Главные вкладки

    Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе. Тема:"Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина"
    план-конспект занятия по развитию речи по теме

    Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитиюречи в подготовительной группе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon iek.doc37.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе.

         Тема:"Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина"

            Цель:продолжать знакомить детей с русской классикой на примере произведений А.С.Пушкина . Учить детей понимать нравственные аспекты сказок , воспитывать познавательный интерес,стремление к творческой деятельности.Подвести к пониманию того,что каждая сказка поэта-это наука о жизни. Формировать высшие моральные качества: доброту, честность,критическое отношение к своему "я".Развивать у детей способность понимать текст без помощи иллюстраций (воссоздающее воображение ).Формировать эстетическое восприятие и понимание произведений художественной литературы.Воспитывать любовь к художественному слову.Обращать внимание детей на авторские приемы изображения.Поддерживать связь занятия с музыкой.

            Атрибуты к занятию:выставка детских рисунков,портрет А.С.Пушкина,книги поэта с иллюстрациями разных художников,оформление на центральную стену,костюмы героям,музыкальное сопровождение,подставка,указка.

            Методы и приемы:беседа,вопросы,показ иллюстраций,литературая викторина,стихи,слушание музыки,дидактическая игра.

            Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций худложников к одним и тем же сказкам Пушкина,рисование сюжетов и любимых героев сказок,чтение произведений, заучивание стихов,слушание музыки, просмотр диафильмов.

            Интеграция образовательных областей: познание,чтение художественной литературы, социализация,коммуникация.        

            Ход занятия:дети входят в зал,здороваются с гостями.

            Воспитатель:"Мы находимся в музее сказок. Давайте рассмотрим его экспонаты.Ребята,сегодня нам с вами  предстоит интересное путешествие. Готовы?Мы перенесемся в страну сказок,стихов и поэм,которые написал один и тот же автор.Имя его широко известно каждому россиянину,оно особо дорого для всех.Этого человека еще называют "солнцем российской поэзии".О ком так говорят?(об А.С.Пушкине).Дети садятся на стулья.

            Ну а теперь посмотрите внимательно на этот портрет.Кого же изобразил художник на портрете?Верно,ребята,это А.С.Пушкин-великий поэт,которого знают во всем мире.Знаем его и мы.Вглядитесь в лицо поэта,лицо гения.Что вы можете сказать о его взгляде,улыбке,может быть,вы скажете,о чем думает или мечтает Александр Сергеевич?(беседа по портрету).

            А сейчас мы поговорим о том,где и когда родился и жил А.С.Пушкин.

    -В каком городе родился и провел свое детство А.С.Пушкин?

    -Как звали его родителей?

    -Где жила семья Пушкиных в Москве?

    -Как звали няню поэта?Как он ласково называл ее в детстве?Чем няня развлекала маленького Сашу?

    -Когда и на каком языке написал Саша свое первое стихотворение?

            Ну вот мы и вспомнили о детстве поэта.А сейчас поговорим о его творчестве.Скажите,ребята,чем отличаются сказки Пушкина от сказок других авторов?(его сказки написаны в стихах)Верно, Пушкин впервые стал писать сказки в стихах.А как вы думаете,хорошо это или плохо,что сказки написаны в стихах?(дети объясняют).

            Сейчас,как только зазвучит музыка,вы все закроете глаза и перенесетесь в свою любимую сказку поэта.

                            Звучит марш Черномора.

            А теперь откройте глаза и скажите,кто из вас в какую сказку попал?(дети отвечают)

            Ребята,назовите свою любимую сказку Пушкина и объясните,чем она вам нравится(дети отвечают).А сейчас скажите,в какой из сказок больше всего волшебства?Назовите эти чудеса(дети отвечают).А кто из вас хотел бы попасть в эту сказку?Кем из героев вы хотели бы быть в этой сказке?(дети отвечают).

            А теперь давайте рассмотрим иллюстрации к сказке о царе Салтане.Назовите художников,которые иллюстрировали эту сказку(В.Конашевич,А.и А. Клепаковы,Н.Брюханов,А.Сухоруков,Б.Дехтерев).   Какой из художников,по вашему мнению,наиболее ярко и красочно проиллюстрировал эту сказку?(В.Конашевич).

            А теперь посмотрите на эти иллюстрации.Какую сказку они иллюстрируют("Сказку о рыбаке и рыбке").Назовите имена художников-иллюстраторов.Давайте стравним с вами внешность старика и старухи на иллюстрациях Конашевича.Каким изображен старик? (дети отвечают ) .А как показана старуха?(дети отвечают)Понравилась ли вам золотая рыбка?Почему она не выполнила последнее желание старухи?(дети отвечают).А если бы вы стали золотой рыбкой,кому из этих двух героев-старику или старухе вы бы помогли и что бы вы сделали?(дети отвечают).

            Назовите своих любимых героев из сказок Пушкина.Какие из них самые добрые?На кого из персонажей вы хотели бы быть похожими?А с кого бы вы не стали брать пример?Почему?Объясните(дети отвечают).

            Как вы думаете,почему сказки Пушкина, написаны так давно,люди помнят и сейчас и любят их?(дети отвечают).Молодцы,ребята,очень подробно объяснили,чему учат нас сказки Пушкина.

                       А сейчас мы немного отдохнем.

                                     Физкультминутка.

    Сказка даст нам отдохнуть.                      Ходьба на

    Отдохнем-и снова в путь!                              месте

    Нам советует Мальвина:                      

    -Станет талия осиной,                                      Наклоны

    если будем наклонятся                                   в стороны

    влево-вправо десять раз.

    Вот Дюймовочки слова:

    -Чтоб была спина пряма,                          Поднимаются      

    Поднимайтесь на носочки,                           на носки,

    словно тянетесь к цветочкам.                  руки внизу.

    Раз,два,три,четыре,пять,

    повторите-ка опять:                                       Ходьба на

    Раз,два,три,четыре,пять.                                  месте.

    Красной Шапочки совет:

    -Если будешь бегать,прыгать,                      Подскоки на

    проживешь ты много лет.                                 месте

    Раз,два,три,четыре,пять,

    повторите-ка опять:

    Раз,два,три,четыре,пять.

    Дала нам сказка отдохнуть!                        Ходьба на

    Отдохнули-снова в путь.                                   месте

            Садитесь.Сейчас мы проведем литературную викторину.

    1)-О какой сказке говорят эти строки?

    "В этой сказке есть царица,

    Царь и душенька-девица,

    Есть и семь богатырей,

    Семь румяных усачей,

    Есть красавец Елисей,

    Тот,что был здесь всех смелей.

    Сказка кончилась прекрасно-

    С царевной Елисей обвенчался"("Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях")

    -Какая кличка была у собаки,живущей  у семи богатырей?(Соколко)

    -Назовите имя жениха царевны(Королевич Елисей)

    -К кому обращался за помощью королевич Елисей?(К солнцу,к месяцу,к ветру).

    -Кто помог Елисею найти невесту?(Ветер)

    2)-О какой сказке говорится в этой загадке

    "Как подумаешь-откуда

    В этой сказке столько чуда?

    В ней зверушка есть ручная,

    А затейница какая!

    Есть красавцы молодые,

    Великаны удалые,

    Да еще царевна есть,

    Что не можно глаз отвесть..."("Сказка о царе Салтане...")
    -В кого превращался князь Гвидон?(В комара,в муху,в шмеля)

    -Как назывался остров,где построил свой дворец Гвидон(Остров Буян)

    -О каких заморский чудесах рассказали корабельщики царю Салтану(О белке,о 33-х богатырях,о царевне-Лебеди)

    3)-Какая сказка спряталась в этой загадке?

    "Сегодня волшебство случится,

    К нам в гости сказка постучится.

    Любимые герои в тот же час придут,

    Когда ребята отгадку найдут.

    Сколько желаний пришлось ей исполнить:

    Крестьянку царицею сделать,хоромы построить.

    А что в результате старухе досталось?

    Перед разбитым корытом она оказалась"(Сказка о рыбаке и рыбке")

    -Как можно по-другому назвать эту сказку?(Сказка о жадной старухе)

    -Какая в сказке старуха?(ответы детей)

    -Сколько просьб старика выполнила рыбка?(4:корыто,изба,превращение в дворянку,в царицу)

    -Сколько лет рыбачил старик?(30 лет и 3 года)

            Молодцы,ребята,вы хорошо знаете сказки Пушкина.

            А сейчас мы поиграем в игру "Волшебный ящик".Вы должны по загадке отгадать,что находится в ящике:

    1-С помощью какого фрукта была отравлена царевна служанкой-Чернавкой в сказке "О мертвой царевне и о семи богатырях"?(яблоко)

    2-С каким предметом часто разговаривала царица  в сказке"О мертвой царевне и  семи богатырях"?(Зеркальце)

    3-Каким средством передвижения пользовались князь Гвидон и царь Салтан в сказке "О царе Салтане..."? (Кораблик)

    Молодцы,ребята,все предметы,спрятанные в волшебном ящике,вы отгадали правильно.

            А сейчас к нам придут из сказок Пушкина

    1.Под музыку Н.А.Римского-Корсакова"Сказка о царе Салтане"выбегает Белочка.

            Белочка:

    "Ель растет перед дворцом,

    А под ней-хрустальный дом;

    Белка в нем живет ручная,

    Да затейница какая!

    Белка песенки поет,

    Да орешки все грызет,

    А орешки не простые-

    Все скорлупки золотые,

    Ядра-чистый изумруд;

    Слуги белку стерегут..."

    Под мелодию "Во саду ли,в огороде..." Белка танцует.

            Ребята,из какой сказки это чудо?("Сказка о царе Салтане...")

    2.Выходит царица с зеркальцем,садится на стул и рассказывает,глядя в зеркало:

    "Свет мой,зеркальце,скажи,

    Да всю правду доложи:

    Я ль на свете всех милее,

    Всех румяней и белее?"

            Ребята,из какой сказки появилась царица?("Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях")

    3.А сейчас давайте послушаем отрывок из музыкального произведение Н.А.Римского-Корсакова.

                                Слушание музыки.

            Скажите,ребята,что это за произведение и из какой оно сказки?("Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане")

    4.Выходит Елисей,садится на лошадку:

    "Ветер,ветер!Ты могуч,

    Ты гоняешь стаи туч,

    Ты волнуешь сине море,

    Всюду реешь на просторе,

    Не боишься некого,

    Кроме Бога одного..."

            Ребята,из какой сказки эти строки?("Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях")

    5.У домика сидят старик со старухой.Звучит тихая музыка и старик читает:

    "Жил старик со своею старухой

    У самого синего моря;

    Они жили в ветхой землянке

    Ровно тридцать лет и три года.

    Старик ловил неводом рыбу,

    Старуха пряла свою пряжу."

            Ребята,этот сюжет из какой сказки?("Сказка о рыбаке и рыбке")

    Молодцы,ребяты,правильно отгадали все сказки,ведь вы так хорошо их знаете! А сейчас послушайте отрывок из пролога к поэме "Руслан и Людмила".У нас в гостях сам поэт.Встречайте его!

    Пушкин:"У Лукоморья дуб зеленый;

    Златая цепь на дубе том:

    И днем,и ночью кот ученый

    Все ходит по цепи кругом;

    Идет направо-песнь заводит,

    Налево-сказку говорит...."

    Ну а теперь послушаем наши любимые стихи Пушкина.

    1.Унылая пора!Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса-

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и золото одетые леса,

    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

    И мглой волнистою покрыты небеса,

    И редкий солнца луч,и первые морозы,

    И отдаленные седой зимы угрозы.("Осень")

    2.Мороз и солнце;день чудесный!

    Еще ты дремлешь,друг прелестный-

    Пора,красавица,проснись:

    Открой сомкнуты негой взоры

    Навстречу северной Авроры,

    Звездою севера явись!("Зимнее утро")

    3.Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя;

    То, как зверь,она завоет,

    То заплачет,как дитя,

    То по кровле обветшалой

    Вдруг соломой зашумит,

    То, как путник запоздалый,

    К нам в окошко застучит.("Зимний вечер")

    4.Подруга дней моих суровых,

    Голубка дряхлая моя!

    Одна в глуши лесов сосновых

    Давно,давно ты ждешь меня.

    Ты под окном своей светлицы

    Горюешь,словно на часах,

    И медлят поминутно спицы

    В твоих наморщенных руках.("Няне")

            Молодцы,ребята,как же вы много знаете сказок и стихов Пушкина,как вы любите их,понимаете их содержание,можете рассуждать о характере и поступках героев.Давайте на прощание устроим торжественный парад героев произведений Пушкина и пойдем в группу,чтобы и дальше учиться любить стихи и сказки этого замечательного поэта.(Дети под музыку проходят круг по залу,прощаются с гостями и идут в группу.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

    КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. Тема:" Моя любимая сказка"...

    Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе. "Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина"

    Данное занятие поможет педагогу познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина и его сказками: «Сказка о рыбаке и рыбке»,«Сказка о золотом петушке»,«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,«Сказка о...

    Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей старшей группы Чтение сказки А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

    Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд - они похожи на многослойный пирог. В детстве мы видим первый слой, он является самым понятным, а с возрастом нам открывается более глубинный...

    образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи.Тема "В гости к черепашке из песочной страны"

    Целью образовательной деятельности  стало :Овладение действием передачи текста сказки  с использованием предметов заместителей и интерактивного песка .Дети в игровой форме  с помощью за...