Тема: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»
консультация по развитию речи на тему

Климова Ольга Юрьевна

СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tem_hud.chtentea.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

Цели:

  • выявить и уточнить наиболее интересные подходы в работе с художественной литературой;
  • способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой;
  • развивать творчество педагогов.

Вступление.

Воспитание детей средствами искусства слова — сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. Наша педагогика рассматривает воспитание детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка.

Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит.

Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.

В методике работы с художественной литературой определились те педагогические средства, которые содействуют повышению уровня восприятия детьми литературных произведений.

Об этих педагогических средствах мы и поговорим сейчас.

Теоретико-практическая часть.

1. Методы и приемы при работе с художественной литературой.

  • Из каких частей состоит книга?

Обложка — лист плотной бумаги, картона, пластика, дерева, металла, который защищает книгу от повреждений и информирует о том, что это за книга, кто ее автор.

Форзац — разворот между обложкой и титульным листом, а также между последней страницей книги и обложкой. 

Корешок — полоска ткани, кожи, соединяющая части обложки и защищающая переплет страницы.

Титульный лист — заглавная страница издания, где размещены общие сведения о книге.

Страница — одна сторона листа бумаги в книге, где находятся текст, иллюстрации.

  • Какие литературные жанры вы знаете?

(Рассказ, стихотворение, сказка, легенда, былина, предание, ода, повесть, роман, новелла, эпиграмма, загадка, потешка, скороговорка, считалка, пословица, басня и т.д.)

  • Какая самая главная задача при ознакомлении детей с художественной литературой, на ваш взгляд? Определите ее.

(Ответы педагогов.)

  • Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии? (Ответы педагогов.)

Методисты, занимающиеся изучением этого вопроса, считают, что на одном занятии можно сочетать несколько произведений, если они небольшого размера. Объединять их нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить ряд произведений о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные какому-либо нравственному понятию (честности, смелости и др.).

Можно объединять произведения, различные по форме: сказку, рассказ, прибаутку, басню и т.д., или сочетать произведения, в которых изображены контрастные характеры или поступки. Это помогает детям лучше понять положительные или отрицательные качества.

  • Какова схема построения занятия по ознакомлению с художественной литературой?

(1 — вступительная часть, облегчающая последующее восприятие произведения; 2 — основная часть — работа с литературным произведением, использование различных методов и приемов; 3 — заключительная часть.)

  • Какие вы знаете методы и приемы, способствующие лучшему восприятию произведений?
  • Надо ли детям объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда? (Ответы педагогов.)

Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут,  и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой.

Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Таких слов немало: откуп, чупрун, пряха и т.д. Однако и без объяснения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой, жадной старухи воспринимаются детьми очень живо. Права Е.И. Тихеева, которая говорила, что «лучше недообъяснить, чем переобъяснить».

В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то эти слова или выражения лучше им объяснить.

В ходе чтения не следует отвлекать детей объяснениями, вопросами, замечаниями.

  • Когда уместен на занятиях по ознакомлению с художественной литературой показ иллюстраций? (ответы педагогов)

Для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом рисунков.

При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но и то если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно. После занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассматривания.

Задание 1. Напишите и назовите иллюстраторов детских книг.

Задание 2. Назовите художника этой иллюстрации. (Показ иллюстрации Е.М. Рачева.)

  • Когда лучше всего читать детям художественную литературу в свободное от занятий время? (ответы педагогов)

Нельзя читать и рассказывать детям между делом, на ходу, например в ожидании еды, умывания и т.п. Ведь воспитатель не может быть уверен, что ему удастся довести чтение до конца. Кроме того, одни дети в этом случае вместо того, чтобы слушать, с нетерпением ожидают, когда можно будет начать есть; другие испытывают разочарование, когда приходится прерывать чтение на интересном месте.

Нельзя читать детям перед сном. Это возбуждает воображение, приводит в волнение чувства детей, и они после чтения долго не засыпают; сон их наполняется сновидениями, и в результате они не отдыхают как нужно.

Викторина «Мир литературы».

  • Из каких произведений эти отрывки:

«А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздеву силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть».

(В. Даль «Война грибов с ягодами».)

«Дети хлопали в ладоши и плясали от радости и опять стали бросать в воду крошки хлеба и пирожного. И дети, и взрослые говорили:

  • Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой».

(Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок».)

«Пошла Аленушка в огород, а в огороде-то хорошо. А в огороде- то жарко-жарко, а в огороде-то тихо-тихо, только пчелики жужжат да комарики пищат...

Пробежала Аленушка грядку с капусткой, пробежала грядку со свеклой, пробежала грядку с морковкой».

(«Пых», русская народная сказка.)

«Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Медвежата проголодались. Понурые брели они рядышком.

  • Эх, братик, до чего же мне есть хочется, — пожаловался младший.
  • И мне хочется! — сказал старший».

(«Два жадных медвежонка», венгерская сказка.)

«Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

  • Как же это так? — спрашивает Митю отец.
  • Ножик плохой, — отвечает Митя».

(Е. Пермяк «Торопливый ножик».)

  Купит с горем пополам,

  Повернется к зеркалам —

  Вся портновская работа Разъезжается по швам.

(С. Михалков «Дядя Степа».)

«Бабушка подала чай. За столом было тихо. Куски печенья быстро уменьшались.

  • Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша».

(В. Осеева «Печенье».)

  • Напишите названия произведений К.И. Чуковского.
  • Назовите особенности сказок.
  • Трехкратное повторение: три сына, три сестрицы, три медведя, три раза невод старик тянул. Триглазка.
  • Повторы: бежит-бежит не выбежит, течет-течет не вытечет, долго-долго.
  • Забавные прозвища: мышка-норушка, лягушка-квакушка.
  • Встречается число 7: в «Репке» 7 персонажей, «Цветик-семи- цветик», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Семь Симеонов».
  • Противопоставления: добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость.
  • Почти во всех сказках счастливый конец.
  • Устойчивые выражения и эпитеты: слезами умывалась, как сыр в масле, добры молодцы, красны девицы.

Аналитическая часть.

  1. Итоги тематической проверки «Выполнение программы по ознакомлению детей с художественной литературой».
  2. Обсуждение опыта работы «Формирование у старших дошкольников            положительных нравственных качеств,  средствами художественной литературы».

Заключение.

Закончить разговор хотелось бы словами героини повести-сказки И. Токмаковой «Счастливо, Ивушкин»:

«В каждом человеке и звере, в каждой птице живет маленький теплый солнечный зайчик. И если ко всякому-всякому живому существу отнестись с добром (только не притворяться, только по- настоящему!), то в нем этот солнечный зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. И если тебе вдруг покажется, что человек — злой или делает плохо, ты сразу же не сердись на него, не обвиняй его. Это значит просто, что солнечный зайчик уж очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его — и увидишь, как все будет хорошо!

Рекомендуемая литература

1.        Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. - М., 2008.

2.        Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М., 1984.

3.        Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки //Дошкольное воспитание, №5/1991.

4.        Ворошнина J1. Художественно-речевая деятельность детей в детском саду. — Пермь, 1994.

5.        Кондратьева С. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста//Дошкольная педагогика, №8/2007.

6.        Кондрыкинская JI.A., Вострухина Т.Н. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников. - М., 2006.

7.        Нагаева Л. Выбираем ребенку книгу по душе и по плечу//Дошкольная педагогика, №4/2005.

8.        Синельникова В. Воспитание будущего читателя//Дошкольная педагогика, №2/2007.

9.        Чемортан С. Некоторые проблемы организации художественной деятельности//Дошкольное воспитание, №2/1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой

Семинар - практикум для воспитателей детского сада по приобщению детей к художественной литературе...

круглый стол "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"

Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, ...

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой...

Семинар – практикум "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

"Новые подходы в ознакомлении  детей с художественной литературой"...

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ. Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой для детей средней группы»

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ.Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...