"Коррекция речевой деятельности дошкольников через сенсомоторные тренинги и пальчиковые игры"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Коррекция речевой деятельности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie._ped_sovet_dlya_logopedov.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

«Согласовано»                                                                            «Утверждено»

Старший воспитатель                                                               Заведующий

МБДОУ «Детский сад № 77»                                                    МБДОУ «Детский сад № 77»

ЭМР Саратовской области                                                        ЭМР Саратовской области

________ Галкина М.И.                                                                 __________ Васильева Н.А

Сообщение

«Коррекция речевой деятельности дошкольников через сенсомоторные тренинги и пальчиковые игры»

                                                                                                         

                                                                             Составила воспитатель

                                                                  высшей квалификационной категории

                                                                  Павлухина Е.А.

                                                                       г. Энгельс 2017 г.

   В настоящее время  среди детей дошкольного возраста наблюдается постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии. Самую многочисленную группу – 75-80% от всех детей 4-6 лет – составляют дошкольники с отклонениями в речевом развитии, поэтому  приоритетным направлением  является коррекционная работа  в ДОУ.   Речь теснейшим образом взаимосвязана с другими сторонами психического развития ребёнка.

    Восприятие, память, внимание, воображение, мышление формируются с прямым участием речи. В связи с этим в коррекционно-воспитательной работе с детьми с нарушениями речи целесообразно использовать пальчиковые игры и сенсомоторные тренинги

   Исследования показали, что уровень, речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тем самым крайне важно учитывать взаимосвязь функции кисти руки и речи в логопедической практике.

   Степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Из опыта работы видно, что детям, которым удаётся повторить изолированные движения пальцев с лёгкостью, правильно произносят все звуки.

   У детей, при ряде речевых нарушений, отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонения в развитие движений пальцев рук. Пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются одновременно.

   В связи с этим в работе по коррекции речи можно поставить следующие задачи:

 - сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;

 - повысить интерес у детей к подобным упражнениям, превратив их в занимательные игры;

- систематически проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики.

Такой подход к проблеме исправления речи у детей позволяет

 - регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга;

 - совершенствовать внимание, память, тесно связанных с речью.

   Работу по развитию мелкой моторики рук включают во многие виды деятельности детей.   В своей практике особое внимание уделяю пальчиковой гимнастике. Она вырабатывает у детей умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальцы рук приобретают хорошую подвижность. Гибкость, исчезает скованность движений.

   Пальчиковые игры – это инсценировки рифмованных историй, сказок, при помощи пальцев. Игры требуют участия обеих рук, что даёт детям возможность ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево» и т.п.

   Наибольший интерес у детей вызывают пальчиковые тренинги, которые сопровождаются речевыми комментариями. Текст выбираю для каждого пальчикового тренинга такой, чтобы разнообразные движения пальцев рук сочетались с произносимыми словами по смыслу. Проговаривание стихов одновременно с движениями пальчиков делает речь детей более ритмичной, громкой, чёткой, эмоциональной. Наличие рифмы положительно влияет на слуховое внимание.

    Особый интерес для детей представляет «конструирование из пальцев» различных предметов, животных. Мы разучиваем с детьми  всевозможные виды движений и комбинаций из пальчиков. Такая игровая деятельность вызывает у детей интерес и яркий эмоциональный настрой, что помогает предельно мобилизовать их внимание, желание быстро и точно воспроизвести пальчиковую фигуру.

Разученные сценки-упражнения дети по собственной инициативе воспроизводят в самостоятельных играх.

   Развивать богатое воображение, умение обнаружить открытые зависимости и связи помогает метод графической аналогии. Используя визуальное изображение, предлагаю детям изобразить предмет на пальцах. Например, игра «Волшебные превращения». Дети получают карточки с изображением предметов, узнают предмет и показывают его на пальцах.

   Исправлению и активизации речи ребёнка помогают театрализованные игры. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи. Применение ручных кукол способствует развитию многообразных  движений пальцев рук.

   Эмоционально дети воспринимают игры-драматизации с пальчиками. С удовольствием включаются в игру, перевоплощаются в тот или иной образ. Например, игра «Зайцы и волк».

     Развитие сенсомоторных навыков и формирование ручной умелости в дошкольном возрасте может быть очень многообразной и разносторонней. Ее можно организовать в разных направлениях. Задания должны разнообразными и приносить ребенку радость:

  • Запускать пальцами волчки.
  • Игры с палочками и цветными спичками.
  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
  • Нанизывать крупные пуговицы, бусинки, шарики на нитку.
  • Наматывать тонкую проволоку на пальчик.
  • Завязывать узлы на веревке, шнурке.
  • Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки; закручивать крышки, закручивать шурупы, гайки.
  • Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
  • Складывание матрешек.
  • Резать ножницами.
  • Использование массажеров.
  • Рисование в воздухе.

   Занятие пальчиковыми тренингами создают положительный эмоциональный  подъём, вызывают хорошее самочувствие, укрепляют нервную систему ребёнка.

   Систематическое включение сенсомоторных тренингов и пальчиковых игр во многие виды деятельности детей – гарантия всестороннего развития детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Работа с родителями по развитию социально-коммуникативной и речевой деятельности дошкольников через игру»

Видеть красивого, умного, здорового ребенка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и с...

Методическая разработка «Развитие речевой деятельности дошкольников через пальчиковые игры»

Методическая разработка «Развитие речевой деятельности дошкольников через пальчиковые игры»...

Презентация пособий дидактических игр для «Развитие творческой речевой деятельности дошкольников через составления сравнительных характеристик»

Подготовка к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие, является актуальной задачей воспитания и образования. Основная общеобразовательная программа дошкольной организации...

Педагогический проект «Активизация речевой деятельности дошкольников через речевые игры»

В основу проекта положена идея развития личностного потенциала ребенка 4-7 лет, своевременное развитие речевой деятельности, которое является важнейшим условием для полноценного речевого и общего псих...

: «Вокальные логопедические упражнения как средство коррекции речевой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи».

В настоящее время наметилась тенденция к появлению детей с тяжелыми нарушениями речи. Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества таких детей. А главная задача педагогов – с...