НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
статья по художественной литературе на тему

Чермантиева  Татьяна Анатольевна

Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduzhnye_stranichki.docx567.21 КБ

Предварительный просмотр:

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ  С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Сегодня в номере:

  1. Влияние художественной литературы на развитие

словаря старших дошкольников.

  1. Роль художественной литературы в воспитании чувств

 и развитии речи детей.

  1. Кроссворды  для родителей  и детей

по художественной литературе.

  1. Загадки про сказочных героев.
  2. Влияние художественной литературы и

 малых форм фольклора на развитие образности речи детей

дошкольного возраста.

  1. Влияние  художественной литературы на развитие связной

речи дошкольников.

  1. Приобщение к чтению детей.
  2. Викторина «Мир литературы».

«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний».

К.Д.Ушинский

Влияние художественной литературы на развитие словаря старших дошкольников

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

В результате общения с книгой к 6–7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.

Поэтому проблемой нашего исследования стал вопрос, какие методы использования художественной литературы в воспитательно-образовательной работе будут влиять на развитие словаря старших дошкольников

Объект исследования: процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

В качестве предмета исследования заявлена художественная литература как средство развития словаря детей шести-семи лет.

Целью исследования явилось определение методов эффективного использования художественной литературы в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: Мы предположили, что художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 6–7 лет при соблюдении следующих условий:

– Если в работе педагог будет использовать произведения художественной литературы адекватно возрасту детей:

1) наличие языковых средств выразительности;

2) наличие разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);

3) наличие многозначных слов.

– Если произведения художественной литературы будут использоваться не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в повседневной жизни ребенка.

Задачи исследования:

1) Изучить теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста;

2) Изучить влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников;

3) Выявить особенности развития словаря дошкольников 6–7 лет;

4) Разработать и апробировать программу использования художественной литературы как средства развития словаря детей 6–7 лет;

5) Проследить динамику изменения уровня развития словаря детей 6–7 лет в процессе экспериментальной работы.

Методы изучения: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, программно-методического обеспечения дошкольного образования; диагностика уровня развития образной речи детей; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Методологической основой нашего исследования являются теории развития детской речи (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш), психолого-педагогические исследования особенностей речи (А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее», – писал В.Г. Белинский.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху».  Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.

И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.

Вот что писал о силе слова К.Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».  В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу». C:\Users\Татьяна Чермантиева\Desktop\газета 1\0_802d8_53263e94_xl1.png

Кроссворд «Произведения К. Чуковского»

Кроссворд по произведениям Чуковского

По горизонтали: 4. Это произведение Чуковского начинается со слов: «У меня зазвонил телефон...» 5. Из какой сказки эти строки: «Маленькие дети, ни за что на свете не ходите, дети, в Африку гулять...»? 6. Герой этой сказки — страшный и усатый таракан.

По вертикали: 1. Как зовут Чуковского? 2. Неясность, запуганность. 3. «Доктор...».

Ответы. По горизонтали: 4. Телефон. 5. Бармалей. 6. Тараканище.

По вертикали: 1. Корней. 2. Путаница. 3. Айболит.

Кроссворд для родителей  и детей по художественной литературе

По горизонтали: 3. Имя некрасовского деда, спасавшего зайцев в половодье. 8. Драма М.Лермонтова. 9. Стихотворение В.Брюсова. 10. Кот из повести-сказки Э.Успенского «Зима в Простоквашино». 14. Стихотворение А.Пушкина. 17. Один из героев повести В.Катаева «Белеет парус одинокий». 19. Стихотворная сказка К.Чуковского. 21. Стихотворение А.Кольцова. 22. Пьеса-сказка Е.Шварца. 23. Повесть В.Яна. 24. Рассказ Н.Лескова. 25. Персонаж повести Н.Гоголя «Ночь перед Рождеством». 28. Стихотворение в прозе И.Тургенева. 30. Рассказ Л.Толстого. 31. Стихотворение М.Цветаевой. 32. Стихотворение А.Дельвига. 35. Рассказ М.Шолохова. 38. Пьеса С.Алёшина. 39. Стихотворение К.Батюшкова. 40. Персонаж известной сказки П.Ершова.

По вертикали: 1. Детский писатель, автор повести «Школа». 2. Рассказ В.Шукшина. 4. Рассказ А.Чехова. 5. Поэма К.Рылеева. 6. Персонаж пьесы А.Островского «Доходное место». 7. Героиня повести Е.Ильиной «Четвёртая высота». 11. Популярный детский поэт и писатель, автор сказки «Тридцать восемь попугаев». 12. Доктор из романа А.Беляева «Человек-амфибия». 13. Псевдоним русского писателя А.Чехова. 15. Персонаж рассказа И.Тургенева «Муму». 16. Герой-молодогвардеец в романе А.Фадеева «Молодая гвардия». 18. Персонаж романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев». 20. Временное жилище князя Гвидона и царицы. 26. Русский педагог, детский писатель, автор рассказов «Бишка», «Васька», «Лиса Патрикеевна» и др. 27. Персонаж романа-сказки Ю.Олеши «Три толстяка». 29. Комедия Д.Фонвизина. 33. Рассказ И.Бунина. 34. Стихотворение А.Ахматовой. 36. Персонаж романа французского писателя Ж.Верна «Дети капитана Гранта». 37. Королевич в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина.

http://skazvikt.ucoz.ru/kross47.gif

Загадки про сказочных героев

Сказочные герои

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?

В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.

Покупала самовар,
А спасал ее комар.

Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.

Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.

Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой?

И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться.

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.

Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.

Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос?

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…

Влияние художественной литературы и малых форм фольклора на развитие образности речи детей дошкольного возраста.


Важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры человека является культура речи, владение литературным языком. Речевая культура составляет необходимый компонент образованности интеллигентного человека.



Яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей.

На современном этапе развития общества речь все чаще выполняет деловую и информативную функции, что ведет к потере индивидуальности речи, утрате ее эмоциональности. Поэтому проблема развития образности речи, ее выразительности приобретает все большую значимость. Добиться решения этой проблемы можно только при условии воспитания интереса к языковому богатству, формирования умения использовать в своей речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Важным моментом в развитии речи детей дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность. 
Необходимо отметить, что речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у дошкольников воспитывается интерес к речевому богатству, развивается умение осознанного словоупотребления.


Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

Исследования психологов и педагогов, посвященные изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольников, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности замечать и выделять языковые средства выразительности.

Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений.

Остановимся на некоторых возрастных особенностях восприятия дошкольниками выразительных средств языка. По данным исследований О.С.Ушаковой, Н.А.Ветлугиной, Н.В.Гавриш и др., дети пятого года жизни, имеющие уже довольно большой словарный запас, определенную сумму представлений об окружающем, научившиеся эмоционально реагировать на события, свидетелями которых они оказываются, ставшие внимательнее, в целом более углубленно воспринимают художественные произведения: не только понимают сюжет, но и замечают яркую, образную речь, поэтичность сказок и рассказов, высказывают свое отношение к персонажам. Более дифференцированным становится и восприятие художественной формы: дети четче, чем в младшем возрасте, различают прозаическую и поэтическую речь, замечают эпитеты, сравнения при условии, что воспитатель обращает их внимание на выразительные свойства речи. 

На пятом году жизни они уже знают много потешек, четверостиший, с которыми знакомятся не только на занятиях, но и вне их. Активизируется исполнительская деятельность. Дети с удовольствием выполняют задания воспитателя: пересказывают сказку, сопровождая изложение сюжета показом плоскостных фигурок, драматизируют известные сказки, стремятся воспроизвести в речи, мимике характерные особенности изображаемых персонажей, передать свое отношение к ним. Читать наизусть, рассказывать они стараются интонационно выразительно.

К 5—6 годам дети приобретают уже навык сосредоточенного, внимательного слушания произведений, умение мотивированно высказывать свое отношение к содержанию, персонажам произведения и его изобразительно-выразительным средствам. Ребенок старшего дошкольного возраста уже сам оказывает предпочтение определенным произведениям и жанрам, у него проявляется стремление сравнивать их, сопоставлять только что услышанное с тем, что уже известно. Он не только может отличать стихотворную речь от прозаического текста, но и понимать разнообразие поэтического, отличать рассказ от сказки и, выделяя изобразительно-выразительные средства в сказках, рассказах, стихотворениях, объяснять их необходимость. Появляется устойчивость интереса к определенному виду деятельности: один любит читать стихи, другой рассказывать сказки. Развиваются творческие способности: дети сами придумывают загадки, стихотворения, сочиняют сказки по аналогии с уже известными. У них вырабатывается оценочное отношение к творческим проявлениям и исполнительской деятельности сверстников.

При решении проблемы формирования образности речи  дошкольников необходимо опираться на закономерности усвоения детьми значения слова.

К моменту поступления в школу ребенок практически владеет относительно большим запасом слов и умеет употреблять их в своей речи. Однако если в языковом сознании взрослого слово присутствует со всеми своими значениями, то в речевом опыте дошкольника большинство слов усвоено в прямом номинативном значении, отражающем его основное предметно-логическое содержание. Это связано с низким уровнем абстрактного мышления старших дошкольников, для которого характерны отвлеченность и свобода от конкретных представлений.

Первоначально ребенок понимает слово только в его основном, прямом значении. Отсюда речевые ошибки дошкольников, названные исследователями «буквализмами» (А.Н.Гвоздев, К.И.Чуковский). Например, в ответ на сообщение, что скоро ударят морозы, ребенок говорит, что на улицу не выйдет, «чтоб меня морозы не ударили». Абстрактна по содержанию метафора, поэтому метафорические выражения, встречающиеся в загадках, стихотворениях, также часто понимаются детьми буквально. Так, отгадывая загадку о лисе («За деревьями, за кустами промелькнуло быстрое пламя. Промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара»), последние слова они объясняли так: «Это тушат пожар, поэтому нет дыма».

С возрастом, по мере развития образного мышления дошкольник начинает понимать самые разнообразные значения, смысловые оттенки одного и того же слова. В процессе обучения дети знакомятся с многозначностью слова, учатся понимать образную сущность художественной речи, переносное значение слов и словосочетаний, фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок. Ученые подчеркивают не только возможность, но и необходимость формирования у детей дошкольного возраста элементарного осознания языковых и речевых явлений, в том числе таких, как образность и выразительность речи (А.Р.Лурия, Ф.А.Сохин, Л.А.Айдарова, Л.Е.Журова, Г.А.Тумакова и др.).

Именно образность и выразительность речи свидетельствуют о высокой степени овладения дошкольниками речевыми навыками.

Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как сказки.

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками – в работах А.В. Запорожца, Т.А. Репиной, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович 
В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Буняковой М.Г., Водовозовой В.М., Гавриш Н.В., Кургановой М.Г., Струниной Е.М., Ушаковой О.С.и многие другие. Все они свидетельствуют о возможности использования сказки для развития образности речи детей. 


Кроме того,  благоприятными источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки). Поэтому развитие речи дошкольников, обучение их родному языку исследователи тесно связывают с решением задач формирования художественно-речевой деятельности. Так, использование пересказа фольклорных и литературных произведений с целью формирования у дошкольников умения строить связное монологическое высказывание включает ознакомление детей с художественно-выразительными средствами литературного текста (сравнениями, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем овладение этими речевыми художественно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений, которое сохраняет свой эмоционально-непосредственный характер. Таким образом, у ребенка формируется осознанное отношение к речи, которое проявляется в выборе речевых изобразительно-выразительных средств для создания художественного образа.

Помогают говорящему сделать речь образной, эмоциональной специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.

Развивая речь детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что правильность нашей речи, точность языка, умелое использование слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с произведениями разных литературных жанров (рассказами, стихотворениями, малыми формами поэтического фольклора), их художественными достоинствами, учатся понимать значение образных выражений и целесообразность их использования в тексте. Специальные задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной выразительности значительно влияют на развитие образной речи. Разнообразные упражнения и задания на материале поговорок, пословиц, загадок развивают поэтический слух дошкольников и подводят детей к использованию средств художественной выразительности в самостоятельном словесном творчестве.

C:\Users\Татьяна Чермантиева\Desktop\газета 1\kniga.jpg

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Среди взрослых достаточно распространенным является мнение, что ребенок развивается сам собой, но это не совсем так. Конечно, зачастую обучение происходит в играх, наблюдениях, повседневной жизни, но одним из лучших способов является изучение книг.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного, эстетического воспитания. Ведь произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. По сути, литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок (т.е. маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка).

В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, в стихах – музыкальность и ритмичность русской речи, а в сказках – меткость и выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Кроме того, не следует забывать и о воспитательной функции речи, так как восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании, в воображаемом перенесении событий на себя.

Одна из самых важных задач обучения дошкольников – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения, т.е. в ней как в зеркале отражается и логика, и богатство представлений, и другие качества личности.

Нередко родители под связной речью понимают отдельные фразовые высказывания. Однако, важно донести до их понимания то, что связная речь – это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки, которые полезно пересказывать.

Учить малышей 3-4 лет связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба». Ребенок рассказывает вместе с взрослыми, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляет отдельные слова: «Посадил дед …. Что? (репку)». Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после чтения сказки «Курочка Ряба» можно предложить ребенку пересказать ее. Взрослый: «Жили- были дед да баба». Кто жили-были? (ответ ребенка.). «Была у них курочка Ряба». «Кто у них был?»

После этого можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н. Калинкиной и др. При пересказе прозы надо следить, чтобы ответы ребенка были как можно ближе к художественному тексту. Поэтому вопросы должны помогать ребенку использовать не только словарь, но и синтаксис текса.

На занятиях с ребенком пятого года жизни можно использовать совместный пересказ. Помощь взрослого будет заключаться в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски.

В этом возрасте понимание и осмысление прочитанных произведений приобретает особое значение. Но ребенку сложно еще самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и точно передать языковые средства. Поэтому его постепенно следует приучать к поисковым вопросам, т.е. помогающим рассуждать. Например, в беседе по сказке К.Д. Ушинского «Умей обождать» можно спросить: «Как курочка относилась к петушку, правильные ли советы она давала ему? Почему петушок не хотел обождать…»

Чтение книг можно сочетать с рассматриванием картины известного художника, прослушиванием музыкального произведения и т.д.

Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:

• предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных  героев

• написать письмо своему любимому герою или автору сказки

• сочинить разговор сказочных персонажей по телефону

• придумать сказку по опорным словам, например: ласточка, девочка, кот, людоед

• рассказать историю от лица любимого героя или предмета

• описать одно и то же событие с разных точек зрения (например, от лица веселого и грустного человека)

• очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

Обучение рассказыванию влияет на все стороны речевого развития дошкольника.

Приобщение к чтению детей от 4-х до 5-ти лет

Продолжать приучать ребенка внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие н простые по содержанию считалки. Помогать ребенку, используя разные приемы и ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию ребенка иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая иллюстрации. Познакомить с книгами, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ЧЕТЫРЁХ-ПЯТИ ЛЕТ

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»; «Дон! Дон! Дон!...», «Лень-потягота...»: «Гуси, вы гуси..»; «Ножки, ножки, где вы был»?...»; «Сидит, сидит зайка...»; «Кот на печку пошёл...»; «Сегодня день целый...»; «Барашеньки...», «Идёт лисичка по мосту...», «Солнышко-вёдрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».

Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», обр. А.Н. Толстого; «Жихарка», обр. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», «Лисичка со скалочкой», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козёл», обр. О. Капицы; «Чудесные лапоточки», обр. Н. Колпаковой; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр, В. Даля; «Петушок м бобовое зёрнышко», обр. О. Капицы.

Фольклор народов мира

Песенки. «Разговоры», пер. с чуваш. Л. Яхнина; «Барабек», англ., обр. К Чуковского; «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Мешок», пер. с татарск. Р. Ягафарова, пересказ Л. Кузьмина; «Ластоика», арм., обр, И. Токмаковой; «Скрюченная песня», англ., обр, К. Чуковского.

Сказки. «Травкин хвостик», эским., обр. В. Глоцера и Г. Снегирева; «Колосок», укр. обр. С. Могилевской; «Три поросёнка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и ёж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем А. Введенского, пол ред. С. Маршака; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Шалтай-Болтай», англ., обр. С. Маршака; «Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина; «Страшный гость», алтайск., пер. А. Граф и П. Кучияка; «Три брата», пер. с хакасск. В. Гурова; «Красная Шапочка», нз сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; «Хитрая лиса», пер. с корякск. Г. Меновщинова; «Бременские музыканты», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. В Введенского, под ред. С. Маршака; «Врун», «Ивовый росток» пер. с япон. Н. Фельдман, под ред. С. Маршака; «Пастушок с дудочкой», пер. с уйгурск, Л. Кузьмина; «Как собака друга искала», мордов., обр, С. Фетисова.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин, «Листопад» (отрывок); А. Майков, «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким, «Первый снег»; А. Барто, «Уехали»; Э. Мошковская, «Добежали до вечера»; И. Токмакова, «Ветрено!»; С. Дрожжин, «Улицей гуляет...» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин, «Поёт зима — аукает...»; Н. Некрасов, «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков «Зима»; А. Берестов, «Кто чему научился»; Ю. Владимиров, «Чудаки»; Ю. Кушак, «Сорок сорок»; С. Маршак, «Багаж», «Про всё на свете»; С. Михалков, «Дядя Стёпа»; Ю. Мориц, «Дом гнома, гном—дома!»; К. Баратынский, «Весна, весна» (в сокр.); С. Черный. «Кто?»; С. Маршак. «Вот какой рассеянный», «Мяч»; Ю. Мориц, «Песенка про сказку»; Э. Успенский, «Разгром»; Д. Хармс, «Очень страшная история».

Проза. В. Вересаев, «Братишка»; А. Введенский, «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги}; М. Зощенко, «Показательный ребёнок»; Ю Казаков, «Зачем мыши хвост»; Е. Чарушин, «Лисята»; К. Ушинский, «Бодливая корова»; С. Воронин, «Воинственный Жако»; С. Георгиев, «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка»; Л. Пантелеев, «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки, «Подкидыш»; Н. Носов, «Затейники»; М. Пришвин, «Журка»; Я. Сегель, «Как я стал обезьянкой»; Н. Сладков, «Неслух»; В. Бианки, «Подкидыш»; Л. Воронкова, «Как Алёнка разбила зеркало» (глава из книги «Солнечный денек»); В. Драгунский, «Тайное становится явным»; Н. Носов, «Затейники»; Е. Пермяк, «Торопливый ножик»; М. Пришвин, «Ребята и утята»; Н. Романова, «Котька и птичка», «У меня дома пчела»; Е. Чарушин, «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц», «Воробей»; Л. Берг, «Пит и воробей» (из книги «Маленькие рассказы про маленького Пита»).

Литературные сказки. М. Горький, «Воробьишко»; В. Осеева, «Волшебная иголочка»; Р. Сеф, «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский, «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; М. Михалков, «Думы»; Н. Носов, «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк, «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки, «Первая охота»; Д. Самойлов, «У слонёнка день рождения»; С. Козлов, «Зимняя сказка»; М. Москвина, «Что случилось с крокодилом»; Г. Остер, «Одни неприятности», «Хорошо спрятанная котлета»; Г. Цыферов. «В медвежачий час»; Д. Биссет, «Про поросёнка, который учился летать», пер. с англ. Н. Шерешевской; Дж. Родари, «Собака, которая не умела лаять» (из книги «Сказки, у которых нет конца»), пер. с итал. И. Константиновой.

Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», -«Мальчик стерёг овец...», «Хотела галка пить...».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. В. Витка, «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим, «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; Ф. Грубин, «Слёзы», пер. с чеш. Е. Солоновича; Ю. Тувим, «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; С. Вангели, «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитал корабля»), пер. с молд. В. Берестова; 3. Александрова, «Дождик»; Е. Балагина. «Эхо»; А. Введенский, «Кто?»; Б. Заходер, «Никто»; Ю. Кушак, «Новость»; Ю. Мориц, «Огромный собачий секрет»; Г. Сапгир, «Садовник»; Р. Сеф «Чудо»; И. Токмакова «Ива», «Сосны»; Д. Хармс, «Игра», «Врун»; Я. Бжехва «Клей», пер. с польск. Б. Заходера; Г. Виеру, «Я люблю», пер. с молд. Я. Акима; Ф. Грубин, «Качели», пер. с чеш. М. Ландмана; Я. Райнис, «Наперегонки», пер. с латыш. Л. Мезинова; Ю. Тувим, «Овощи», пер. с польск. С Михалкова.

Литературные сказки. А. Балинт, «Гном Гномыч и Изюмка» (главы из книги), пер. с венг. Г. Лейбутина; А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э.Блайтон, «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер, «Приключения в лесу Ёлки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Хогарт, «Мафин и его весёлые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

Для заучивания наизусть

«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки; А. Пушкин, «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова, «Ёлочка»; А. Барто, «Я знаю, что надо придумать»; Л. Ннколаенко, «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов, «С базара», «Почему медведь зимой спит»; Е. Серова, «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

ДАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ПРОСЛУЩАТЬ ЗА ГОД И К КОНЦУ ГОДА ОН СМОЖЕТ:

  • Высказать желание послушать определённое литературное произведение.
  • С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.
  • Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.
  • с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
  • Отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочесть ещё раз?».

Викторина «Мир литературы».

1. Из каких произведений эти отрывки:

«А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара – широкие карманы. Увидав великую груздеву силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть».

(В Даль «Война грибов с ягодами».)

«Дети хлопали в ладоши и плясали от радости и опять стали бросать в воду крошки хлеба и пирожного. И дети, и взрослые говорили:

- Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой».

(Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».)

«Пошла Аленушка в огород, а в огороде-то хорошо. А в огороде-то жарко-жарко, а в огороде-то тихо-тихо, только пчелики жужжат, да комарики пищат...

Пробежала Аленушка грядку с капусткой, пробежала грядку со свеклой, пробежала грядку с морковкой».

(«Пых», русская народная сказка.)

«Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Медвежата проголодались. Понурые брели они рядышком.

- Эх, братик, до чего же мне есть хочется, - пожаловался младший.

- И мне хочется! – сказал старший».

(«Два жадных медвежонка», венгерская сказка.)

«Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

- Как же это так? – спрашивает Митю отец.

- Ножик плохой, - отвечает Митя».

(Е. Пермяк «Торопливый ножик».)

Купит с горем пополам,

Повернется к зеркалам –

Вся портновская работа

Разъезжается по швам.

(С. Михалков «Дядя Степа».)

«Бабушка подала чай. За столом было тихо. Куски печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша».

(В. Осеева «Печенье».)

2. Напишите названия произведений К. И. Чуковского.(«Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит», «Бармалей», «Федорино горе», «краденое солнце», «Телефон», «Путаница», «Крокодил»)

3. Назовите особенности сказок.

● Трехкратное повторение: три сына, три сестрицы, три медведя, три раза

● Повторы: бежит-бежит не выбежит, течет-течет не вытечет, долго-долго.

● Забавные прозвища: мышка-норушка, лягушка-квакушка.

● Встречается число 7: в «Репке» 7 персонажей, «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Семь Симеонов».

● Противопоставления: добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость.

● Почти во всех сказках счастливый конец.

● Устойчивые выражения и эпитеты: слезами умывалась, как сыр в масле, добры молодцы, красны девицы.

4.Сказочные заклинания:

Кто говорил  такие волшебные слова?

- По  щучьему велению, по моем хотению. (Емеля в Р.Н.С. «По щучьем велению).

- Сивка-бурка, вещий  каурка! Стань передо мною, как лист перед травою. (Иванушка- дурачок  в Р.Н.С. «Сивка- Бурка»).

- Сим- сим, открой дверь! (Али-Баба, арабская сказка «Али - баба и сорок разбойников).

- Лети, лети лепесток , через запад на восток, через север, через юг…

(Женя из сказки Катаева  «Цветик-семицветик»).

-Раз, два, три. Горшочек вари! (девочка из сказки Братьев Гримм «Горшочек  каши»).

- Кара-барас.  (Мойдодыр  К. Чуковского).

- Крекс, пекс, фекс. (А. Толстой «Золотой ключик.или приключения Буратино»).

- Стань передо мной, как мышь перед горой, как снежинка перед тучей, как ступенька перед кручей, как звезда перед  луной. Бурум-шурум, шалты- балты. Кто ты? Кто я? Был-я, стал- ты. (Нильс.С Лагерлеф «Чудесное путешествие  Нильса с дикими гусями»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой

Семинар - практикум для воспитателей детского сада по приобщению детей к художественной литературе...

круглый стол "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"

Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, ...

Тема: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙТема: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...

Семинар – практикум "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»

"Новые подходы в ознакомлении  детей с художественной литературой"...

Организация книжного уголка в группах ДОУ, новые подходы в ознакомлении с художественной литературой (из опыта работы)

Организация книжного уголка в группах ДОУ, новые подходы в ознакомлении с художественной литературой (из опыта работы)...