Роль музыки в активизации речи дошкольников
статья по развитию речи по теме

В статье кратко проанализировано значение разных видов детской музыкальной деятельности для развития активной речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muzyki_v_razvitii_rechi_deteyre.docx20.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете «Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детей дошкольного возраста».

В последние годы отмечается увеличение количества детей,имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания.

Связь музыки и речи очевидна:   Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.

Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи.

Музыка как и речь имеет интонационную природу.( Голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И музыка,обладая интонацией, выражает настроение,характер.)

Исходя из этого, сочетание работы над речью детей-дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально.

Слушание музыки,пение ,движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают способность различать звуки на слух, развивают воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.

Рассмотрим подробнее  разные виды музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей.

Слушание музыки

Слушание безусловно формирует слуховое внимание,эмоциональную отзывчивость на музыку; звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия.

Следует разделять пассивное и активное восприятие  при воздействии музыки на речевую сферу детей. Пассивное восприятие имеет активизирующий эффект и может выражаться в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении групповых занятий, в самостоятельной деятельности детей,исключающей речевое общение. Активное восприятие выражается, например, в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного содержания произведения и ,следовательно,позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Полезно после прослушивания музыкального произведения и беседы о нем, предложить детям подвигаться под эту музыку и передать в музыкально-ритмических движениях  ее характер, свои чувства , свое отношение к музыке.( в дальнейшем  подробнее об этом).В слушании музыки огромное значение имеет выбор репертуара. Интерес детей повышается ,если:

- муз. произведения объединены общим рассказом

-муз. произведения принадлежат творчеству одного композитора( несколько занятий)и в заключении детям предложена музыкально-дидактическая игра» Узнай и назови произведение»

-муз. произведения сравниваются по содержанию и характеру, имея близкие или контрастные названия.

Пение

Это, безусловно, тот вид муз. деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь,испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Общеизвестно, что пение развивает дыхание,голос, формирует  чувство ритма и темпа речи,улучшает дикцию,координирует слух и голос.Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение,проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Основное средство овладения языком и развитие речевой активности – это повтор. А пение как раз и мотивирует детей повторять слова и фразы в наиболее приятной форме: песенных куплетов и припевов. Получая несомненное удовольствие от певческой исполнительской деятельности, дети не осознают ,что через повторение они заучивают слова, так как пропевают их снова и снова. Вот почему большинство текстов  детских песен состоит из повторяющихся односложных слов. Таким образоом, пение по природе своей исключает формальный и механический многократный повтор. Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции,чудо творчества !

Кроме того, песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизводятся, потому что речевой поток сопровождается музыкой.

Еще одно экслюзивное преимущество песен:  в песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей, особенно для тех , кто имеет речевые проблемы. Неосознанно для детей происходит удивительная образовательная деятельность – изучение основ поэзии.

Перечислим кратко еще ряд преимуществ певческой деятельности для развития речи:

-Пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог .

-Пение требует более четкой артикуляции со стороны как педагога ,так и детей.

-Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи.

- Прививая детям культуру выразительного исполнения , мы формируем речевую выразительность.

- Песни пополняют словарный запас детей , знакомятся с новыми понятиями.

-Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, собитий, явлений.

- Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление.

- Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга и уважать.

Музыкально-ритмические движения

Музыкальная ритмика безусловно оказывает коррекционное воздействие на речь детей. Л. Генералов сказал: « Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка».

Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях  различные музыкально-художественные образы.

Для развития речи детей  мы отмечаем важным в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.

Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – польчиковая гимнастика под музыку. Связь мелкой моторики и речевого умения установлена давно. Е. Железновой предложена методика использования пальчиковых игр под музыку. Она позволяет эффективно  решать задачи речевого развития.

Особо следует остановиться на логоритмике. Логоритмические упражнения – еще одна методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.Она включает в себя речевые,музыкально-двигательные и коммуникативные игры.Целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи логоритмики:

- развитие слухового внимания ;

-развитие фонематического чувства;

-развитие общей и тонкой моторики , мимики, пантомимики;

-развитие слухо-зрительно-двигательной координации;

-развитие речевой моторики;

-развитие дыхания;

Упражнения по логоритмике обязательно включаются в планирование работы по музыкальному воспитанию в группах детей с нарушениями речи. Они неизменно дают стабильный положительный результат.

Игра на детских музыкальных инструментах

Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей.Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность,творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики(о важности которой мы говорили в разделе музыкально-ритмические движения).

Специальные оркестрово-исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты(бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники).Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок ,извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд.Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка. Поэтому очень важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии,сравнивать их, различать по высоте, накапливая таким образом бесценный слуховой опыт.

Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них . Занятия музыкой предполагают для детей  особую  атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьезные обучающие и развивающие задачи  решаются максимально результативно. А момент голой  дидактики , тренинга просто невозможен. Считаем, что значение музыкального воспитания  в развитии речи детей недостаточно оценен и используется специалистами на практике.

Список литературы:

  1. Музыкальные  игры и упражнения для  развития и коррекции речи детей. Клезович О.В. ,2005г.
  2. Влия ние музыки на развитие ребенка .Львовский В.
  3. Дж. Баркер 1998г.
  4. www.superinf.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Театрализованная деятельность как средство активизации речи дошкольников в условиях образовательной среды"

Разработчики программы: Хохлова Л.А., Власова В.С., Содатова Т.Н., Меледина Е.П., педагоги МАДОУ ЦРР д/с № 56 г.о. Самара. Данная программа представляет собой описание системы работы с детьми старшего...

Консультация для родителей "Роль семьи в активизации речи ребенка"

Консультация для родителей "Роль семьи в активизации речи ребенка"...

28.05.2020 г Конспект НОД по развитию речи: «Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами» для детей старшей группы

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазиро...

28.05.2020г. Развитие речи «Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников синонимами и антонимами»

Знание синонимов и антонимов позволяет человеку более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точн...

Консультация для родителей "РОЛЬ СЕМЬИ В АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ РЕБЕНКА"

            Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится на прим...

Роль музыки в развитии речи младших дошкольников.

После 2 лет нужно петь с ребенком. Песня влияет на важные процессы в мозге, учит слушать, повторять, пропевать, запоминать слова. Когда кроха поет, развивается дыхание, голос, чувство темпа, ритма, ди...