Педагогический проект «Активизация речевой деятельности дошкольников через речевые игры»
проект по теме

Дюбко Людмила Гурьяновна

В основу проекта положена идея развития личностного потенциала ребенка 4-7 лет, своевременное развитие речевой деятельности, которое является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психологического развития.

Целесообразность выбора данной формы обусловлена стремлением наиболее полно представить системный подход с учетом ведущего вида деятельности – игрового, направленного на развитие речевой активности детей дошкольного возраста  через речевые игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx66.4 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Активизация речевой деятельности дошкольников

через речевые игры»

Краткая аннотация проекта.

В основу проекта положена идея развития личностного потенциала ребенка 4-7 лет, своевременное развитие речевой деятельности, которое является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психологического развития.

Целесообразность выбора данной формы обусловлена стремлением наиболее полно представить системный подход с учетом ведущего вида деятельности – игрового, направленного на развитие речевой активности детей дошкольного возраста  через речевые игры.

Проект построен с учетом условий и содержания деятельности, с опорой на комплексно-тематический принцип организации образовательного процесса. В качестве реального механизма повышения результативности работы в проекте выступает идея развертывания социального партнерства в образовательной среде, которая заключается в интеграции всех субъектов образовательной деятельности для решения единой задачи - создания условий для активизации речевой деятельности.

 Обоснование необходимости проекта.

                                      «Дивная драгоценность нашего языка;

                                       что ни звук, то и подарок; все зернисто,

                            крупно, как сам жемчуг,  и право,

                          иное название порой драгоценнее

                                       самой вещи ».  Н.В.Гоголь

В настоящее время наблюдается сложная ситуация в речевом развитии детей. Это обусловлено рядом негативных факторов: ухудшение здоровья детей, кратковременное общение родителей с детьми, снижение уровня речевой культуры в обществе, дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи детей. По данным современных исследователей (В.А.Гончарова, Е.А.Логинова, Л.Г.Парамонова и др.) наблюдается постоянный рост числа детей с отклонениями в речевом развитии. Увеличение количества дошкольников с отклонениями в речевом развитии различной структуры и степени выраженности определила востребованность данного проекта.

Актуальность проекта обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на активизацию речевой деятельности детей дошкольного возраста, что способствует более быстрому  устранению речевых нарушений, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на всё психическое развитие ребёнка, способом применения речевых игр.

Проблема развития речевой активности дошкольников стала особенно востребованной обществом в наши дни. К личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования, как к личности будущего первоклассника школ нового типа, обучение в которых ведется по интенсивным программам. Одна из основных претензий, предъявляемых школой к качеству подготовки ребенка в ДОУ, заключается в неумении ученика выразить свою мысль словами, в его неспособности имеющиеся знания передать вербально. К.Д.Ушинский писал: «Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний». А К.И.Чуковский отмечал, что «…воспитание речи всегда есть воспитание мысли. Одно неотделимо от другого». Ребенок, который умеет грамотно и связно говорить, внимательно и уважительно слушать собеседников, всегда будет успешен в учебе, в дружбе, в жизни. Любое нарушение речи может отразиться на его деятельности и поведении. 

          Анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы позволяет сделать вывод о том, что своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развития. К сожалению, в настоящее время наблюдается сложная ситуация в речевом развитии детей. Стратегические изменения, происходящие в образовании, в связи с введением ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, требуют существенные изменения в работе с детьми дошкольного возраста. На современном этапе познавательно-речевое развитие детей  является социальным заказом общества системе дошкольного образования, основанное на интеграции образовательных областей «Познание» и Коммуникация». При реализации области «Познание» необходимо учитывать, что познавательное развитие дошкольников сопряжено с освоением системы родного языка, которую ребенок должен освоить в ходе развивающего образовательного процесса. Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения способами и средствами коммуникативного взаимодействия с окружающими людьми, через развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Чтобы работа была более эффективной нужны нестандартные подходы, процесс подачи материала в совместной деятельности должен быть несколько другой, более индивидуализированный, это введение специальных игр и упражнений для речевой активности дошкольников, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

В работе с детьми дошкольного возраста, выявились  определенные трудности.

  1. В активном словаре детей выявился малый запас слов в речевой деятельности.
  2. Детям сложно  свободно и грамматически правильно выражать свои мысли, свободно владеть речевым общением.
  3. Родители воспитанников, в силу своей занятости, мало уделяют внимания развитию речи детей.

Концепция  проекта.

     В педагогическом энциклопедическом словаре речевые игры – это специально создаваемые ситуации или приспособленные для целей обучения игры. В дошкольной педагогике изучением и методикой проведения речевых игр занимались и занимаются многие специалисты.

Методологическую базу педагогического проекта составляют:

Теории речевой деятельности А.Н. Леонтьева (структура речевой деятельности), Л.В. Щербы (виды речевой деятельности – слушание и говорение), Л.С. Выготского (познавательное развитие в процессе речевой деятельности детей), теории и методика развития речи детей дошкольного возраста (М.М. Алексеева, Б.И.Яшина, А.Г. Арушанова, А.Ф. Сохин,О.С. Ушакова и Е.М.Струнина).

Теория игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (Л.С.Выготский, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин).

Философско-педагогические подходы русских и зарубежных мыслителей XIX, XX и начала XXI века (Н.А. Бердяев, Е.В. Бондаревская ,  Н.Я. Данилевский, В.В. Зеньковский, И.В. Киреевский, Н.Д. Никандров, Н.Г. Новикова, И.Н. Сиземская, К.Д. Ушинский, К. Ясперс и др. основа теории в понимании роли развития речевой активности в детском возрасте, как условия личностного развития и саморазвития человека, его становления как субъекта социокультурного процесса.                

      Сущность речевой игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

Во время образовательной деятельности по развитию речи невозможно учесть этих особенностей. Достаточно сложно также регулировать речевую деятельность детей: один ребенок еще не понял вопроса, а другой уже ответил на него с места. Собирая детей небольшими подгруппами, организуя речевые игры с раздаточным материалом, можно лучше узнать возможности своих воспитанников, суметь вовлечь в деятельность малоактивных и застенчивых ребятишек.  Это особенно важно при выполнении заданий на самостоятельное образование новых слов и их форм.

       Возникает противоречие между большими педагогическими возможностями речевых игр в формировании речевой деятельности, детей дошкольного возраста, и недостаточным их использованием в образовательной и самостоятельной деятельности в ДОУ.

       Таким образом, разработанный педагогический проект является актуальным, своевременным.

       Установленные противоречия позволили сформировать проблему педагогического опыта – при каких педагогических условиях возможен новый продуктивный опыт развития речевой деятельности детей дошкольного возраста?

Для решения  проблемы развития речевой активности был создан проект «Активизация речевой деятельности дошкольников через речевые игры», который направлен на поиск путей развития речи, в процессе речевой деятельности и правильно подобранных речевых игр и упражнений

  Гипотеза проекта основана на предположении о том, что если в работе с детьми использовать в системе, разнообразные приемы - речевые игры и игровые упражнения, то можно создать условия для активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста.

  Объект исследования – процесс формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста.

 Предмет исследования - процесс активизации речевой деятельности детей способом речевых игр.    

Цель проекта: создать условия для активизации  речевой деятельности детей дошкольного возраста через речевые игры.

Задачи:

1. Способствовать формированию грамматического строя речи  через  речевые игры;

2. Расширять и обогащать словарный запас;

3. Воспитывать навыки общения для активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста через речевые игры;

 Практическая значимость педагогического проекта состоит:

  • во внедрении системы работы с детьми дошкольного возраста, которая определяет для воспитателя приоритеты в содержании образования направленном на развитие активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста;
  • в отборе и апробации в педагогической практике современных образовательных технологий, разнообразных форм, методы и приемы в совместной деятельности, комплекса игровых и речевых упражнений, направленных на развитие речевой активности детей дошкольного возраста.

Новизна педагогического опыта заключается в обосновании системы использования речевых игр и упражнений, ситуаций активизирующего общения  развития речи детей в совместной деятельности, может быть использована в практике в ДОУ.

Основные направления деятельности при реализации проекта:

  1. Развитие речевой активности.
  2. Развитие всех компонентов речи.
  3. Развитие познавательных способностей.

Исходя из приобретенного опыта, и индивидуальных качеств я определила следующие   принципы.

  • Принцип интеграции.
  • Принцип коммуникативно - деятельностного подхода.
  • Принцип комплексно - тематического планирования.
  • Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
  • Принцип доступности.

Основное содержание проекта.

Содержание работы по активизации речевой деятельности, согласно  тематике образовательного комплекса по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,  включает 20 тематических разделов (3 блока).

Блоки

Осень

Зима

Весна

Осень

Зимушка – зима

Весна

Я в мире - человек

Новогодний праздник

Мамин день

Мой город. Моя страна

Зимующие птицы

Наша армия

Посуда.Продукты питания

Дикие животные

Народные игрушки

Домашние животные

Мебель

Планета земля

Профессии людей

Комнатные растения

День победы

Лето

Данные блоки разделены на тематические недели. Выбор темы учитывает интересы детей, задачи развития и воспитания группы (средняя, старшая и подготовительная к школе), текущие явления и яркие события (праздники), принцип сезонности.

Игровой материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

Использовала методы и приемы:

1. Игровой (проведение речевых игр через игру, использование игрушек)

2.Наглядные (показ педагога, пример, помощь, презентации).

3.Словесные (объяснение, беседа, описание, поощрение, убеждение, использование художественного слова, указание, пояснение).
4.Практические (самостоятельное выполнение задания, рассматривание альбомов, иллюстраций, альбомов, видиофильмов и других наглядных пособий).

      Работа с детьми велась в режимные моменты и в образовательной деятельности (использование пальчиковой гимнастики, речевых игр). Игры проводились с целой группой и с подгруппой 5-6 человек, с использованием речевых игр разного уровня сложности.

Для выявления речевых умений и навыков использовались заранее обдуманные и специально разработанные «сценарии активизации речевой деятельности в игровой деятельности». В естественной для ребенка деятельности (игровой, конструктивной, трудовой, художественной или любой другой), не нарушая хода его естественной жизни, общаясь с ним,   выявляли его речевые умения и навыки. Такое мое «вторжение» воспринималось ребенком как совместная с ним игра, развлечение или как речевая активность. Такие методы и приемы обследования детской речи были наиболее эффективны, т.к. проводились в атмосфере доброжелательности, поощрения ребенка и его поддержки. Ощутив интерес к нему как к личности, ребенок чувствовал себя раскованно и естественно.

Мониторинг речевого развития дошкольников в начале учебного года показал: словарный запас  беден, не сформированы грамматические формы. У детей различны темпы овладения родной речью, дети отличаются друг от друга не только различной сформированностью речевых навыков, но и уровнем развития познавательных процессов, возможностями преодоления речевых нарушений.

Учитывая все эти особенности, в планировании своей работы  использовались, принцип развития у детей коммуникативной целесообразности, сочетающийся с речевыми умениями на основе воспитания у них интереса к речевой деятельности, через использование речевой игры.

Обследование речевой деятельности детей, позволило мне осуществлять в дальнейшем личностно-ориентированный подход к детям и дать индивидуальные рекомендации родителям.

На родительской встрече  обращали внимание на речевые проблемы детей, на то, каким способом можно оказать ребенку помощь. Познакомила родителей с требованиями к детской речи, с упражнениями по ее развитию и совершенствованию. Начала работу по речевой деятельности с организации практикума для родителей «Играем в речевые игры», где в живой совместной игре, показала, как можно взрослым включиться в партнерскую игровую деятельность с ребенком и как использовать речевые игры, упражнения и ситуации активизирующей деятельности в домашней обстановке.

В воспитательно-образовательной работе использовала парциальную программу О.С.Ушаковой «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» и как технологию книгу О.С.Ушаковой, А.Г.Арушановой, А.И.Максаковой и др. «Занятия по развитию речи в детском саду».

Для развития речи, обогащения словарного запаса детей, формирования коммуникативных навыков и навыков речевой деятельности проводилась следующая работа:

-  Устанавливался устойчивый эмоциональный и деловой контакт с ребенком с целью стимулирования развития фразовой речи, формирования умения слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию.

-  Учила элементарным правилам отвечать на вопросы (внимание на говорящего, слушать внимательно, не перебивая, применять жесты, мимику и выразительные движения во время разговора).                                  

-  Закрепляла желание и готовность к совместной со взрослым деятельности, стимулировала речь ребенка в процессе совместных действий.                        

- Побуждала детей к речи в ситуациях  речевой деятельности, к обращению с просьбой.

-  Практиковала парное взаимодействие детей в играх с одним предметом (покатать друг другу машину, передать мяч, игрушку).                                    

- Учила диалогу в процессе совместных речевых игр.

Для речевого развития детей и для самостоятельной познавательно-речевой деятельности в группе созданы все условия: оборудованы книжный уголок, уголок ряжения, уголок речевого развития «Учимся говорить», картотека речевых игр.

Вся  работа по активизации речевой деятельности велась  поэтапно.

В средней группе проводились речевые игры, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей. Это игры типа «Угадай, что изменилось». С помощью этих игр  закрепляла  названия предметов;  пространственные ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; название цветов и т.д.

  В старшей и подготовительной группе использовались игры,  типа  «чудесный  мешочек», где давала детям, более  сложные   и   качественные   предметы   (деревянные, пластмассовые, из губки, из ваты); дети должны были описать  предмет,  загадать загадку, придумать рассказ, когда, у ребят был накоплен некоторый словарный запас. Целью  таких игр было научить детей  различать  сходные  предметы,  правильно  их  называть, определять их назначение.

Структура совместной деятельности включает:

1.Пальчиковые речевые игры. Включение этого вида игр обусловлено тем, что двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путем совершенствования точных движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи. Эти игры направлены на то, чтобы ребенок запоминал и использовал слова, редко употребляемые в обиходе, овладевал обобщающими понятиями и их лексическим содержанием, сложными словами. Тематика пальчиковых речевых игр разнообразна и отражает основные лексические темы основной образовательной программы «От рождения до школы».

2. Речевые игры на активизацию словаря, словообразования, звуковой культуры речи, грамматической стороны речи и овладение нормами общения.

  • Отбор игры в соответствии возрасту детей:
  •  Углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • Установление соответствия отобранной игры для детей определённой возрастной группы;
  • Подготовка к игре детей:
  • Обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи..

      В своей работе старалась тесно взаимодействовать с учителем – логопедом, педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие речевых способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации, семинары-практикумы с целью обмена опытом.

Совместная работа с родителями осуществляется с целью расширения знаний и умений родителей организовать  работу по речевому развитию ребенка в семье, а также повысить интерес родителей к речевой  деятельности.

Задачи взаимодействия с родителями:

1.Заинтересовать родителей в познавательно-речевом развитии детей, обеспечивающем успешную коммуникацию и социализацию ребенка.

2.Расширить и углубить знания и умения родителей по использованию речевых игр.

Формы работы с родителями:

1.Родительское собрание.

2.Беседы (групповые и индивидуальные).

3.Групповые и индивидуальные консультации.

4.Информационная пропаганда.

5.Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей по  изготовлению оборудования, материалов для речевых игр.

6.Открытые виды детской деятельности.

7.Семинар.

8.Обмен родительским опытом по речевому развитию детей в семьях воспитанников.

 Проанализировав всю проделанную работу,  выявила условия, при которых работа по формированию речевой активности наиболее эффективна:

  • Наличие созданных условий для речевого развития детей и для самостоятельной речевой деятельности в группе (книжный уголок, картотека речевых игр, уголок для речевой деятельности «Учимся говорить», дидактические игры разной направленности);
  • Создание возможностей для проявления речевой активности;
  • Проведение систематической  и взаимодополняющей работы воспитателей и логопеда по формированию речи и речевой деятельности детей;
  • Использование речевых игр, в которых развивается связная речь;
  • Правильная организация и использование речевых игр;  
  • Заинтересованность родителей и их активная помощь в развитии речевой активности детей через речевые игры;

Ресурсы.

Необходимые условия реализации инновационного опыта:

Материально – технические ресурсы:

  • музыкальный зал; групповое помещение;
  • мультимедийная установка: экран, проектор, ноутбук для применения информационно – коммуникационных технологий;
  • магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;
  •  CD – DVD  - диски, аудиокассеты с записями речевого материала;
  • овладение педагогом информационными и компьютерными технологиями.
  • Дополнительная и методическая литература, программно – методические материалы
  • программное обеспечение по Федеральным государственным требованиям: рабочая программа по образовательной области «Коммуникация» программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой М., Мозаика – Синтез, 2010 г.;
  • Комплекс пальчиковых, речевых игр;

Информационные ресурсы:

  • Использование ИКТ, создание своих и использование готовых презентаций для проведения мероприятий и непосредственной образовательной деятельности, пополнение фонотеки за счет ресурсов интернет – сайтов.
  • Издание методических материалов, публикация;
  • Информирование родителей воспитанников о целях, задачах, содержании и планах проекта.
  • перспективное планирование.
  • периодическая печать, материалы по инновационному опыту.
  • диагностический инструментарий

Экономических затрат этот опыт не требует, его можно изучить и использовать в своем мастерстве.

 Целевая аудитория.


Основными субъектами, вовлеченными в осуществление опыта,  являются дети  в возрасте 4 – 7 лет: дети средней группы, старшей, подготовительной, педагоги детского сада, родители.

Этапы реализации проекта:

Проект предполагает достижение поставленной цели и задач через: подготовительный этап, основной, рефлексивный этап, послепроектный этап.

1 этап.    Подготовительный этап (август – сентябрь)

  • Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
  • Разработка системы использования речевых игр и упражнений, ситуаций активизирующего общения в развитии речи детей.
  • Сформулирована идея проекта на основе противоречий между большими педагогическими возможностями речевых игр в формировании речевой деятельности, детей дошкольного возраста, и недостаточным их использованием в образовательной и самостоятельной деятельности.
  • Сформированы цели, задачи, предмета и объекта исследования.
  • Определение конечного продукта, предполагаемых результатов;
  • Выбор методики диагностирования по результатам участия ребенка в реализации проекта.

2 этап.  Основной этап (сентябрь – май) 

  • Формирование речи и речевого общения дошкольников в процессе организации речевых игр, речевых упражнений  активизирующего развития.
  • Организованная образовательная деятельность с детьми по развитию речи с применением речевых материалов.
  • Педагогическое просвещение социальных партнеров по проекту (родителей, воспитателей).
  • Организация предметно-развивающей среды в группах для обогащения речевого опыта детей, речевого взаимодействия детей.
  • Организация и участие в развлечениях, конкурсах ДОУ, района.

3 этап. Рефлексивный этап  (май)

  • Сравнительный мониторинг речевого развития, направленный на  выявление уровня активизации речевой деятельности.
  • Анализ и обобщение результатов, полученных в ходе работы.

4 этап. Послепроектный этап.

Распространение результатов и продуктов проектной деятельности.

Выбор вариантов продолжения проекта/

Перспективное планирование работы с детьми средней группы

Месяц

Тема

Цель

Игры

Сентябрь

Исходная диагностика речевого развития детей

Октябрь

Я в мире – человек
Овощи
Фрукты

Осень

Помогать детям составлять предложения, вводя в них дополнения, определения, обстоятельства;

«Давайте познакомимся»
«Покажи и скажи»
«Где растут?»
«Когда это бывает?»

Ноябрь

Посуда
Профессии
Моя страна
Планета

Составлять предложения с однородными сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами;

«Куклы в гости к нам пришли»
«Что делают?»
«Где мы были?»
«Где найти?»

Декабрь

Одежда
Игрушки
Дом  и его части
Новогодний праздник

Употреблять существительные с предлогами, сопровождать действия речью;

«Научим Незнайку»
«Где шарики?»
«Теремок»
«Новогодний сундучок»

Январь

Продукты питания
Народные игрушки
Зимние забавы

Зимушка - зима

Согласовывать слова в предложении, глаголы с существительными, прилагательные с существительными;

«На картинки посмотри, что увидишь, назови?»
«Что взяли дети?»
«Угадай, что мы делали?»
«Гномы идут на прогулку»

Февраль

Профессии
Правила дорожного движения
Дикие животные
Наша армия

Согласовывать слова в предложении, употребляя существительные в форме родительного падежа, существительные с предлогами;

«Хвастуны»
«Слушай мою команду»
«Великан»
«Разведчики»

Март

Мамин праздник
Домашние животные

Комнатные растения
Посуда

Употреблять в названии слов единственное  и множественное число, слова названия, слова с суффиксами уменьшительности, ласкательности;

«У кого какая мама?»
«Чьи детки?»
«Ласковые имена»
«Мамины помощники»

Апрель

Весна
Планета Земля
Обобщение опыта использования речевых игр

Лето

Образовывать форму глаголов от звукоподражательных слов, употреблять глаголы с существительными;

« Что за окном?»
«Что бывает весной?»
Развлечение «В гости к Петрушке»
«Отгадай-ка»

Май

Итоговая диагностика речевого развития детей

Перспективное планирование работы с детьми старшей группы

Месяц

Тема

Цель

Игры

Сентябрь

Исходная диагностика речевого развития детей

Октябрь

Овощи

Фрукты

Осень

Домашние животные

Побуждать детей активно употреблять сложносочиненные предложения;

«Назови одним словом»
«Разложи картинки»
«В осеннем лесу»
«Кто, что делает?»

Ноябрь

Профессии

Дом и его части

Предметы

Согласовывать слова в предложении, местоимения с существительными, глаголы с существительными;

«Киоск открыт»
«Мой дом»
«Добавь слово»
«Что из чего сделано»

Декабрь

Животные

Зимние забавы

Животные леса

Новогодний праздник

Образовывать способы словообразования прилагательных;

«Отгадай название животных»
«Зимние забавы»
«Кто такой?»
«Новогодние игрушки»

Январь

Мебель

Комнатные растения

Мой город

Образовывать слова в единственном и множественном числе;

«Для чего нужна мебель?»
«Живые растения»
«Дом – домище»
«Чьи хвосты?»

Февраль

Профессии

Зимующие птицы

Наша армия

Игрушки

Упражнять в умении образовывать прилагательные суффиксальным способом;

«Кто с кем?»
«Угадай, кого я видел?»
«Аты-баты, аты-баты»
«Чей, чья, чьи?»

Март

Мамин праздник

Народные игрушки

Профессии

Планета Земля

Упражнять в умении правильно использовать предлоги, глаголы с существительным;

«Мамы разные нужны»
«Подбери слово»
«Назови профессии»
«Почемучки»

Апрель

Перелетные птицы

Моя страна

Весна

Лето

Развивать словотворчество детей, образовывать глаголы звукоподражательных слов;

«С юга птицы прилетели»
«Мишка музыкант»
«Отправляемся в отпуск»
Развлечение «Научим Буратино»

Май

Итоговая диагностика речевого развития детей

Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы

Месяц

Тема

Цель

Игры

Сентябрь

Исходная диагностика речевого развития детей

Октябрь

Осень

Овощи

Фрукты

Посуда

Составлять по образцу простые предложения;

«К нам пришла осень»
«Составь предложение»
«Волшебное окно»
«Один -  много»

Ноябрь

Я в мире- человек

Игрушки

Мебель

Моя страна

Образовывать слова с помощью суффикса, числительных с существительным;

«Ждем гостей»
«Назови ласково»
«Из чего сделано»
«Гномик путешественник»

Декабрь

Продукты

Профессии

Зима

Новогодний праздник

Образовывать слова с творительным падежом, сложносочиненным предложением;

«Чем угостить друга»

«Что ты купишь?»

«Зимние слова»

«Украсим елку»

Январь

Дом и его части

Дикие животные

Одежда

Составлять предложения и с существительными родительного падежа;

«Дом и его части»
«В мире животных»
«Что куда надел?»

Февраль

Лес

Перелетные птицы

Предметы

Профессии

Образовывать глаголы в повелительном наклонении; сложносочиненные предложении;

«Где это бывает?»
«Какая птица улетела?»
«Угадай и повтори»
«Кто, что делает?»

Март

Комнатные растения

Наша армия

Мамин день

Мебель

Упражнять в умении образовывать слова, составлять предложения с союзами;

«Упрямые слова»
«Кто служит в нашей армии?»
«Мишка ляг!»
«Кто внимательный?»

Апрель

День победы

Весна

Растения

Обобщающие темы

Закрепит умение образовывать слова способом словообразования.

«Наши герои»

«Добавь слово»
«Цветики»
Развлечение «Слово нужное скажите!»

Май

Итоговая диагностика речевого развития детей

Взаимодействие с родителями

№ п.п

Содержание

1

Родительские собрания

2

Оформление информационного стенда для родителей

3

Индивидуальные консультации по развитию речи детей

4

Групповые консультации

5

Посещение родителями открытых видов совместной деятельности

6

Помощь родителей в изготовлении оборудования, материалов для речевых игр

7

Индивидуальные беседы с родителями об использовании речевых игр в семье

8

Беседы о проблемах в речевом развитии ребенка

9

Посещение открытых видов детской деятельности

10

Оформление информационного стенда для детей «Речевые игры для детей»

11

Изготовление папок – передвижек, презентаций «Речевые игры в ней семье»

12

Семинар по обмену семейного опыта по использованию речевых игр для активизации речевой деятельности детей

Ответственный за проведение игр, игровых упражнений, консультаций, итоговых просмотров НОД – воспитатель.

Мониторинг (педагогическая диагностика) речевого развития

В ходе реализации проекта обязательно осуществляется мониторинг речевого развития детей – педагогическая диагностика речевого развития каждого ребенка по основным направлениям программы:

  • сентябрь – исходная диагностика речевого развития детей;
  • май – итоговая диагностика речевого развития детей.

Результативность образовательного процесса по активизации речевой деятельности посредством речевых игр детей определяется на основе критериев и показателей, выделенных М.М. Алексеевой и Б.И.Яшиной.

Критерии оценки речевого развития воспитанников

 (начало этапа)

Критерии

Количество баллов

Ребенок по своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказывает о том, что видел, куда ходил, что случилось. Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами. С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценирует отрывки из знакомых сказок

3

Отвечает на вопросы о ближайшем окружении с незначительной помощью взрослого

2

Частично справляется с задачами при помощи взрослого

1

Отказывается от выполнения заданий

0

Диагностическая таблица оценки речевого развития 
(начало этапа)

Фамилия, имя ребенка

Ребенок по своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказывает о том, что видел, куда ходил, что случилось

Ответы на вопросы с использованием всех частей речи

Инсценировка отрывков (настольный театр)

Итог

1

2

1

2

1

2

1

2

Примечание. 1 – начало года; 2 – конец года

Критерии оценки речевого развития воспитанников

(конечный результат)

 Подготовительная группа

Критерии

Количество баллов

Ребенок объясняет правила игры, аргументировано оценивает ответы, высказывания сверстников, употребляет сложные предложения разных видов. При пересказе пользуется прямой и косвенной речью, самостоятельно составляет по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картинке, набору картинок. Сочиняет концовки к сказкам, последовательно без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения. Подбирает к существительному несколько прилагательных, заменяет одно слово другим со сходным значением

3

Объясняет правила игры, аргументировано оценивает ответы, высказывания сверстников, употребляет сложные предложения разных видов с помощью наводящих вопросов воспитателя. Самостоятельно составляет по образцу рассказы, сочиняет концовки к сказкам, пересказывает произведения. Определяет место звука в слове, подбирает к существительному несколько прилагательных при помощи наводящих вопросов, с помощью вопросов употребляет слова, относящиеся к миру взаимоотношений

2

Выполняет все пункты с помощью взрослого и наводящих вопросов

1

Отказывается от ответов

0

Диагностическая таблица оценки речевого развития 
(конечный результат)

Фамилия, имя ребенка

Формирование словаря

Грамматический строй речи

Итог

1

2

1

2

1

2

 

 

 

 

 

 

 

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту ребенка.

Эффективность педагогического опыта обеспечивается стабильно высокими результатами по итогам педагогических наблюдений.           Таким  образом, за годы работы над проектом наметилась положительная динамика личностного развития воспитанников, связанного с развитием речевой деятельности.

Перспектива дальнейшего развития проекта

Возможность дальнейшего продолжения проекта видна в развитии речевой деятельности в начальном звене школы. Применение данного проекта не нарушит общей структуры образовательного процесса, его можно видоизменить или дополнить тематическое планирование, основываясь на план и программу учебного заведения, проект поможет включить в работу детей по образовательной деятельности.

Литература

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.
  2. Бородич, А. И. Методика развития речи детей дошкольного возраста   А. И. Бородич. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 195 с.
  3. Занятия по развитию речи в детском саду / под ред. О. С. Ушаковой. – М. : Совершенство, 2005. – 368 с.
  4. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) : утв. Минобразованием России 17.06. 2003 г. – М. : Гном и Д., 2011. - 32 с.
  5. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, В. В. Гербовой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 232 с.
  6. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. Ч. 2. Педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста / науч. ред.: А. Г. Гогоберидзе. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. – 342 с.
  7. Придумай слово / под. ред. О. С. Ушаковой. – М. : Просвещение, 1996. – 145 с.
  8. Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми / В. И. Селиверстов. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 96 с.
  9. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. – М. ; Воронеж : Изд-во НПО МОДЭК, 2007. – 224 с.
  10. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада / под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 2008. – 184 с.
  11. Ткаченко,  Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет / Т. А. Ткаченко, Р. Е. Левина. – М. : Ювента, 2007. – 146 с.
  12. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 287 с.
  13. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / В. В. Цвынтарный. - М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.
  14. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко. – М. : Просвещение, 1988. – 106 с.

 Понятийно – терминологический аппарат

Активизация (от лат. activus – деятельный) – нейрофизиологический и психический процессы усиления активности организма, является переменной величиной и зависит от внутренних и внешних факторов, которые выступают в процессе взаимодействия организма с окружающей средой.

Активизация речевой деятельности – это перевод взаимосвязи речи и слушания (восприятия речи) из состояния их отсутствия в состояние присутствия.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Речь – это деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий..

Речевое общение - организует совместную деятельность людей, способствует познанию людьми друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений.

Деятельность — система многоаспектных и многоплановых предметных взаимодействий индивида с предметной действительностью.

Речевая деятельность – это процесс общения людей посредством языка.