звоном роняют капель:
Шагает по лесу весёлый апрель.
А возле берлоги стоит медвежонок,
И лапой глаза протирает спросонок.

- Откуда капель? – озирается он.-
Была ведь метель! – удивляется он.
И тут говорит лежебоке лисица:
- Нельзя, медвежонок так долго лениться:
Ты в теплой берлоге всю зиму проспал,
Поэтому ты и весну не узнал!                       В. Шуграев

 

Лисица.

У лисицы острый нос, у нее пушистый хвост;

Шуба рыжая лисы несказанной красоты.

Лиса павою похаживает, шубу пышную поглаживает:

Я – охотница до птицы, кур ловить я мастерица,

Как увижу – подкрадусь и тихонько затаюсь,

После прыгну и схвачу, деткам в норку отнесу.

                                                                       Н. Дубровская

 

Большие уши.

На лужайке ослик пел, но сказала муха:

- Ох, как всем ты надоел, у тебя нет слуха!

Ослик крикнул ей в ответ:

- Ты молчи, да слушай!

Как же это слуха нет?

Вот какие уши!

                                                                            В. Попов

 

- Здравствуй, киска, как дела? Что же ты от нас ушла?

- Не хочу я с вами жить, хвостик негде положить.

Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.

 

Воспитатель: - Пройдя уроки актерского мастерства у вас сегодня все получилось. Вы заслужили бурные аплодисменты!

Артисты просто молодцы,

Давайте похлопаем им от души!

(В это время звучит песня «Волшебный мир искусства» в исполнении Ермолаева)

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в мир театра, вам понравилось это путешествие?  

Воспитатель: - А что вам помогло заслужить аплодисменты? (ответы детей) А теперь проходите к столу, где лежат шаблоны лиц и карандаши, нарисуйте свои эмоции, что вы испытали (радость, восторг, удивление, любопытство, удовольствие).

 

Воспитатель:

Ребята, в какую страну мы сегодня с вами совершили путешествие? Что мы сегодня делали с вами, чтобы стать хорошими актерами (ответы детей).

Воспитатель: - Спасибо всем! Все старались, молодцы!

И надеюсь, что кто-то из вас когда-нибудь по-настоящему будет хорошим артистом.

(Стук в дверь)  Сюрпризный момент. Входят «Медвежья семья: мама, дочка и сыночек»

 

Медведица:

Очень долго я спала, разбудили меня птицы, вышла на дворе весна…. Слышим вы здесь веселитесь. Наша дружная семья вся на праздник к вам пришла.

Медвежонок: Вы так весело играли, только нам поспать не дали! Веселились от души, до чего ж вы хороши!

Воспитатель: Что ты, Мишенька, пора, на дворе уже весна!

Медведица: Долго по лесу блуждали, корзину шишек вам набрали. А ещё вот туесок, угощайся-ка, дружок! В нём конфеты не простые, они мёдом налитые!

(Они дарят корзинку с шишками для театра и туесок с медовыми конфетами)

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект «Путешествие в волшебный мир театра» по театрализованной деятельности в подготовительной группе

Конспект НОД по театрализованной деятельности в  подготовительной группе...

Конспект интеллектуальной игры для детей подготовительной группы в рамках патриотического воспитания

Цель: Расширить и закрепить знания детей о родном крае.Задачи:Уточнить и обобщить знания детей о родном городе и его достопримечательностях.Закрепить знания о символах родного города.Способствов...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога –психолога по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группы в рамках проекта "Ресурсная школа" "Дары осени.Фрукты, овощи"

 Занимательные игры и упражнения, используемые на занятиях способствуют   уточнению, активизации словаря по теме «Фрукты-овощи" и закреплению представлений детей о характер...

"Путешествие в страну знаний" логопедическая квест – игра для детей подготовительной группы

Цель:Закреплять знания, полученные на логопедических занятиях по всем компонентам устной речи, обеспечить их применение на практике.Задачи:- Создавать оптимальные условия в ходе приключенческой игры-п...

КВЕСТ-ПУТЕШЕСТВИЕ «В волшебной стране А.С. Пушкина» для детей подготовительной группы

увлекательное путешествие для детей по сказкам А.С. Пушкина...