Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе. Тема:"Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина"
план-конспект занятия по развитию речи по теме

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитиюречи в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iek.doc37.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе.

     Тема:"Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина"

        Цель:продолжать знакомить детей с русской классикой на примере произведений А.С.Пушкина . Учить детей понимать нравственные аспекты сказок , воспитывать познавательный интерес,стремление к творческой деятельности.Подвести к пониманию того,что каждая сказка поэта-это наука о жизни. Формировать высшие моральные качества: доброту, честность,критическое отношение к своему "я".Развивать у детей способность понимать текст без помощи иллюстраций (воссоздающее воображение ).Формировать эстетическое восприятие и понимание произведений художественной литературы.Воспитывать любовь к художественному слову.Обращать внимание детей на авторские приемы изображения.Поддерживать связь занятия с музыкой.

        Атрибуты к занятию:выставка детских рисунков,портрет А.С.Пушкина,книги поэта с иллюстрациями разных художников,оформление на центральную стену,костюмы героям,музыкальное сопровождение,подставка,указка.

        Методы и приемы:беседа,вопросы,показ иллюстраций,литературая викторина,стихи,слушание музыки,дидактическая игра.

        Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций худложников к одним и тем же сказкам Пушкина,рисование сюжетов и любимых героев сказок,чтение произведений, заучивание стихов,слушание музыки, просмотр диафильмов.

        Интеграция образовательных областей: познание,чтение художественной литературы, социализация,коммуникация.        

        Ход занятия:дети входят в зал,здороваются с гостями.

        Воспитатель:"Мы находимся в музее сказок. Давайте рассмотрим его экспонаты.Ребята,сегодня нам с вами  предстоит интересное путешествие. Готовы?Мы перенесемся в страну сказок,стихов и поэм,которые написал один и тот же автор.Имя его широко известно каждому россиянину,оно особо дорого для всех.Этого человека еще называют "солнцем российской поэзии".О ком так говорят?(об А.С.Пушкине).Дети садятся на стулья.

        Ну а теперь посмотрите внимательно на этот портрет.Кого же изобразил художник на портрете?Верно,ребята,это А.С.Пушкин-великий поэт,которого знают во всем мире.Знаем его и мы.Вглядитесь в лицо поэта,лицо гения.Что вы можете сказать о его взгляде,улыбке,может быть,вы скажете,о чем думает или мечтает Александр Сергеевич?(беседа по портрету).

        А сейчас мы поговорим о том,где и когда родился и жил А.С.Пушкин.

-В каком городе родился и провел свое детство А.С.Пушкин?

-Как звали его родителей?

-Где жила семья Пушкиных в Москве?

-Как звали няню поэта?Как он ласково называл ее в детстве?Чем няня развлекала маленького Сашу?

-Когда и на каком языке написал Саша свое первое стихотворение?

        Ну вот мы и вспомнили о детстве поэта.А сейчас поговорим о его творчестве.Скажите,ребята,чем отличаются сказки Пушкина от сказок других авторов?(его сказки написаны в стихах)Верно, Пушкин впервые стал писать сказки в стихах.А как вы думаете,хорошо это или плохо,что сказки написаны в стихах?(дети объясняют).

        Сейчас,как только зазвучит музыка,вы все закроете глаза и перенесетесь в свою любимую сказку поэта.

                        Звучит марш Черномора.

        А теперь откройте глаза и скажите,кто из вас в какую сказку попал?(дети отвечают)

        Ребята,назовите свою любимую сказку Пушкина и объясните,чем она вам нравится(дети отвечают).А сейчас скажите,в какой из сказок больше всего волшебства?Назовите эти чудеса(дети отвечают).А кто из вас хотел бы попасть в эту сказку?Кем из героев вы хотели бы быть в этой сказке?(дети отвечают).

        А теперь давайте рассмотрим иллюстрации к сказке о царе Салтане.Назовите художников,которые иллюстрировали эту сказку(В.Конашевич,А.и А. Клепаковы,Н.Брюханов,А.Сухоруков,Б.Дехтерев).   Какой из художников,по вашему мнению,наиболее ярко и красочно проиллюстрировал эту сказку?(В.Конашевич).

        А теперь посмотрите на эти иллюстрации.Какую сказку они иллюстрируют("Сказку о рыбаке и рыбке").Назовите имена художников-иллюстраторов.Давайте стравним с вами внешность старика и старухи на иллюстрациях Конашевича.Каким изображен старик? (дети отвечают ) .А как показана старуха?(дети отвечают)Понравилась ли вам золотая рыбка?Почему она не выполнила последнее желание старухи?(дети отвечают).А если бы вы стали золотой рыбкой,кому из этих двух героев-старику или старухе вы бы помогли и что бы вы сделали?(дети отвечают).

        Назовите своих любимых героев из сказок Пушкина.Какие из них самые добрые?На кого из персонажей вы хотели бы быть похожими?А с кого бы вы не стали брать пример?Почему?Объясните(дети отвечают).

        Как вы думаете,почему сказки Пушкина, написаны так давно,люди помнят и сейчас и любят их?(дети отвечают).Молодцы,ребята,очень подробно объяснили,чему учат нас сказки Пушкина.

                   А сейчас мы немного отдохнем.

                                 Физкультминутка.

Сказка даст нам отдохнуть.                      Ходьба на

Отдохнем-и снова в путь!                              месте

Нам советует Мальвина:                      

-Станет талия осиной,                                      Наклоны

если будем наклонятся                                   в стороны

влево-вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

-Чтоб была спина пряма,                          Поднимаются      

Поднимайтесь на носочки,                           на носки,

словно тянетесь к цветочкам.                  руки внизу.

Раз,два,три,четыре,пять,

повторите-ка опять:                                       Ходьба на

Раз,два,три,четыре,пять.                                  месте.

Красной Шапочки совет:

-Если будешь бегать,прыгать,                      Подскоки на

проживешь ты много лет.                                 месте

Раз,два,три,четыре,пять,

повторите-ка опять:

Раз,два,три,четыре,пять.

Дала нам сказка отдохнуть!                        Ходьба на

Отдохнули-снова в путь.                                   месте

        Садитесь.Сейчас мы проведем литературную викторину.

1)-О какой сказке говорят эти строки?

"В этой сказке есть царица,

Царь и душенька-девица,

Есть и семь богатырей,

Семь румяных усачей,

Есть красавец Елисей,

Тот,что был здесь всех смелей.

Сказка кончилась прекрасно-

С царевной Елисей обвенчался"("Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях")

-Какая кличка была у собаки,живущей  у семи богатырей?(Соколко)

-Назовите имя жениха царевны(Королевич Елисей)

-К кому обращался за помощью королевич Елисей?(К солнцу,к месяцу,к ветру).

-Кто помог Елисею найти невесту?(Ветер)

2)-О какой сказке говорится в этой загадке

"Как подумаешь-откуда

В этой сказке столько чуда?

В ней зверушка есть ручная,

А затейница какая!

Есть красавцы молодые,

Великаны удалые,

Да еще царевна есть,

Что не можно глаз отвесть..."("Сказка о царе Салтане...")
-В кого превращался князь Гвидон?(В комара,в муху,в шмеля)

-Как назывался остров,где построил свой дворец Гвидон(Остров Буян)

-О каких заморский чудесах рассказали корабельщики царю Салтану(О белке,о 33-х богатырях,о царевне-Лебеди)

3)-Какая сказка спряталась в этой загадке?

"Сегодня волшебство случится,

К нам в гости сказка постучится.

Любимые герои в тот же час придут,

Когда ребята отгадку найдут.

Сколько желаний пришлось ей исполнить:

Крестьянку царицею сделать,хоромы построить.

А что в результате старухе досталось?

Перед разбитым корытом она оказалась"(Сказка о рыбаке и рыбке")

-Как можно по-другому назвать эту сказку?(Сказка о жадной старухе)

-Какая в сказке старуха?(ответы детей)

-Сколько просьб старика выполнила рыбка?(4:корыто,изба,превращение в дворянку,в царицу)

-Сколько лет рыбачил старик?(30 лет и 3 года)

        Молодцы,ребята,вы хорошо знаете сказки Пушкина.

        А сейчас мы поиграем в игру "Волшебный ящик".Вы должны по загадке отгадать,что находится в ящике:

1-С помощью какого фрукта была отравлена царевна служанкой-Чернавкой в сказке "О мертвой царевне и о семи богатырях"?(яблоко)

2-С каким предметом часто разговаривала царица  в сказке"О мертвой царевне и  семи богатырях"?(Зеркальце)

3-Каким средством передвижения пользовались князь Гвидон и царь Салтан в сказке "О царе Салтане..."? (Кораблик)

Молодцы,ребята,все предметы,спрятанные в волшебном ящике,вы отгадали правильно.

        А сейчас к нам придут из сказок Пушкина

1.Под музыку Н.А.Римского-Корсакова"Сказка о царе Салтане"выбегает Белочка.

        Белочка:

"Ель растет перед дворцом,

А под ней-хрустальный дом;

Белка в нем живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет,

А орешки не простые-

Все скорлупки золотые,

Ядра-чистый изумруд;

Слуги белку стерегут..."

Под мелодию "Во саду ли,в огороде..." Белка танцует.

        Ребята,из какой сказки это чудо?("Сказка о царе Салтане...")

2.Выходит царица с зеркальцем,садится на стул и рассказывает,глядя в зеркало:

"Свет мой,зеркальце,скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?"

        Ребята,из какой сказки появилась царица?("Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях")

3.А сейчас давайте послушаем отрывок из музыкального произведение Н.А.Римского-Корсакова.

                            Слушание музыки.

        Скажите,ребята,что это за произведение и из какой оно сказки?("Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане")

4.Выходит Елисей,садится на лошадку:

"Ветер,ветер!Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду реешь на просторе,

Не боишься некого,

Кроме Бога одного..."

        Ребята,из какой сказки эти строки?("Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях")

5.У домика сидят старик со старухой.Звучит тихая музыка и старик читает:

"Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу."

        Ребята,этот сюжет из какой сказки?("Сказка о рыбаке и рыбке")

Молодцы,ребяты,правильно отгадали все сказки,ведь вы так хорошо их знаете! А сейчас послушайте отрывок из пролога к поэме "Руслан и Людмила".У нас в гостях сам поэт.Встречайте его!

Пушкин:"У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем,и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо-песнь заводит,

Налево-сказку говорит...."

Ну а теперь послушаем наши любимые стихи Пушкина.

1.Унылая пора!Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч,и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.("Осень")

2.Мороз и солнце;день чудесный!

Еще ты дремлешь,друг прелестный-

Пора,красавица,проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!("Зимнее утро")

3.Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь,она завоет,

То заплачет,как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.("Зимний вечер")

4.Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно,давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь,словно на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.("Няне")

        Молодцы,ребята,как же вы много знаете сказок и стихов Пушкина,как вы любите их,понимаете их содержание,можете рассуждать о характере и поступках героев.Давайте на прощание устроим торжественный парад героев произведений Пушкина и пойдем в группу,чтобы и дальше учиться любить стихи и сказки этого замечательного поэта.(Дети под музыку проходят круг по залу,прощаются с гостями и идут в группу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. Тема:" Моя любимая сказка"...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе. "Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина"

Данное занятие поможет педагогу познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина и его сказками: «Сказка о рыбаке и рыбке»,«Сказка о золотом петушке»,«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,«Сказка о...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей старшей группы Чтение сказки А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд - они похожи на многослойный пирог. В детстве мы видим первый слой, он является самым понятным, а с возрастом нам открывается более глубинный...

образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи.Тема "В гости к черепашке из песочной страны"

Целью образовательной деятельности  стало :Овладение действием передачи текста сказки  с использованием предметов заместителей и интерактивного песка .Дети в игровой форме  с помощью за...