Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе. Тема:"Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина"
план-конспект занятия по развитию речи по теме
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитиюречи в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе.
Тема:"Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина"
Цель:продолжать знакомить детей с русской классикой на примере произведений А.С.Пушкина . Учить детей понимать нравственные аспекты сказок , воспитывать познавательный интерес,стремление к творческой деятельности.Подвести к пониманию того,что каждая сказка поэта-это наука о жизни. Формировать высшие моральные качества: доброту, честность,критическое отношение к своему "я".Развивать у детей способность понимать текст без помощи иллюстраций (воссоздающее воображение ).Формировать эстетическое восприятие и понимание произведений художественной литературы.Воспитывать любовь к художественному слову.Обращать внимание детей на авторские приемы изображения.Поддерживать связь занятия с музыкой.
Атрибуты к занятию:выставка детских рисунков,портрет А.С.Пушкина,книги поэта с иллюстрациями разных художников,оформление на центральную стену,костюмы героям,музыкальное сопровождение,подставка,указка.
Методы и приемы:беседа,вопросы,показ иллюстраций,литературая викторина,стихи,слушание музыки,дидактическая игра.
Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций худложников к одним и тем же сказкам Пушкина,рисование сюжетов и любимых героев сказок,чтение произведений, заучивание стихов,слушание музыки, просмотр диафильмов.
Интеграция образовательных областей: познание,чтение художественной литературы, социализация,коммуникация.
Ход занятия:дети входят в зал,здороваются с гостями.
Воспитатель:"Мы находимся в музее сказок. Давайте рассмотрим его экспонаты.Ребята,сегодня нам с вами предстоит интересное путешествие. Готовы?Мы перенесемся в страну сказок,стихов и поэм,которые написал один и тот же автор.Имя его широко известно каждому россиянину,оно особо дорого для всех.Этого человека еще называют "солнцем российской поэзии".О ком так говорят?(об А.С.Пушкине).Дети садятся на стулья.
Ну а теперь посмотрите внимательно на этот портрет.Кого же изобразил художник на портрете?Верно,ребята,это А.С.Пушкин-великий поэт,которого знают во всем мире.Знаем его и мы.Вглядитесь в лицо поэта,лицо гения.Что вы можете сказать о его взгляде,улыбке,может быть,вы скажете,о чем думает или мечтает Александр Сергеевич?(беседа по портрету).
А сейчас мы поговорим о том,где и когда родился и жил А.С.Пушкин.
-В каком городе родился и провел свое детство А.С.Пушкин?
-Как звали его родителей?
-Где жила семья Пушкиных в Москве?
-Как звали няню поэта?Как он ласково называл ее в детстве?Чем няня развлекала маленького Сашу?
-Когда и на каком языке написал Саша свое первое стихотворение?
Ну вот мы и вспомнили о детстве поэта.А сейчас поговорим о его творчестве.Скажите,ребята,чем отличаются сказки Пушкина от сказок других авторов?(его сказки написаны в стихах)Верно, Пушкин впервые стал писать сказки в стихах.А как вы думаете,хорошо это или плохо,что сказки написаны в стихах?(дети объясняют).
Сейчас,как только зазвучит музыка,вы все закроете глаза и перенесетесь в свою любимую сказку поэта.
Звучит марш Черномора.
А теперь откройте глаза и скажите,кто из вас в какую сказку попал?(дети отвечают)
Ребята,назовите свою любимую сказку Пушкина и объясните,чем она вам нравится(дети отвечают).А сейчас скажите,в какой из сказок больше всего волшебства?Назовите эти чудеса(дети отвечают).А кто из вас хотел бы попасть в эту сказку?Кем из героев вы хотели бы быть в этой сказке?(дети отвечают).
А теперь давайте рассмотрим иллюстрации к сказке о царе Салтане.Назовите художников,которые иллюстрировали эту сказку(В.Конашевич,А.и А. Клепаковы,Н.Брюханов,А.Сухоруков,Б.Дехтерев). Какой из художников,по вашему мнению,наиболее ярко и красочно проиллюстрировал эту сказку?(В.Конашевич).
А теперь посмотрите на эти иллюстрации.Какую сказку они иллюстрируют("Сказку о рыбаке и рыбке").Назовите имена художников-иллюстраторов.Давайте стравним с вами внешность старика и старухи на иллюстрациях Конашевича.Каким изображен старик? (дети отвечают ) .А как показана старуха?(дети отвечают)Понравилась ли вам золотая рыбка?Почему она не выполнила последнее желание старухи?(дети отвечают).А если бы вы стали золотой рыбкой,кому из этих двух героев-старику или старухе вы бы помогли и что бы вы сделали?(дети отвечают).
Назовите своих любимых героев из сказок Пушкина.Какие из них самые добрые?На кого из персонажей вы хотели бы быть похожими?А с кого бы вы не стали брать пример?Почему?Объясните(дети отвечают).
Как вы думаете,почему сказки Пушкина, написаны так давно,люди помнят и сейчас и любят их?(дети отвечают).Молодцы,ребята,очень подробно объяснили,чему учат нас сказки Пушкина.
А сейчас мы немного отдохнем.
Физкультминутка.
Сказка даст нам отдохнуть. Ходьба на
Отдохнем-и снова в путь! месте
Нам советует Мальвина:
-Станет талия осиной, Наклоны
если будем наклонятся в стороны
влево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
-Чтоб была спина пряма, Поднимаются
Поднимайтесь на носочки, на носки,
словно тянетесь к цветочкам. руки внизу.
Раз,два,три,четыре,пять,
повторите-ка опять: Ходьба на
Раз,два,три,четыре,пять. месте.
Красной Шапочки совет:
-Если будешь бегать,прыгать, Подскоки на
проживешь ты много лет. месте
Раз,два,три,четыре,пять,
повторите-ка опять:
Раз,два,три,четыре,пять.
Дала нам сказка отдохнуть! Ходьба на
Отдохнули-снова в путь. месте
Садитесь.Сейчас мы проведем литературную викторину.
1)-О какой сказке говорят эти строки?
"В этой сказке есть царица,
Царь и душенька-девица,
Есть и семь богатырей,
Семь румяных усачей,
Есть красавец Елисей,
Тот,что был здесь всех смелей.
Сказка кончилась прекрасно-
С царевной Елисей обвенчался"("Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях")
-Какая кличка была у собаки,живущей у семи богатырей?(Соколко)
-Назовите имя жениха царевны(Королевич Елисей)
-К кому обращался за помощью королевич Елисей?(К солнцу,к месяцу,к ветру).
-Кто помог Елисею найти невесту?(Ветер)
2)-О какой сказке говорится в этой загадке
"Как подумаешь-откуда
В этой сказке столько чуда?
В ней зверушка есть ручная,
А затейница какая!
Есть красавцы молодые,
Великаны удалые,
Да еще царевна есть,
Что не можно глаз отвесть..."("Сказка о царе Салтане...")
-В кого превращался князь Гвидон?(В комара,в муху,в шмеля)
-Как назывался остров,где построил свой дворец Гвидон(Остров Буян)
-О каких заморский чудесах рассказали корабельщики царю Салтану(О белке,о 33-х богатырях,о царевне-Лебеди)
3)-Какая сказка спряталась в этой загадке?
"Сегодня волшебство случится,
К нам в гости сказка постучится.
Любимые герои в тот же час придут,
Когда ребята отгадку найдут.
Сколько желаний пришлось ей исполнить:
Крестьянку царицею сделать,хоромы построить.
А что в результате старухе досталось?
Перед разбитым корытом она оказалась"(Сказка о рыбаке и рыбке")
-Как можно по-другому назвать эту сказку?(Сказка о жадной старухе)
-Какая в сказке старуха?(ответы детей)
-Сколько просьб старика выполнила рыбка?(4:корыто,изба,превращение в дворянку,в царицу)
-Сколько лет рыбачил старик?(30 лет и 3 года)
Молодцы,ребята,вы хорошо знаете сказки Пушкина.
А сейчас мы поиграем в игру "Волшебный ящик".Вы должны по загадке отгадать,что находится в ящике:
1-С помощью какого фрукта была отравлена царевна служанкой-Чернавкой в сказке "О мертвой царевне и о семи богатырях"?(яблоко)
2-С каким предметом часто разговаривала царица в сказке"О мертвой царевне и семи богатырях"?(Зеркальце)
3-Каким средством передвижения пользовались князь Гвидон и царь Салтан в сказке "О царе Салтане..."? (Кораблик)
Молодцы,ребята,все предметы,спрятанные в волшебном ящике,вы отгадали правильно.
А сейчас к нам придут из сказок Пушкина
1.Под музыку Н.А.Римского-Корсакова"Сказка о царе Салтане"выбегает Белочка.
Белочка:
"Ель растет перед дворцом,
А под ней-хрустальный дом;
Белка в нем живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые-
Все скорлупки золотые,
Ядра-чистый изумруд;
Слуги белку стерегут..."
Под мелодию "Во саду ли,в огороде..." Белка танцует.
Ребята,из какой сказки это чудо?("Сказка о царе Салтане...")
2.Выходит царица с зеркальцем,садится на стул и рассказывает,глядя в зеркало:
"Свет мой,зеркальце,скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
Ребята,из какой сказки появилась царица?("Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях")
3.А сейчас давайте послушаем отрывок из музыкального произведение Н.А.Римского-Корсакова.
Слушание музыки.
Скажите,ребята,что это за произведение и из какой оно сказки?("Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане")
4.Выходит Елисей,садится на лошадку:
"Ветер,ветер!Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду реешь на просторе,
Не боишься некого,
Кроме Бога одного..."
Ребята,из какой сказки эти строки?("Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях")
5.У домика сидят старик со старухой.Звучит тихая музыка и старик читает:
"Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу."
Ребята,этот сюжет из какой сказки?("Сказка о рыбаке и рыбке")
Молодцы,ребяты,правильно отгадали все сказки,ведь вы так хорошо их знаете! А сейчас послушайте отрывок из пролога к поэме "Руслан и Людмила".У нас в гостях сам поэт.Встречайте его!
Пушкин:"У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем,и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо-песнь заводит,
Налево-сказку говорит...."
Ну а теперь послушаем наши любимые стихи Пушкина.
1.Унылая пора!Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч,и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.("Осень")
2.Мороз и солнце;день чудесный!
Еще ты дремлешь,друг прелестный-
Пора,красавица,проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!("Зимнее утро")
3.Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь,она завоет,
То заплачет,как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.("Зимний вечер")
4.Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно,давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь,словно на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.("Няне")
Молодцы,ребята,как же вы много знаете сказок и стихов Пушкина,как вы любите их,понимаете их содержание,можете рассуждать о характере и поступках героев.Давайте на прощание устроим торжественный парад героев произведений Пушкина и пойдем в группу,чтобы и дальше учиться любить стихи и сказки этого замечательного поэта.(Дети под музыку проходят круг по залу,прощаются с гостями и идут в группу.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. Тема:" Моя любимая сказка"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Ознакомлению с художественной литературой и развитию речи» тема: Пересказ сказки «Хаврошечка».
Здравствуйте ребята, я рада вас приветствовать в библиотеке....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе. "Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина"
Данное занятие поможет педагогу познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина и его сказками: «Сказка о рыбаке и рыбке»,«Сказка о золотом петушке»,«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,«Сказка о...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей старшей группы Чтение сказки А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд - они похожи на многослойный пирог. В детстве мы видим первый слой, он является самым понятным, а с возрастом нам открывается более глубинный...

образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи.Тема "В гости к черепашке из песочной страны"
Целью образовательной деятельности стало :Овладение действием передачи текста сказки с использованием предметов заместителей и интерактивного песка .Дети в игровой форме с помощью за...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе
Тема: Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе
laquo;Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина....