Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Ознакомлению с художественной литературой и развитию речи» тема: Пересказ сказки «Хаврошечка».
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Костицына Светлана Геннадьевна

    Здравствуйте ребята, я рада вас приветствовать в библиотеке.

     


    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx25.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого просмотра

    непосредственно образовательной деятельности по

    «Ознакомлению с художественной литературой и развитию речи»

    тема: Пересказ сказки «Хаврошечка».

    Цели и задачи открытого занятия:

    1.Освоение действия подбора заместителей к сказке.

    2.Развитие умения пересказать сказку, опираясь на её пространственно – временную модель.

    3.Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному творчеству.

    4.Закреплять знания о разнообразии русских народных сказок.

    5.Через пословицы передать любовь к книге.

    Предварительная работа:

    Беседа с детьми о библиотеке, работа с родителями.

    Словарная работа:  стеллажи, формуляр.

    Материал: Книжные стеллажи с книгами, столы, настольные лампы, небольшие вывески с пословицами о книге, кружки - заместители, указка, листы бумаги с иллюстрациями сюжетов сказки.

    Ход НОД:

    (Входят дети в зал здороваются с гостями)

    Воспитатель:  Здравствуйте ребята, я рада вас приветствовать в библиотеке. Меня зовут Светлана Геннадьевна, я библиотекарь.

     Организационный момент                    

     Собрались все дети в круг.
    Я твой друг и ты – мой друг. 
    Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите на меня!  Давайте, подарим  друг другу  тепло наших сердец, я сожму правую руку своему соседу, а он передаёт другому, так все по очереди   должны передать тепло своих сердец сжимая правую руку. Вот таких хороших, добрых, умных и внимательных ребят я  хочу  познакомить  с  библиотекой.  

    Ребята мы с вами в читальном зале, здесь уже есть посетители, давайте с ними поздороваемся.

    Я приглашаю пройти в следующий зал. Посмотрите сколько книг! Какие красочные книги стоят на стеллажах. Давайте подойдём к стеллажу.

    На верхней полке  располагается  справочная литература – справочники, энциклопедии.

    На второй полке расположились сказки народов мира –– Братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен, Ш.Перро.

    На третьей и четвёртой полке стоят книги с народными сказками

    Воспитатель:  Ребята, давайте  вспомним сказки по обложкам книг…

    (Дети вспоминают сказки, которые уже изучили).

    Воспитатель:  (делает испуганное лицо)  А это что?

    (достаёт с полки разорванную книгу)

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, что с книгой произошло? Ребята, что эта за сказка? Я тоже не могу разобраться. Наверно это сделал нерадивый читатель.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, возле книги  лежат куски бумаги. Давайте их склеим между собой. Тогда мы узнаем, что за сказка.

    Дети: Эта сказка «Хаврошечка».

    (Дети склеивают титульный лист, сразу цепляем с помощью скрепок)

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, в книге  он ещё изрисовал  иллюстрации какими –то странными непонятными кружочками, кажется я догадалась, это герои сказки Харошечка, а вы помните?  Перечислите их: Хаврошечека, Мачеха, три сестры: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, старик, коровушка, яблонька, сильный человек.

    Ребята, давайте с вами обсудим, какими кружками можно  отметить героев сказки на доске.

    Воспитатель: Ребята, скажите, каким людям попала Хаврошечка?

    Дети: Хаврошечка попала к злым людям.

    Воспитатель: Ребята, а какой была  Мачеха у Хаврошечки?

    Дети:  Злой,  жадной, хитрой, жестокой.

    Воспитатель: Если она злая, тогда,  каким  кружком обозначим Мачеху?

    Дети: Чёрным кружком.

    Воспитатель: У Мачехи были три дочери, какими они были?

    Дети: Злыми, завистливыми, хитрыми, ленивыми.

    Воспитатель: Ребята, тогда какими кружками обозначим  дочерей?

    Дети: Отметим розовыми кружками:

    Одноглазка – с одной точкой;

    Двуглазка – двумя точками;

    Триглазка – тремя точками.

    Воспитатель: Ребята, в сказке был старик, какой он был?

    Дети: Старый, злой.

    Воспитатель: Каким кружком его обозначим?

    Дети: Серым.

    Воспитатель: Ребята, а какой была сама Хаврошечка?

    Дети: Доброй, работящей.

    Воспитатель: В сказке она добрая,  светлая,  тогда каким кружком обозначим нашу главную героиню?

    Дети: Белым кружком.

    Воспитатель: Ребята, скажите, кто помогал Хаврошечке?

    Дети: Хаврошечке помогала  Коровушка, она помогала выполнять трудную работу.

    Воспитатель: Каким кружком мы обозначим Коровушку?

    Дети: Коричневым кружком.

    Воспитатель: Ребята, а как мы обозначим яблоньку?

    Дети: Зелёным кружком.

    Воспитатель: А как сильного человека?

    Дети: Фиолетовым кружком.

    (Воспитатель напоминает детям с чего начинается сказка)

    Воспитатель: Ребята, с каких слов начинается сказка?

    Дети: - «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся».

    Воспитатель:  «Сказка в двери к нам стучится,

                            скажем сказке заходи.

                            Это присказка ребята,

                            сказка будет впереди».

    Физминутка

    В саду фруктовом яблонька            Дети садятся на корточках.

     Посажена была.                               Встают.

    Она цветами белыми                       Руки вверх поднимают, рук в кулаках.                 Весною расцвела.                            Поочерёдное разгибание пальцев рук.

    Яблоня в саду                                  Наклоны поднятыми руками.

    Гнётся на ветру.

    Наклонилась вправо, влево.

    Покачаться захотела.                      Наклоны туловища в стороны.

    Ветки вниз и вверх качнула,          Руки опустить вниз.

    И вперёд их протянула.                  Вытянуть руки вперёд перед собой.

    А как стихнет ветерок                    Медленно присесть на корточки.

    Наша яблонька заснёт.

    Воспитатель: Давайте расскажем сказку по модели:

    Воспитатель: … , о  чём рассказывается в  первом сюжете сказки?

    Ребёнок: Попала Хаврошечка к злым людям, потому что  осталась   сиротой.  Была Мачеха  и  три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка. Злые сёстры только знали, что у ворот сидеть, на улицу глядели, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: слова доброго никогда не слышала.

    Воспитатель:  …, что было дальше в следующем сюжете сказки?

    Ребёнок: Выйдет,  бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.

    - Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.

    А коровушка ей в ответ:
    - Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.

    Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого — всё готово: и наткано, и побелено и в трубы скатаны.

    Воспитатель: …, выполнила Хаврошечка задание, что Мачеха  ещё придумала?

    Ребёнок: Отнесет она холсты к Мачехе. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке -Хаврошечке еще больше работы задаст.

    Позвала Мачеха свою дочь Одноглазку  узнать, кто помогает сироте, говорит,
    - Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает.

    Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла Матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:
    - Спи, глазок, спи глазок!

    Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка всё наткала, и побелила и в трубы скатала. Так ничего Мачеха не узнала.

    Воспитатель: …, что же сделала Мачеха?

    Ребёнок: Послала Мачеха она вторую дочь — Двуглазку:
    - Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает.

    Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась.

    А Хаврошечка баюкает:
    - Спи, глазок, спи, другой!

    Двуглазка  уснула. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка всё спала. 

    Воспитатель:… дальше, что было?

    Ребёнок: Старуха рассердилась  на третий день послала третью дочь — Триглазку, а Хаврошечке ещё больше работы дала.

    Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поет:
    - Спи, глазок, спи, другой!

    А о третьем глазе  забыла.

    Два глаза у Триглазки спят, а третий глядит и всё видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

    Триглазка вернулась домой и матери всё рассказала.

    Воспитатель: Узнала всё Мачеха, …, что она решила сделать?

    Ребёнок: Старуха обрадовалась, на другой день, пришла к мужу:

    - Режь, рябую корову!

    Старик и так и сяк:

    - Что ты старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая!

    Старуха:

    - Режь, да и режь!

    Воспитатель: …, что же было дальше?

    Ребёнок: Спознала Хаврошечка, что, Мачеха корову зарезать хочет, в поле побежала, обняла  коровушку и говорит:

    - Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.

    А коровушка ей отвечает:

    - А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.

    Старик зарезал коровушку.

    Воспитатель: …, расскажи, что сделала Хаврошечка?

    Ребёнок: Хаврошечка так   сделала, что коровушка ей завещала:  мяса её в рот не брала, косточки её зарыла,  каждый день в саду поливала.

    Выросла  яблонька,  появились  яблочки, наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — заглядывается.

    Воспитатель: …, что же было дальше?

    Ребёнок: Раз гуляли по саду - Одноглазка, Двуглазка и Триглазка. На ту пору ехал мимо сильный человек — богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:
    - Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

    Бросились они к яблоне.

    А яблочки-то висели низко, сразу же  поднялись высоко, далеко над головами.

    Сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались — руки изодрали, а достать не могли.

    Воспитатель: …, что же дальше произошло?

    Ребёнок:  Подошла Хаврошечка — веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились. Угостила она яблочками,  женился на Хаврошечке сильный человек.

    И стала она в добре поживать, лиха не знать.

    (После каждого рассказанного эпизода,

    схема заменяется листом с иллюстрацией данного сюжета).

    Воспитатель: Ребята,  вы молодцы, понравилась ли вам  сказка? А чему она учит?

    Дети: Сказка учит быть добрыми, приходить на помощь другим людям.

    Воспитатель: Ребята, а вы знаете пословицы про книгу?

    Дети: Хорошая книга ярче звёздочки светит.

    Воспитатель: Ребята, вы сделали большое дело, вы вернули книге жизнь. Я хочу поблагодарить вас и в память об экскурсии подарить книги, а ещё дарю вам памятку как обращаться с книгой, и я уверена, что когда вы познакомитесь с памяткой, вы станете настоящими читателями.

    (Детям раздаются книги и памятка).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

    КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. Тема:" Моя любимая сказка"...

    Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе. Тема:"Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина"

    Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитиюречи в подготовительной группе...

    Образовательное событие по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

    Учить узнавать русские народные сказки;Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок,  активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими....

    Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе. "Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина"

    Данное занятие поможет педагогу познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина и его сказками: «Сказка о рыбаке и рыбке»,«Сказка о золотом петушке»,«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,«Сказка о...

    образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи.Тема "В гости к черепашке из песочной страны"

    Целью образовательной деятельности  стало :Овладение действием передачи текста сказки  с использованием предметов заместителей и интерактивного песка .Дети в игровой форме  с помощью за...

    Конспект занятия по «Ознакомлению с художественной литературой и развитию речи» Тема: «Зимушка» (старшая группа)

    Программное содержание:Расширять представления детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно.Учить детей понимать скрытое либо метаморфическое значение фразеологизмов....