Обучение детей пересказу как один из видов речевой деятельности по развитию связной речи.
статья по развитию речи на тему

Никишина Ольга Васильевна

      Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи; деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, память, воображение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_pereskazu_tekst.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей пересказу как один из видов речевой деятельности по развитию связной речи.

     Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача дошкольного воспитания.

      Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи; деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, память, воображение. Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К. Д. Ушинский, Л.Н. Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты Е И Тихеевой, А М Леушиной, А М Бородич и др. Авторы подчеркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. К сожалению, в методической литературе почти не уделяется внимания пересказу. В учебных пособиях рассматриваются все основные вопросы развития речи детей дошкольного возраста, при этом проблема обучения пересказу освещается недостаточно.

     Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значение в жизни ребенка. От него зависят и успехи обучения в школе, и общение со сверстниками и взрослыми. Не секрет, что хороший рассказчик является душой любой компании. Но даже взрослые люди не всегда могут интересно пересказать содержание книг или кинофильмов. Этому нужно обучать с детства.

     Обучение пересказу, с одной стороны, приучает ребенка слушать, анализировать, осмыслять литературный текст, а с другой – учит последовательно и выразительно передавать содержание произведения. Занятия по пересказу формируют навыки грамматически правильной речи, обогащают словарный запас и закрепляют произношение трудных звуков русского языка. Занятия отлично тренируют произвольное внимание, память и воображение. Все это является хорошей базой для выполнения устных школьных заданий, написания изложений и сочинений.

     Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается в следующем: полноценное и доступное содержание; разнообразие жанров; четкость и последовательность развертывания действий; простой, но богатый язык; небольшой размер. Этим требованиям соответствует, например, народные сказки, небольшие рассказы К Ушинского, В Бианки, М Пришвина, Л Н Толстого и др. Стихотворение не годится для пересказа – не следует нарушать единство формы и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.  

       Сказки народные и авторские – отличный материал для пересказывания. Их тексты доступны детям. В них присутствуют знакомые персонажи, наделенные ярко выраженными чертами характера. Четкая композиция и понятная последовательность происходящих событий способствуют легкому и точному воспроизведению текста. Занимательные сюжеты поддерживают интерес ребенка к занятиям. Они учат детей доброте, смелости, радушию, взаимовыручке, скромности, умению сопереживать и сочувствовать героям.

        Воспитатель должен выразительно прочитать сказку, рассказ, которые детям предстоит пересказать. Выразительное чтение текста значительно облегчает детям слушание и понимание, а значит и пересказ.

     После выразительного чтения проводится беседа, основное назначение которой – выяснить, правильно ли дети поняли содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Если в тексте, предлагаемом для пересказа, встречаются новые слова, то сначала дети стараются заменить их привычными, знакомыми. Впоследствии, как показали наблюдения, они стремятся употреблять новое слово при пересказе и даже гордятся этим.

      Главным методическим приемом в беседе выступают вопросы педагога. Они составлены в соответствии с последовательностью сюжета и способствуют быстрому запоминанию и более точной передаче текста. Есть вопросы прямые, начинающие со слов «кто», «что», «кому», «когда» и др., помогающие ребенку полнее использовать словарь и синтаксис текста. И есть вопросы логические, начинающиеся со слов «зачем», «почему», «как», «для чего», помогающие установить причинно-следственные связи в тексте произведения.

      Поощрите ребенка за полные, близкие к тексту ответы на вопросы, выразительные интонации в передаче повествования и реплик героев. Так как оценка детского пересказа является методическим приемом.

      Более глубокому осмыслению текста способствуют дидактические игры. Они обучают детей думать и выражать свои мысли и тем самым помогают правильно воспринимать и воспроизводить текст. Различают дидактические игры: способствующие формированию систематизированного круга простейших понятий; направленные на сравнение предметов (по картинке и по представлению); направленные на описание; игры-упражнения для уточнения и активизации словаря и совершенствования грамматического строя речи.

     После повторного прочтения произведения можно предложить ребенку пересказать его. Если малыш затрудняется, можно подсказать начало предложений, задавать наводящие вопросы. Если ребенку очень трудно пересказать текст, взрослый сам пересказывает произведение, а малыш договаривает предложения. Главное, чтобы ребенку нравилось это занятие, чтобы оно не вызывало у него отрицательных эмоций. Хвалите и подбадривайте ребенка, тактично исправляйте ошибки.  

     Очень интересно пересказывать сказку по цепочке: один начинает, второй продолжает и тд. Можно предложить ребенку придумать продолжение произведения или сочинить по аналогии.

     С группой детей можно инсценировать произведения. Для этого потребуется совсем несложное оформление. А сколько радости спектакль доставит детям! В нем смогут принять участие как активные, так и застенчивые дети. Можно сыграть длинную роль, а можно сказать всего одно предложение или исполнить немую роль. Главное – это участие. Игра-драматизация помогает детям пережить и осмыслить литературное произведение, понять его образы и в дальнейшем лучше его воспроизводить.

      На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы композиции и языка учат ребенка четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. развивают его речевые умения. Пересказ способствует всестороннему развитию речи, накапливается и закрепляется словарь, происходит усвоение грамматического строя речи, развивается память.

Список литературы:

Ельцова О С. Методика обучению детей пересказу – справочник старшего воспитателя ДУ №1, 2009

Куликовская Т А Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010

Тихеева Е И Развитие речи детей – М: Просвещение, 1981

Ушакова О С Методика развития речи детей дошкольного возраста –М: Владос, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи "Пересказ рассказа "Белая сказка"

Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логично...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок).

Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).2. Закрепление образования названий детены...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа В. Бианки "Купание медвежат".

В данном материале представлен подробный конспект непосредственный образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».

Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...