Виды речевой деятельности дошкольника
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Лебедева Галина Робертовна

Консультация для воспитателей детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_doshkolnika.pptx135.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды речевой деятельности дошкольника МБДОУ № 8 детский сад «Елочка» Уренского муниципального района Нижегородской области Презентация подготовлена СТ .воспитателем Л ебедевой Г.Р.

Слайд 2

Виды речевой деятельности дошкольника Рассказ по серии сюжетных картинок Рассказ из опыта Рассказ –описание пейзажной картины Рассказывание по игрушке Творческое рассказывание рассуждение Рассказ по сюжетной картине Рассказ –описание предмета пересказ Заучивание стихов диалог Рассказы-этюды

Слайд 3

пересказ Требования к произведениям для пересказа : Произведения должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; Быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков; Иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий; Должны быть написаны образцовым языком, содержать разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямую речь. Требования к пересказам детей: Осмысленность Полнота передачи произведения Последовательность и связность пересказа Использование словаря и оборотов авторского текста Плавность пересказа (отсутствие длительных пауз) Выразительность и фонематическая правильность речи, культура поведения во время пересказа. Методические приемы, используемые в процессе обучения пересказу : Чтение художественного произведения Вопросы по содержанию (подсказывающие, подводящие) Использование указаний Индивидуальное и хоровое повторение . Беседа с опорой на личный опыт ребенка Подсказ слова или фразы . Сюрпризные и игровые моменты Использование наглядности Использование в качестве подсказки жест, мимику, пантомимику Использование драматизации, настольного театра.

Слайд 4

Примерная структура НОД по обучению детей пересказу Вводная часть: Обыгрывание игрушки, сюрпризный момент. Рассматривание иллюстраций Использование части инсценировки произведения Беседа с опорой на личный опыт ребенка Постановка цели занятия, задачи . Основная часть: Целостное чтение произведения Беседа по содержанию ( передача произведения по вопросам, заранее составленным педагогам. Вопрос ставится всей группе, а затем один ребенок вызывается для ответа) Повторное чтение художественного произведения и установкой на запоминание Пересказы детей / большая часть времени/ и их анализ . Заключительная часть: Перевод на другой вид деятельности Загадки Рассматривание иллюстраций Поисковая деятельность.

Слайд 5

Заучивание стихов 1). Вызвать у детей состояние , наиболее благоприятное для восприятия и запоминания стихотворения ( задать вопрос , связанный с темой произведения, или напомнить о событии из жизни детей, близком к содержанию стихотворения ) 2) Чтение стихотворения наизусть педагогом. 3.)После первого прочтения перед детьми ставится цель- заучить стихотворение наизусть. 4)Чтение воспитателем стихотворения несколько раз. 5)Повторение стихотворения детьми( в первую очередь спрашивают кто быстрее запоминает, кто изъявляет желание, затем к других) 6) в последующие дни повторение заучиваемого стихотворения.

Слайд 6

Общение ( диалог) 1)В начале -использование эмоционального средства для развития у детей интереса и желания участвовать в диалоге( загадка, вопрос, стихотворение, картина, ситуация и др., имеющие прямое отношение к беседе). 2) Основный методический прием – вопросы. Которые направляют мысль детей, раскрывают содержание темы. Вопросы должны быть педагогом продуманны, логически выстроены и понятны детям. 3) Закрепление содержание беседы или углубление эмоционального воздействия на детей. ( либо краткий заключительный рассказ педагога , либо чтение рассказа, либо чтение стихотворения или исполнение песни, или дидактическая игра.)

Слайд 7

По игрушке Могут использоваться дидактические или сюжетные (Готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием или наборы, составленные воспитателем и детьми) игрушки. Виды рассказывания по игрушкам : 1. Описание игрушки – связное, последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа. 2. Сюжетные рассказы: - рассказ по набору игрушек - связный, последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. - рассказ по отдельной игрушке - связный, последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя - данной игрушки.

Слайд 8

Методика обучения монологической речи на занятиях с игрушками Младший дошкольный возраст Задача научить детей сосредотачиваться при рассматривании игрушек и предметов, научить отвечать на вопросы по их описанию. В средним дошкольном возрасте в процессе обучения дети должны интуитивно понять, что описание проводится по определенному плану. Для описания игрушки используют следующие приемы: описание по образцу, подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение. Необходимо сформировать представления о структуре высказывания (начало, середина, конец). Использовать схемы, что позволяет ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формирует умение пользоваться словами – связками вдруг, тогда. Дети сами составляют загадки на основе образца воспитателя. В старшем дошкольном возрасте: описание – полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи. В подготовительной группе дается более полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности, образе жизни, повадках). В описание вносится соревновательный момент. При составлении загадок образец почти не применяется. Полезно использовать схемы описания. Описательные и повествовательные тексты анализируются с точки зрения их структуры, проводится работа с моделями, речь детей обогащается словами – связками для соединения предложений

Слайд 9

Рассказ- описание игрушки 1)Цель. Рассматривание игрушки. Обращение внимания детей на характерные особенности внешнего вида игрушки. Вопросы педагога. Высказывания детей отдельными фразами, которые педагог объединяет в связный рассказ. 2)Образец рассказа ( со 2 половины года со средней группы по плану: название игрушки, основные ее качества и действия с ней.) Чтобы дети не копировали целиком речевой образец, педагог описывает однотипную игрушку, а не ту о которой будут говорить дети. 3)рассказы детей.

Слайд 10

Рассказ –описание предмета Большое воспитательно-образовательное значение имеет составление рассказов –описаний предметов знакомых детям из жизненной практики, окружающих их, используемых в обиходе. Это могут быть объекты природы (овощи, листья, комнатные растения), орудия труда и т.д. Эффективнее сразу использовать комплекты предметов по числу детей в группе для раздачи всем. Например, для старшей группы - умывальные, почтовые принадлежности (гашеные конверты, открытки, марки), швейные принадлежности (клубки и катушки ниток, наборы пуговиц, лоскутков, ножницы и т.п.), для подготовительной группы - школьно-письменные принадлежности, а также комплекты разнородных предметов (ключи, футляры, записные книжки, фонарики и т.д.). Рассказывая, ребенок тут же поясняет назначение предмета и правила его использования, демонстрирует действия с ним (движения щетки при чистке зубов, закрепление конца нитки на катушке и т.д.). Поскольку в каждом комплекте имеются аналогичные предметы, отличающиеся несущественными признаками, дети могут составлять о них сравнительные рассказы. Занятия разнообразятся придумыванием загадок, чтением художественных текстов о предметах.

Слайд 11

Рассказ описание картины пейзажной Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов : выделение значимых объектов картины; рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; объединение мини-рассказов в единый сюжет. В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу с пособием "Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т. п.) и мелкие изображения живых предметов - " оживлялок ”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов. Например, просто описание болота будет выглядеть примерно так: На болоте тихо, вода как черное зеркало, только кочки выглядывают из воды. Вокруг болота камыши, они качаются под ветром. Идет дождик. А вот рассказ с введением живых персонажей: На болоте тихо, вода как черное зеркало, а по нему скользит желтая пушистая уточка, она учит плавать своих утят. Стрекоза загляделась в зеркальную воду, как маленький самолетик застыла в воздухе. Камыши качают головками, они здороваются с зеленым лягушонком. Он выпрыгнул на кочку и радуется теплому летнему дождику. Аналогично проходит работа по другим картинкам. " Оживлялки ” легко накладываются и убираются, могут включаться в разные пейзажные композиции, в одном пейзаже могут присутствовать разные живые объекты, что позволяет при использовании минимального количества наглядного материала достигать вариативности рассказов детей по одной пейзажной композиции. Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

Слайд 12

Рассказ повествование по сюжетной картине 1)Вступительная беседа( используется личный опыт детей, воспоминания о событиях, изображенными на картине.) 2)Рассматривание картины. Выделение центрального образа. Затем восприятие фактов ,связанных с центральным образом. Вопросы педагога детям по содержанию картины. 3) Обобщение ответов, введение новых слов и словосочетаний, пример словообразования 4) план рассказа 5) Самостоятельное описание 6)Обобщающий рассказ педагога.

Слайд 13

Рассказ повествование по серии сюжетных картинок Рассказывание по серии картинок является очень эффективным видом работы по формированию связной речи. Оно исключает этап составления плана рассказа, так как порядок чередования картинок определяет последовательность изложения, что позволяет сэкономить время и опросить большее количество детей. Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией сюжетных картинок позволяет детям освоить логические операции и верно выполнять задание. Составлению рассказа по серии должна предшествовать подготовительная работа. С помощью дополнительных вопросов анализируется содержание будущего рассказа, продолжается работа над лексико-грамматическим материалом. Новые слова уточняются, закрепляются в разных грамматических формах и связях. При составлении рассказов по серии картинок дети одновременно упражняются в составлении диалогов применительно к конкретной ситуации. Обучение дошкольников работе с серией картинок надо начинать с трехлетнего возраста . Детям этого возраста для составления серии предлагается 2 – 3 картинки. К четырем годам объем серии увеличивается до 4 – 5 картинок. Их сюжеты должны отражать реальный опыт детей (процесс умывания, кормления, укладывания спать и т.д.) В пятилетнем возрасте ребенку может предлагаться до 6 – ти картинок в серии по типичным событиям, переживаемым детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес). В этом же возрасте можно использовать серию картинок на основе сказочных ситуаций (ёжик собирает яблоки в лесу, варит варенье и угощает им лесных зверей). При возрасте детей пять-семь лет целесообразнее использовать серии картинок из 6 – 8 кадров, связанных разнообразным содержанием (из личного опыта детей, из наблюдаемых со стороны действий; использование сказочных ситуаций из литературных произведений, не знакомых детям). Во всех случаях не рекомендуется использовать серии картинок с нарушенной логической цепочкой. Также не рекомендуется использовать картинки, связанные с текстами знакомых детям литературных произведений. Желательно организовывать работу с подгруппами детей или индивидуально в утренние или вечерние промежутки времени, в спокойной обстановке, без отвлекающих моментов. Время, затрачиваемое на обучение, не должно превышать для детей до четырех лет 5 – 6 минут, для детей до пяти лет – не более 10 минут, дети старшего дошкольного возраста могут быть максимально заняты этой деятельностью около 15 минут. Очень важно педагогу создавать у детей мотивацию этой деятельности и стимулировать положительное эмоциональное состояние в процессе работы и по ее окончании. Примеры мотивации : для детей трех лет: пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст, вслух положительно оценить серию картинок, сложенных в нужной последовательности; для детей четырех-пяти лет целесообразно использовать мотив оказания помощи какому – либо герою (например, Чебурашка хочет разобраться в картинках); дети пяти-семи лет с удовольствием используют мотив соревнования (работа на скорость, подготовка к школе или игра в «сыщиков»).

Слайд 14

В процессе обучения детей рассказыванию по серии картин необходимо сформировать у них элементарные представления о структуре текста, о том, что любой рассказ имеет начало, середину и конец. Важно, чтобы дети научились по- разному начинать рассказы, овладели бы многообразием форм зачинов, умели бы сжато и лаконично передать суть происходящего, предлагали бы разнообразные варианты окончания рассказа. Все это готовит дошкольников к становлению самостоятельного словесного творчества. С этой же целью в подготовительной группе в рассказы по серии картин необходимо включать самостоятельные рассуждения детей ; также в старших группах детям предоставляется большая самостоятельность в выборе формы изложения, приветствуется творческий подход в выборе речевых средств . Можно задать детям следующие вопросы: «О чем вам хочется рассказать подробнее? Что вы хотите еще рассказать?» Старшие дошкольники уже способны включать в свои рассказы описания пейзажа, состояние погоды, описание мимики и жестов героев. Залогом успеха при обучении рассказыванию по серии картин является осмысление детьми общего содержания изображенных событий. В конечном итоге у малышей должно быть сформировано целостное впечатление о них. Важно помнить, что успешность обучения зависит от соблюдения основных условий организации педагогического процесса. Обязательным принципом обучения детей рассказыванию является то, чтобы педагог не прибегал к авторитарному стилю общения, не навязывал свою точку зрения. Необходимо учитывать сферу развития общения малышей друг с другом и со взрослыми, учитывать их особенности, опираться на их индивидуальные способности. Это в полной мере позволит решить задачи развития речи и формирования культуры общения.

Слайд 15

Рассказывание из опыта ( о событиях) 1.Сообщение темы 2.Знакомство с планом рассказа 3.При необходимости образец рассказа 4.Напоминание пункта плана и заслушивание по нему детей (вначале по первому , затем по 2 и т.д.)

Слайд 16

Творческое рассказывание Творческое рассказывание – это один из видов рассказов, который дети придумывают сами. Особенность такого рассказывания заключается в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание, опираясь на свой опыт, и облекать его в форму связного повествования . Этапы формирования детского художественного творчества : На первом этапе – накопление опыта . Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего . Второй этап – собственно процесс детского творчества , когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Это побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. На третьем этапе появляется новая продукция. – рассказ . Ребенок интересуется её качеством, стремится завершить её, испытывая эстетическое удовлетворение. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересо ванность

Слайд 17

Условия успеха творческой деятельности: Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, альбомов и т.д .). Обогащение и активизация словаря. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания (творческий рассказ). Правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать что-то новое, рассказать о том, чего на самом деле не было. Приемы обучения творческому рассказыванию: В старшей группе : -рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам. -придумывание с детьми продолжение авторского текста. В подготовительной группе : -придумывание продолжения и завершение рассказа, -вспомогательные вопросы, -план в виде вопросов, -рассказывание по сюжету, предложенному педагогом, -придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему -придумывание сказки, -описание природы: Последовательность обучению описанию природы : обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью обучение детей описанию объектов природы по представлению обучение умению описывать природу, обогащать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений и т.д.

Слайд 18

Сочинение- творческое рассказывание сказки, рассказа Придумывание продолжения и завершения сказки ( рассказа) 1.Сообщение начала рассказа, его завязки воспитателем 2.Вопросы детям, дающие толчок их воображению. 3. Рассказы детей 4.Если рассказы получаются однообразные- подсказки педагога. Придумывание сказки по плану воспитателя . 1.Сообщение темы и плана 2.Самостоятельные рассказы детей 3.Подсказки педагога Придумывание сказки по теме, предложенной воспитателем ( без плана) 1.Педагог сообщает тему 2.Ребенок сам выбирает форму, содержание, выступает автором.

Слайд 19

Сочинение рассказа-этюда ( о предмете, природном объекте) Рассказ-этюд представляет собой небольшой рассказ на предложенную тему, своеобразную словесную зарисовку. Составление таких рассказов может занимать занятие целиком или быть его частью. Цель рассказов-этюдов — развитие образности и точности языка, выработка умения несколькими предложениями охарактеризовать предмет или явление, найти для его описания наиболее выразительные слова. В старшей группе еще не все дети справляются с такими заданиями. Процесс восприятия объекта часто отвлекает их от речевого выражения. Они затрудняются в подборе слов, предложения в их рассказах в основном односложны. Составление рассказа-этюда требует уже некоторого опыта творческого рассказывания, умения прочувствовать и передать красоту предмета или явления. Поэтому целесообразно использовать данный вид рассказа в подготовительной к школе группе, xoтя готовить детей к нему нужно в старшей группе. Темы этюдов постепенно усложняются. Сначала предлагают детям рассказать о чем-то, что имеет легко замечаемые отличительные признаки, привлекает детей своим разнообразием («Зимний яес », «Парк осенью», «Весенний лес»). Постепенно ребята переходят к более сложным этюдам и должны быстро, лаконично и выразительно описывать единичный, не всегда яркий предмет («Ветка сирени», «Тюльпан», «Анютины глазки», «Ромашки», «Ноготки»). Естественно, что воспитателю нужно помочь детям более пристально, внимательно рассмотреть предмет.

Слайд 20

Условно рассказы-этюды можно разделить на следующие группы : рассказ-этюд, составляемый во время наблюдения, экскурсии; рассказ-этюд об одном или нескольких предметах природы, составляемый во время беседы; рассказ-этюд об одном или нескольких предметах природы, составление которого проходит как самостоятельное занятие. Руководя этим видом творческого рассказа, педагог должен обратить особое внимание на свой рассказ-образец, а также наметить с детьми план их рассказов. В своем образце-описании, которое он дает во время наблюдения или экскурсии, педагог подводит детей к пониманию общей картины явления и ее составных частей: «Ах как хорошо и приятно на лугу летом! Глаз радует многоцветье трав и цветов. Вот белоголовые ромашки смотрят на нас желтыми глазками, высокие колокольчики горделиво помахивают голубыми шапочками. То тут, то там вспыхивают звездочки полевой гвоздички . Цветы говорят: «Возьмите нас с собой!» Выразительный рассказ педагога, совпадающий с непосредственным восприятием ребенка, надолго запоминается ему.

Слайд 21

Во время беседы, предваряющей творческое рассказывание, образец рассказа воспитателя используется часто, но дети получают установку рассказать по-своему. В дальнейшем с приобретением детьми некоторого опыта составления таких рассказов педагог предлагает свой образец в конце занятия. В этом случае он как бы подытоживает, обобщает высказывания детей. Образец рассказа-описания, составленный педагогом, должен быть кратким и ярким, фиксировать внимание ребенка на самом впечатляющем в наблюдаемом предмете или явлении. Очень хорошо использовать для этого литературные образцы. Например, дети составляют этюд на тему «Ваза с фруктами». Подобрать яркие, красочные слова поможет описание яблока, данное А. С. Пушкиным: ...яблоко. Оно Соку спелого полно. Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, Будто медом налилось! Видны семечки насквозь... Произведение великого поэта находит мгновенный отголосок в сердце ребенка. Он не только запоминает язык произведения, но стремится его использовать в своей речи.

Слайд 22

Анализ поэтического произведения с точки зрения его языка считается исследователями (М. М. Конина, Н. А. Орланова , О. С. Ушакова и др.) эффективным приемом развития поэтического слуха детей, их чуткости к языку. Поэтому целесообразно задавать детям такие вопросы: «Чем понравилось вам это стихотворение?», «Какие слова употребил поэт, чтобы рассказать о красоте леса (березки, осени)?», «Какой отрывок из стихотворения вам захотелось разучить? Почему?» Почувствовать настроение поэтического произведения о природе, его красоту помогает прослушивание музыкальных произведений. Для этого можно использовать фрагменты из пьес П. И. Чайковского, составляющих цикл «Времена года», «Море» Н. А. Римского-Корсакова, «Месяц над лугами» С. С. Прокофьева, «Осень» Ан. Александрова, русские народные мелодии. Постепенно детей подводят к составлению рассказов-этюдов по плану. Намечая вопросы плана, воспитатель особое внимание уделяет подбору выразительных средств. Например, перед составлением рассказа-этюда «Анютины глазки» можно предложить такой план: 1) Как называется твой цветок? 2) Расскажи, какой он. 3) На что он похож? Что напоминает тебе твой цветок? Сначала рассказы ребят состоят из нескольких слов, одного-двух предложений, часто это просто перечисление каких-то ярких признаков предмета («Тюльпан красный», «Тюльпаны желтые и красные», «Один красный, другой желтый»). Постепенно рассказы детей наполняются сравнениями, метафорами. Вот примеры детских рассказов-этюдов «Анютины глазки»: «Мои анютины глазки синие. Только в середине желтенькая точечка, как фонарик». «У меня цветок — анютины глазки. Как будто на краях солнышко горит, а в середине как будто вечер наступил — синее. А один лепесток как закат». «У меня цветок темно-бордовый. А в середине — красное. Как будто везде темно, а где-то горит огонек. Кто-то с работы пришел и спать не лег».

Слайд 23

Рассуждение Рассуждение это такой тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение . Рассуждение — это логическое изложение материала в форме доказательства . В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения. Рассуждение составляется в ходе логически последовательных ответов на вопросы: почему? зачем? в чем смысл? Этот тип речи имеет свои отличительные признаки . В рассуждении обязательны две смысловые части , которые взаимообусловлены . Первая часть — это то, что объясняется, доказывается, а вторая — это само объяснение, доказательство . Изложение того, что объясняется, доказывается, требует в рассуждении обязательного присутствия объяснения, доказательства. Прежде всего необходимо формировать у детей в детских садах: — знание структуры рассуждения и следование ей; — умение обследовать предметы, вычленять существенные признаки для доказательства выдвинутых тезисов; — умение отбирать аргументы для доказательства — умение устанавливать разнообразные связи, и прежде всего причинно-следственные — владение навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения; — умение использовать различные языковые средства для связи смысловых частей («потому что», «так как», «поэтому», «значит», «следовательно», «во-первых», «во-вторых»); — умение включать рассуждение в другие типы высказываний.

Слайд 24

Методика обучения детей рассуждениям. Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи. Поэтому обучение рассуждению целесообразно начинать с развития у детей умений выделять и обобщать признаки, действия, устанавливать между ними логические связи, решать проблемные ситуации в разных видах деятельности Для этого В. И. Яшина, Н. В. Семенова рекомендуют использовать : — разнообразные наблюдения за живой и неживой природой (видеть и анализировать сезонные изменения в природе), вопросы типа: «Почему осенью листья меняют цвет и раскрашиваются разными красками?> «Куда улетают птицы?»; «Почему их называют перелетными?> и др.; — различные опыты с водой, снегом, льдом, деревом, металлом и тд . В процессе их проведения дети высказывают свои предположения и объясняют, почему они так думают; — речевые игры и упражнения : «Небылицы в картинках» (картины с изображением несуществующих в природе животных, растений, с нарушением закономерностей сезонных явлений.Дети должны объяснить, что и почему не так, как должно быть на самом деле); «Лишний предмет» (определить, какое из изображений лишнее и доказать почему); «Похожи — не похожи» (сравнение изображений различных природных объектов, игрушек, например: стрекоза и бабочка); и др.; — проблемно-речевые ситуации . Например, ситуация «Как спасти зайку?» Детям предлагается следующая ситуация: Зайка оказался один в открытом море после кораблекрушения. Перед детьми несколько предметов — деревянная палочка, игрушечная тарелка, лист чистой бумаги, ведерко, сдутый воздушный шарик.детям предлагается выбрать из них те, при помощи которых можно спасти зайку и обосновать свой выбор. — чтение художественной литературы с последующим ее обсуждением. Например, после чтения сказки А. С. Пушкина детям можно задать вопросы: «Каждый раз, когда старик приходил просить рыбку, на море была разная погода. Почему?»; «Почему у старухи опять оказалось разбитое корыто?»; «Почему старик не взял выкупа с рыбки» и т. д.

Слайд 25

На следующем этапе обучения рассуждению следует формировать у детей знания о структуре текста, учить подбору аргументов для доказательства, использовать оптимальные средства связи . Можно также использовать следующие методы: — создание ситуации. Например, в групповой комнате «неожиданно» появляется гость — попугай. Чтобы педагог разрешил его оставить, необходимо привести как можно больше аргументов. На детские аргументы воспитатель отвечает контраргументами; — организацию соревнования (одна команда предлагает тезис, другая команда доказывает тезис и делает вывод); — объяснение пословиц и поговорок, отгадывание загадок; — решение речевых логических задач. Например: На дворе стоял солнечный майский день. Вся лужайка перед домом была желтой: так много на ней цвело одуванчиков. Но вот наступил вечер. Солнце спряталось за деревьями, начало быстро темнеть. И вот чудо — лужайка перед домом стала совершенно зеленой! Как вы думаете, почему лужайка стала зеленой? Чтобы дети употребляли языковые средства для связи смысловых частей, им можно предложить следующее: — решить спор Незнайки со Знайкой , доказать, например, что страус не животное, а птица. Воспитатель может использовать картинки, где представлены основные признаки птицы: клюв, крылья, перья, как она питается, как высиживает птенцов. При доказательстве дети должны выдвинуть как можно больше аргументов и сделать вывод, используя слова, «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», «следовательно», «таким образом», «значит»; — игры «Почемучка» (Сначала дети задают вопросы педагогу). Он отвечает на них, используя союз «потому что», слова «так как», «в связи с этим». Затем взрослый задает вопросы детям. Ребенок, ответивший правильно, получает карточку с изображением вопроса. Набравший большее количество вопросов становится главным почемучкой.) и «Составь одно предложение» (педагог предлагает детям два простых предложения, а дети должны из них составить одно предложение со знакомыми союзами).

Слайд 26

Виды речевой деятельности дошкольника Рассказ по серии сюжетных картинок Рассказ из опыта Рассказ –описание пейзажной картины Рассказывание по игрушке Творческое рассказывание рассуждение Рассказ по сюжетной картине Рассказ –описание предмета пересказ Заучивание стихов диалог Рассказы-этюды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический семинар для воспитателей "Игралочка" (виды игровой деятельности дошкольника)

Теоретический семинар для воспитателей "Игралочка" (виды игровой деятельности дошкольника)...

«Виды трудовой деятельности дошкольников»

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Важное значение трудовому воспитанию...

Обучение детей пересказу как один из видов речевой деятельности по развитию связной речи.

    Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи; деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, память, воображение....

Виды речевой деятельности

Виды речевой деятельности...

Презентация " Виды речевой деятельности у дошкольников"

Какие виды речи спосбствуют развитию связной речи  старшего дошкольникаов...

Периоды речевого развития Виды речевой деятельности.

Периоды речевого развития Виды речевой деятельности.            Периодизацию речевого развития в детстве и даже на протяжении всей жизни, можно р...