Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе детского сада.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

1.Интегрируемые области:

 Речевое развитие, Социально-коммуникативное    развитие.

 

Задачи: 1. Учить пересказывать небольшой рассказ с опорой на вопросы.

               2.  Познакомить с пословицей «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить».

               3.  Развивать умения отвечать полным ответом, правильно строить предложения.

               4.  Воспитывать в детях чувство ответственности, заботы о других людях, умение правильно оценивать поступки других.

 

 

2.Интегрируемые области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

 

Задачи: Учит составлять описательный рассказ по картине.

               Развивать эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства.

               Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_rr_97.doc45 КБ
Microsoft Office document icon konspekt2_po_rrh_97.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому воспитанию в подготовительной к школе группе ДОУ.

Тема: « Что можно сделать хорошего?»

Воспитатель: Нагловская А. Ю.

Интегрируемые области:

 Речевое развитие, Социально-коммуникативное    развитие.

Задачи: 1. Учить пересказывать небольшой рассказ с опорой на вопросы.

               2.  Познакомить с пословицей «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить».

               3.  Развивать умения отвечать полным ответом, правильно строить предложения.

               4.  Воспитывать в детях чувство ответственности, заботы о других людях, умение правильно оценивать поступки других.

Словарная работа: поступок, дело, мысль, няня, сестренка, щенок;

                                    задумчивый, мудрый, добрый, заботливый;

                                    защищать, помогать, тонуть, вытаскивать, думать.

Индивидуальная работа: упражнять Тимофея, Катю, Максима в составлении распространенных предложений.

Предварительная работа: чтение рассказов В. А. Осеевой «Синие листья», «Три товарища», «Сыновья», «Волшебное слово»; беседы о дружбе, о заботе, о добрых «волшебных» словах, о жадности, о помощи друг другу; знакомство с пословицами: «Кто скоро помог, тот дважды помог», «Одна ложка дегтя портит бочку меда», «Добрый человек добру и учит», «Всяк человек по делу познается».

Оборудование: выставка книг с рассказами В. А. Осеевой.

Ход занятия:

    Ребята, вчера вечером, на итоговом сборе, мы с вами говорили о том, кто что сделал хорошего за сегодняшний день, и вспомнили немало добрых дел:

кто-то из вас помог другому завязать шнурок на кроссовках, кто-то помог воспитателю младшей группы построить ребятишек в колонну, чтобы уйти с прогулки, кто-то поделился интересной игрушкой. Правда, были у нас и маленькие неприятности, но всегда хочется помнить только хорошее. А как вы думаете, трудно ли придумать хорошее дело? (Ответы детей). Мы с вами читали уже несколько рассказов, которые написала Валентина Александровна Осеева. Давайте вспомним их. (Дети называют, но при необходимости надо им помочь вспомнить). А сегодня я предлагаю прочитать еще один ее рассказ, который называется «Хорошее».

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Учет времени

Читает рассказ

Слушают рассказ

1мин. 15 сек.

Проводится беседа по прочитанному. Воспитатель задает вопросы:

- Как вы думаете, ребята, сумел ли Юра сделать что-нибудь хорошее?

- Давайте вспомним, что же он думал?

- Скажите, пожалуйста, а была ли у него возможность сделать хорошие дела?

- К кому обратился мальчик за советом?

- А что посоветовала ему мама?

- Как вы считаете сделает Юра как посоветовала ему мама?

- Действительно, очень хочется верить в то, что мальчик сделает все то, о чем его просили. Ведь доброе, хорошее дело совсем необязательно должно быть героическим, но оно обязательно должно быть кому-нибудь полезным и нужным. Не надо ждать, когда тебя о чем-нибудь попросят, надо уметь самому видеть, где нужна твоя помощь.

- А помните, мы свами знакомились с пословицами, которые придумал народ. Например, «Кто скоро помог, тот дважды помог», «Добрый человек добру и учит». Кто еще вспомнит какие мы учили?

-Правильно! А сегодня я познакомлю вас с еще одной пословицей: «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить». Можно ли отнести ее к нашему рассказу?

- Правильно! Молодцы!

- Теперь, давайте отдохнем, вспомним нашу физминутку про хорошие дела. Встаньте на ноги, начинаем!

-В понедельник я купался,
А во вторник — рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал!

- Ребята, а теперь, давайте прочитаем рассказ еще разок и попробуем рассказать его, кто как запомнил. Слушайте внимательно!

Рассказ читается еще раз.

- кто же попробует пересказать нам этот рассказ про мальчика Юру? А мы, конечно же, будем помогать.

- Ребята, а чей пересказ вам понравился больше? Почему?

- А мне понравились ответы…(называются имена детей, наиболее отличившихся), но все вы работали активно, старались, вы – большие молодцы!

- А давайте-ка, подумаем, что хорошего мы сможем сделать сегодня?

- Правильно, оглядимся вокруг, и обязательно найдем, что же сделать хорошего.

Занятие закончено. Спасибо вам за работу.

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе.

- Нет, он все время только думал.

- Придумывал, как кому-нибудь помочь.

- Да, его просила сестренка погулять с ней, няня просила помочь убрать посуду, а щенок Трезор хотел пить. Юра не обратил на них внимания.

- К маме.

- Погулять с сестрой, помочь няне, напоить щенка.

- Да.

- «Всяк человек по делу познается»

- Можно, потому что Юра много думал, а не делал.

Изображают плавание

Изображают рисование

«Умываются»

Бег на месте

Прыгают

Кружатся на месте

Хлопают в ладоши

Садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.

 2-3 ребенка рассказывают.

Рассказы их при необходимости дополняются другими детьми.

Дети отвечают, объясняя свою оценку.

- Убрать игрушки, подмести участок…

10 мин.

1 мин.

1мин.15сек.

5 мин.

3мин.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому воспитанию в старшей группе ДОУ.

Тема: Защитники земли русской.

Воспитатель: Нагловская А. Ю.

Интегрируемые области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Задачи: Учит составлять описательный рассказ по картине.

               Развивать эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства.

               Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам.

               

Словарная работа: армия, солдаты, защитники, богатыри, Родина, Отечество, щит, меч, шлем, кольчуга, конь, упряжь, подвиг, былина, картина, художник; сильный, смелый, отважный, добрый, могучий, умный, хитрый; защищать, воевать, пахать, дружить, маршировать, написать, изобразить.

Индивидуальная работа: упражнять Артема К., Антона П., Илью в подборе слов-признаков и согласовании прилагательных и существительных.

Предварительная работа: чтение былин о русских богатырях;

                                                знакомство с пословицами: «Один в поле не воин», «Кто смел, тот на коня сел», «Смелость города берет»;

                                                 беседы о российской армии.

Оборудование: выставка книг с былинами о русских богатырях; репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Ход занятия:

    Ребята, скоро мы будем отмечать День Защитника Отечества. Мы с вами много уже говорили о нашей российской армии, о военных профессиях, о том, что умеют делать солдаты, какими они должны быть. Во все времена русский народ гордился своими защитниками, верил в них, слагал о них песни, сказки, былины. Художники и писатели создали огромное множество замечательных произведений о воинах, о боях, о героических подвигах. Сегодня мы отправимся в далекое-далекое прошлое – в Древнюю Русь, и поговорим о героях-богатырях, которые всю свою жизнь служили Родине.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Учет времени

- Ребята, кто же такие

богатыри?

- Действительно. Но ведь они жили 1000 лет назад. Откуда же мы знаем о них?

- А каких богатырей вы знаете?

- А чем знаменит Микула Селянинович? Что он делал еще, кроме того, что защищал Землю русскую от врагов? Как его называли в народе?

(Внимание детей обращаю на иллюстрации в книге о Микуле Селяниновиче)

- Ребята, о героях-богатырях не только складывали былины, но и художники писали чудесные картины. Картина, о которой мы будем говорить называется «Богатыри», написал ее великий русский художник М. В. Васнецов. Она посвящена трем русским богатырям: Илье Муромцу, Добрыне Никитичу и Алеше Поповичу.

- В центре находится Илья Муромец. Посмотрите, ребята, что можно о нем сказать, как художник его изобразил?

- А кто находится справа от него?

- А слева – кто?

- Как еще можно охарактеризовать их? Какие они?

- Что богатыри делают на картине?

- Еще можно сказать, что они охраняют свою землю.

- Во что они одеты?

- Понравилась ли вам картина?

- Ребята, послушайте, пожалуйста, какой рассказ получился у нас по картине, после того как мы ее рассмотрели и побеседовали. Слушайте внимательно, потом кто-нибудь из вас попробует рассказать сам.

    Перед нами – картина В. М. Васнецова «Богатыри». На ней изображены русские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. В центре – Илья Муромец – самый старший, мудрый, в руках у него копье и палица; слева от него – Добрыня Никитич. Он вытаскивает меч, а справа – Алеша Попович  – самый молодой и хитрый богатырь, он держит лук. Они очень сильные, красивые, храбрые и дружные. На них надеты кольчуги, на головах – шлемы. Сидят они на конях и смотрят вдаль: нет ли там врагов. В любую минуту они готовы выйти на защиту своей Родины. Эта картина мне очень нравится, потому что она интересная, красочная, глядя на нее можно представить себе какими были настоящие русские богатыри.

- По-моему вы немножко устали сидеть. Давайте вспомним как солдаты маршируют. Вставайте на ноги и повторяйте за мной.

   «Раз, два, дружно в ногу,

   Три, четыре, тверже шаг.

   На парад идут солдаты

   И чеканят дружно шаг.»

- А теперь, кто хочет попробовать описать картину?

- Молодцы, ребята! Мы с вами обязательно не раз еще обратимся к произведениям художников, будем рассматривать их, говорить о них и наслаждаться их красотой.

 Спасибо вам за хорошие ответы, за внимание! Занятие закончено, можете отдыхать.

Участвуют в беседе.   Богатыри – это воины, защитники, солдаты.

- О них написаны былины.

- Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича, Микулу Селяниновича.

- Растил хлеб, пахал землю. Его называли богатырь пахарь.

- Он самый старший, могучий, мудрый, задумчивый.

- Богатырь Алеша Попович. Самый молодой и хитрый.

- Добрыня Никитич.

- Сильные, храбрые, умные, добрые, здоровые.

- Сидят на конях, смотрят вдаль, нет ли там врагов.

 На них надеты кольчуги, на головах шлемы, у них есть оружие, щиты.

Ответы детей.

Слушают образец рассказа.

Маршируют.

1-2 ребенка составляют описательный рассказ.

10 мин.

1 мин.

8 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе .Тема: ВеснаПрограммное содержание: -продолжать учить детей  составлять предложения по картинкам;            ...

"Стоит в поле теремок..."цикл конспектов занятий по развитию речи в старшей группе детского сада

Среди многих важных задачь воспитания и обучения детей дошкрльного возроста в детском саду обучения родному языку, развитие речи, речегого общения - одна из главных. По моему мнению, важнейшим условие...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3989186","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Тема: «Путешествие на ковре-самолёте в страну сказок»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.

Конспект занятия по развитию речи на тему " Урожай.Овощи и фрукты." для детей старшей группы детского сада....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада на тему «9 мая - День Победы»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада на тему «9 мая - День Победы» Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста; продолжать работу ...