Конспект итогового занятия в старшей группе по развитию речи "Маша идёт в школу"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Карамышева Наталья Владимировна

Это занятие проводиться в конце учебного года для определения освоения учебной программы по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_rechevomu_razvitiyu.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

        Конспект итогового занятия по речевому развитию в старшей группе «Маша идёт в школу»

        Цель: выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" на конец года.

        Задачи:

  • Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление), творческих способностей.
  • Развивать речь, коммуникативность, память.
  • Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию; умение составлять предложения по схемам.
  • Закрепить использование детьми прилагательных, обозначающих признаки и свойства предметов.
  • Закреплять умения детей образовывать слова при помощи суффиксов.
  • Воспитывать стремление к знаниям, умение работать в команде, оказывать помощь товарищу, самоконтроль и саморегуляцию; рефлексию.
  • Воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

        Образовательные области: Социально - коммуникативное, Познавательное, Физическое, Художественно - эстетическое.

        Оборудование: сюжетные картинки по теме “Маша идёт в школу”, кукла Маша, аудиозапись, фишки для раздачи детям за правильный ответ, схемы предложения, медали "Умница!" 20шт; портфель с школьными принадлежностями: тетрадь, карандаш, линейка, учебник, ластик, альбом, краски, кисточка; мяч, игрушка грузовик.

Ход занятия:

        Звучит аудиозапись из мультфильма “Маши и медведь”.

        Воспитатель:  Ребята, вы узнали, откуда эта музыка? Вы смотрели мультфильмы про Машу? А давайте сами придумаем новую серию про Машу и назовём её, например, так “Маша идёт в школу”.

Показ куклы Маши.

        Воспитатель:  А вот и наша героиня. Какая она по характеру? (Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная…)        

        Воспитатель:  И вот однажды Маша решила, что ей уже пора идти в школу. Она собрала в портфель все школьные принадлежности и отправилась в путь. А дорога шла через леса, через поля… Ой, у меня рассыпались все картинки, я же теперь всё перепутаю и не смогу рассказать, что случилось с Машей дальше…Ребята, поможете мне расставить картинки по порядку?  Дети рассматривают картинки (на столах по одной) и распределяют их по порядку, затем выходят и рассказывают составленный ими рассказ по порядку.        

        Воспитатель: Устали, давайте отдохнём.

Физминутка Железновой

"Зайчик серенький сидит и ушами шевелит"

        Воспитатель:   Вот Маша и добралась до школы. А в школе надо быть внимательной. Давайте вместе с Машей отгадаем загадки-шутки и проверим, насколько мы тоже внимательны.

В чаще голову задрав.
Воет с голоду ... жираф. 
(Волк)

Кто в малине знает толк,
Косолапый бурый ... волк. 
(Медведь)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать …муравей. 
(Свинья)

Кто любит по ветвям носится? 
Конечно, рыжая ... лисица. 
(Белка)

Быстрее всех от страха несется ... черепаха..(Заяц)

По горной круче проходил,
Обросший шерстью ... крокодил. 
(Баран)

В теплой лужице своей
Громко квакал ... Бармалей. 
(Лягушонок)

С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает … корова. 
(Обезьяна)

         Воспитатель: Молодцы! А что же Маша? Зашла она в класс и увидела на доске какие-то чёрточки, точки. Что же это такое? Подскажите Маше.

Ответы детей.

        Воспитатель:  Правильно, это схема предложения. Наша речь состоит из предложений. С помощью предложений мы общаемся, выражаем свои мысли, чувства. Из чего состоят предложения? (Из слов)

        Воспитатель: Сколько слов в этом предложении? (Три)

        Воспитатель: Какое это может быть предложение? Придумайте.

Ответы детей.

        Воспитатель: Если мы добавим ещё одно слово в предложение, сколько тогда будет в предложении слов? (Четыре)

        Воспитатель: Попробуйте придумать такое предложение. Ответы детей.

        Воспитатель: Теперь Маша узнала, что это схемы предложения. Ребята, а какие школьные принадлежности Маша должна была положить в портфель, когда собиралась в школу? Ответы детей.

        Воспитатель: Давайте будем называть слова и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки. Я буду доставать из портфеля предметы, а вы будете их называть.

        Показ предметов: тетрадь, карандаш, линейка, учебник, ластик, альбом, краски, кисточка.

        Воспитатель: Загрустила Маша. Ох, как много всего она ещё не знает! Упало у неё настроение. Давайте сделаем так, чтобы Маша снова была весела.

Физкультминутка “Мишка шёл, шёл …”

Мишка шёл, шёл, шёл,

Земляничку нашёл.

"Ах, какая ягодка!" 

Физминутка "Дети по лесу гуляли, детки шишки собирали.."

Дети по лесу гуляли, детки шишки собирали,

Вот какие шишки мы подарим Мишке.

Вот как шишечки шуршат и ребяток веселят,

Вот какие шишки мы подарим Мишке.

Мишке шишки мы покажем, а потом за спину спрячем.

Посмотри-ка Мишка, где же наши шишки.

А вот они!

Вот какие шишки мы подарим Мишке.

        Воспитатель: Из чего состоят слова? Расскажите Маше. (Звуков)

        Воспитатель: На какие две группы делятся все звуки русского языка? (На гласные и согласные)

        Воспитатель: Как произносятся гласные звуки? (Легко, свободно, поются, тянутся)

        Воспитатель: Давайте назовём их. Ответы детей.

        Воспитатель: Сколько их? (Десять)

        Воспитатель:   А когда мы произносим согласные звуки, то? (Встречаем препятствие)

        Воспитатель:   А согласные звуки на какие группы делиться? (Твёрдые - мягкие, звонкие - глухие)

Воспитатель:   А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах? Назовите его.

Рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.

Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.

Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.

        Дидактическая игра «Назови» с мячом.

        Воспитатель:   Сейчас я  буду называть предметы, а вы должны сказать,  какой он (яблоко, цветок, зима, ель, дом, вишня, лимон, ложка, диван).

        Воспитатель:  Маша любит разные игры. И предлагает поиграть в игру  “Наоборот”  с мячом.

Радостный – грустный, печальный
Светлеть – темнеть
Сухой – мокрый
Тишина – шум
Часто – редко
Ясный – пасмурный
Мёрзнуть – согреваться

        Воспитатель: Давайте поиграем в игру "Что где лежит?"с мячом. Ответить на вопросы:

- Куда кладут хлеб? (в хлебницу)

- Куда кладут салфетки? (в салфетницу)

- Куда кладут конфеты? (в конфетницу)

- Куда кладут салат? (в салатницу)

- Куда кладут масло? (в масленку)

- Куда кладут соль? (в солонку)

- Куда кладут салфетки? (салфетница)

- Как называют человека, который играет на пианино? (пианист)

- Как назвать человека, который катается на лыжах? (лыжник)

- Как назвать человека, который учит детей? (учитель)

        Воспитатель:   Мы с Машей хотим поиграть с вами в игру "Кузовок" с грузовиком. Мы пускаем по кругу грузовую машину и в кузовок вы должны положить название детёнышей диких животных, которые оканчиваются на -ок.

        Воспитатель: А если их много?

         Воспитатель: А сейчас я буду называть по четыре слова вы должны найти лишнее.

        Дидактическая игра “Четвёртый лишний”с мячом.

Помидор, картофель, морковь, яблоко.

Ложка, вилка, нож, стул.

Осина, берёза, клён, одуванчик.

Стол, диван, шкаф, сковородка.

Кастрюля, сковорода,  чашка, лопата.

Астра, роза, пион, ромашка и т.д.

        Воспитатель:   Маша поняла, что ей предстоит в школе узнать очень многое и многому научиться. Давайте поблагодарим друг друга за сотрудничество и интересную работу. Я прочитаю стихотворение, а вы, когда услышите слово “мальчики” или “девочки”, должны хлопнуть в ладоши: сначала все мальчики, а потом все девочки. Итак, будьте внимательны.  

 Прибежали, прибежали
Ёжики, ёжики.
Наковали, наковали
Ножики, ножики
Прибежали, прибежали 
Зайчики, зайчики
Хлопнем дружно,
Хлопнем вместе
Девочки!
Мальчики!

А теперь все вместе: и мальчики, и девочки. Аплодисменты!!!

Воспитатель: И так чем мы сегодня занимались? Вам понравилось на занятие? За то что вы помогли Маше узнать много интересного о школе, она дарит вам  медальки "Умница".  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия в старшей группе по обучению грамоте "Маша идёт в школу"

Цель данного занятия - обобщить и систематизировать знания детей. Задачи: способствовать закреплению умения проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию, выделять ударн...

Конспект итогового занятия в старшей группе по познавательному развитию на тему «Волшебница вода»

Цель: Обобщить знания детей о воде.Задачи: Обобщить познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворительРазвивать навыки про...

Конспект итогового занятия в старшей группе по ФЦКМ с элементами развития речи

Конспект итогового занятия в старшей группе по теме "Транспорт"....

Конспект итогового занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну сказок С. Я. Маршака»

Расширять представление о жизни и творчестве известного писателя и переводчика С. Я. Маршака. Развивать творческие способности детей в театральной сфере, воображение, связную и выразите...

Конспект итогового занятия в старшей группе образовательная область «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Тема: «Волшебный цветок». Цель: обобщение и закрепление знаний у детей через организацию различных видов деятельности.Задачи: Образовательная.1.Закреплять прямой и обратный счет в пре...