Консультация на тему: "Диалогическая речь в системе работы учителя-логопеда"
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Беляева Наталья Анатольевна

Консультация для педагогического коллектива ДОУ на тему: "Диалогическая речь в системе работы учителя-логопеда"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад» №104 комбинированного вида»

  1. Тема: « Диалогическая речь в системе работы учителя-логопеда »
  2. (   консультация для педагогического коллектива.)
  3.                                
  4.                                      
  5.                                      Беляева Н.А.
  6.                                                Учитель – логопед
  7.  
  8. Саранск, 2015 г.
  9. Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые- лингвисты называют диалог естественной первичной формой языкового общения.

Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно отметить, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть не полной ,сокращенной, иногда фрагментарной.

Овладение связной диалогической речью- одна из главных задач речевого развития детей с ОНР. Они испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми, необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых к этой стороне поведения, активная помощь в овладении искусством речевого общения.

    Ее успешное решение зависит от многих условий: речевой сферы, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности ребенка, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

       Дилогическая форма общения не дана ребенку изначально .Образцы ведения  диалога ребенок получает в общении со взрослым. Именно, в дошкольном возрасте ребенок усваивает речь в процессе общения. При этом  в основном развивается  диалог как основная форма разговорной речи.

   Заметное снижение потребности в контакте, изолированность от коллектива сверстников, характерные для детей с речевыми нарушениями, ставят педагогов перед необходимостью поиска путей воздействия на коммуникативные процессы.

        Важно подчеркнуть необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи. Овладение диалогом  невозможно  без освоения  языка и средств невербальной коммуникации,  без воспитания культуры речи (чистого звукопроизношения, четкой дикции, интонационной выразительности , лексической точности, грамматической правильности).

        Занятия, направленные на  совершенствования навыков диалогического общения, крайне важны,  и при работе с детьми с ОНР используются так же активно, как традиционные коррекционно- развивающие.

       В зависимости от конкретных условий ( наличия учебных и психологических проблем у детей, уровня речевого развития) применяются фронтальные или подгрупповые занятия.

         В зависимости  от педагогических целей  работа по развитию диалогической речи  либо проводится на отдельном занятии, либо включается в традиционное  коррекционное.

     Занятия могут включать беседу логопеда с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры- драматизации, имитационные упражнения, обследование предметов( рассматривание картин, игрушек, предметов)- такие виды деятельности, в которых речь выступает  во всех своих  многообразных функциях, несет  основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

   Уровень речевого развития детей  бывает очень разным, поэтому к стратегии развивающих занятий нужно подходить дифференцированно.

         

Первый этап.  Вопросно- ответная форма речи.

Сначала необходимо развивать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их. Особое внимание уделяется  формированию умения слушать и слышать  собеседника, используются для этого различные игры:

  « Кто больше?»

Необходимо назвать как можно больше существительных, глаголов, определений на заданную тему. Дети работают парами, вместе подбирают  слова, выбирают, кто из двоих будет отвечать.

  « Невпопад»

Нужно заменить ответ на заданный вопрос ответом на другую тему .Если ребенок отвечает на заданный вопрос, он выходит из игры.

  «Продолжи разговор»

Прочитать разговор  в двух лицах, продолжить его:- Рита, что  ты делаешь? – Я рисую. – Что ты рисуешь? -……..-….и т.д.

   «Распространение предложений»

По сюжетной картине первый ребенок составляет простое нераспространенное предложение, каждый следующий  добавляет к нему по слову.

   «Снежный ком»

Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник начинает свою фразу с повторения конца фразы предыдущего.

Вопросно- ответная  форма диалогического общения  наиболее типична и методически разработана.  В диалоге она  используется как для решения познавательных,так и социально- коммуникативных задач.

   С одной стороны, коммуникативная задача вопроса заключается в получении новой  информации или уточнении уже имеющихся сведений. С другой, именно вопрос чаще  всего становится инициативной диалогической  репликой.

Умение и желание ребенка задавать вопросы  свидетельствуют о его активном  восприятии  и сознательном усвоении знаний. Обучение умению отвечать на вопросы  помогает развитию умения  лексико- синтаксически оформлять речь.  

Для  формирования  вопросно – ответной формы речи используются различные виды беседы, игры.

    «Волшебный мешочек»

  1. Дети по очереди запускают руку в мешочек, выбирают один из предметов, ощупывают  его и называют. Потом вытаскивают  предмет, чтобы  проверить себя.
  2. Один ребенок выбирает предмет  и старается догадаться, что это. Остальные задают вопросы, которые помогают определить , какая  вещь выбрана.

Второй этап.  Обобщение.

Здесь на первый план  выходит общение детей друг с другом. Для этого  создаются различные коммуникативные ситуации, игры для развития невербального  мышления.

   «Где мы были, мы не скажем, а что делали ,покажем»

Дети разбиваются на две группы. Можно разыграть различные ситуации: посадка овощей, рыбалка, поездка на транспорте, парикмахерская, прием в больнице и т.п.

     «Отгадай»

Дети разбиваются на пары,  выбирают одно животное или птицу для себя и своего партнера. Выбранное животное нужно изобразить так, чтобы остальные дети узнали его.

    «Увидел- показал- назвал, назвал- увидел- показал»

С помощью  наводящих вопросов детям дают неверную динамическую характеристику  изображаемых предметов( «Самолет пашет?», «Магнитофон прыгает?», «Утюг поет?» и т.д.) Это направляет  мышление детей на выделение главного  функционального признака понятия- образа, помогает сформировать динамическую  психолингвистическую модель «подлежащие- сказуемое». В результате дети приходят к выводу о том, что показать предмет  можно только через его функцию- действие. Затем вводится модель  «подлежащее- сказуемое- дополнение». Одновременно  расширяется и  уточняется словарный запас, развиваются грамматический строй и произносительная сторона речи.

Третий этап. Совершенствование усвоенных навыков.

На этом этапе используются диалоги, сюжетно- ролевые игры, диалоги со сверстниками. Сюжетно- ролевая игра отвечает  потребности  детей воплотить в жизнь  собственные замыслы, выразить свои переживания. В процессе игры  они переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых.

Кроме того, в совместной игре неизбежно сталкиваются индивидуальные замыслы, которые потом необходимо  согласовывать для создания единого , общего плана. В сюжетно-ролевых отношениях такой игры  актуализируются  ролевая и комментирующая речь. Такие  особенности позволяют  использовать  сюжетно-ролевую игру как  средство для закрепления навыков диалогического общения.

         Важную роль в обучении диалогическому общению, налаживанию социальных связей детей, установлению эмоциональных контактов между ними играют разнообразные организованные игры, в которых  требуется организовать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов ( мяча, шаров, кеглей), соблюдать общий темп и ритм движений, очередность, ориентироваться на внешний облик, голос игроков. Например: игра « Снежный ком» ( Дети по кругу передают мяч и добавляют  каждый по одному слову.)  Игра « Сосчитай» ( Дети по очереди  считают овощи, фрукты, игрушки).  Используются игры, в которых дети по голосу определяют, даже измененному имя игрока: « Кто позвал?», «Огородник».

Эти игры  формируют коллектив играющих детей, и это  ведет к возникновению и развитию диалогических отношений, диалогического общения.

                 Особое место  в ряду организованных игр принадлежит  играм- инсценировкам,  играм- драматизациям, сюжетно- дидактическим играм.        

       Наибольшую ценность представляет  игра- импровизация по мотивам сказки. В игре- импровизации по мотивам сказки дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят слова роли, диалоги. Это может быть разыгрывание лишь отдельных эпизодов, а не всей сказки целиком. Таковыми являются разнообразные пластические этюды, имитативные  упражнения. Один и тот же текст может быть инсценирован разнообразными способами: при помощи игрушек, картинок, через собственные выразительные движения и речь. Игровой момент создает естественную мотивацию для запоминания и многократного воспроизведения текста без установки на пересказ.

   Возможно также приблизить к диалогической форме и задания на рассказывание из личного опыта и сочинение по набору игрушек. Детям  очень нравится сочинять истории по типу народных сказок, где главный персонаж по очереди встречает разных зверей и разговаривает с ними.

   На логопедических занятиях во время рассказывания также  ставятся задачи   развития диалогической речи: умение слушать партнера, инициативно  высказываться, реагировать на высказывания сверстника, соблюдать в беседе очередность, быть доброжелательным, обобщать имеющийся личный опыт  в форме устного текста.

     В таких дидактических  играх, как: « Разрезные картинки», « Нанижем бусы», « Найди слова с заданным звуком»,  «Угадай на ощупь»,  «Чего не стало?»,  «Диктант», «Найди больше»,  «Какой,  какая, какое?»,   дети  учатся действовать совместно, соблюдать очередность, слушать  партнера,  следить за его  высказываниями и действиями  ,  дополнять или корректировать их, аргументировано высказываться,  доброжелательно выражать несогласие.

      Использование  разнообразных методов и приемов при обучении детей с ОНР  диалогической форме общения  благоприятно сказывается на речевом развитии , формировании личности ребенка  и  на всей  коррекционной работе  в логопедической группе.

.  

 

   

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя-логопеда ДОУ

Система расчитана на ДОУ, не имеющего в соей структуре специализированных групп....

Система работы учителя-логопеда Арнаут Александры Николаевны на логопедическом пункте МБДОУ №25 «Родничок» на 2012-2013 учебный год

В связи с появлением в детском саду большого количества детей с нарушениями речи, возникла необходимость  разработки системы логопедиче-ской работы по коррекции на логопункте  речевых наруше...

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста",  ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро...

«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».

Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...

«Система работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС» (из опыта работы).

В данной статье содержится описание опыта работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения с детьми ОВЗ , имеющими диагноз ТНР.                   ...

Консультация для родителей Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы "учитель-логопед - ребенок - родитель"

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....

Инновационные технологии в системе работы учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи.

Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом о...