Конспект ИОС в старшей группе по развитию речи : "Прекрасная страна слов"
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Колесникова Наталья Николаевна

Данный конспект содержит очень интересный сценарий игровой обучающей ситуации по развитию речи дошкольников. Это - путешествие в Прекрасную страну слов, где детям нужно будет показать свое умение правильно говорить, фантазировать и просто играть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya_o_ios.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: «Использование игровых обучающих ситуаций в  развитии речи детей дошкольного возраста.»

“Игра — путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который призваны изменить”.

А. М. Горький

-В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место.

У современных детей дошкольного возраста наблюдаются некоторые речевые проблемы, которые затрудняют процесс формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи.

 В своей работе с детьми дошкольного возраста я столкнулась с проблемами в речевом развитии детей:

1.Нарушение звукопроизношения.

2.Несформированность фонематического слуха( что в дальнейшем приводит к трудностям

формирования процессов письменной речи).

3.Фразовая речь ребенка зачастую состоит из простых распространенных предложений,

с неправильным употреблением окончаний.

4.Словарный запас ребенка находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети

не знают обобщающих понятий, родственных слов.

5.Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении

рассказов по картинкам часто отмечается склонность к перечислению отдельных

предметов или действий.

6. Ребенок не может запомнить предложение из 5-6 слов.

7.Дети не могут рассказывать, сочинять, описывать.

Главная речевая проблема у детей дошкольного возраста – несформированность навыков и умений эффективного игрового общения, неумение устанавливать эмоциональные, личностные контакты между сверстниками и взрослыми.

Поэтому я,  как воспитатель дошкольного образовательного учреждения могу помочь в развитии разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах.

С этой целью я организовала  в своей группе  очень интересную игровую студию, которую назвала : « Игралочки-говорилочки». Работаю с детьми разных возрастных групп, начиная с младшего дошкольного возраста. Провожу игровые обучающие ситуации во второй половине дня. Длительность игровой обучающей ситуации зависит от возраста детей. ( от 15 минут до 30 минут).

 Цель работы:

Развитие речи  дошкольников  через  полноценное игровое общение  в   игровых обучающих ситуациях. 

Задачи:

1.Развитие связной речи  у дошкольников.

2.Обогащение и активизация словаря дошкольника.

3.Формирование  грамматически правильной речи дошкольников.

4.Воспитание  звуковой культуры речи  и культуры общения.

5.Формирование у детей навыков эффективного общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и взрослыми.

6.Подготовка к обучению грамоте.

- В своей работе я использую различные формы  работы для речевого развития дошкольников:

Литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книги-самоделки, проблемные ситуации, посиделки, интерактивные речевые стенды, календарь событий и т.д.

Но наиболее эффективными формами речевого развития детей я считаю нетрадиционные формы.

Одной из таких форм работы по развитию речи дошкольников является - игровая  обучающая  ситуация (ИОС).

«Освоение»  мира взрослых, принятие или непринятие их педагогических установок и отношения к жизни происходит у дошкольников в ходе совместной  предметной и предметно-игровой деятельности.

Игровые обучающие ситуации - одна из эффективных форм совместной деятельности взрослых и детей. Навыки игрового общения,  речевые умения, которые приобретаются в игровых обучающих ситуациях, помогут детям свободно употребить их и в самостоятельной  деятельности.

Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый ( педагог- воспитатель), так как именно воспитатель может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения.

К этим условиям можно отнести:

1.Обогащение детей впечатлениями об окружающем мире.

2.Привлечение внимания детей к содержанию деятельности и их взаимоотношениям (беседы, обсуждение событий из жизни, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр и т.д.)

3.Активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего в совместной.

Существует четыре вида игровых обучающих ситуаций:

1.Ситуация-иллюстрация.

2.Ситуация-упражнение.

3.Ситуация-проблема.

4.Ситуация-оценка.

В ситуациях-иллюстрациях мной,  как воспитателем разыгрываются простые сценки из жизни детей. Такие ситуации чаще всего я использую в работе с младшими дошкольниками. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий я  демонстрирую детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирую их навыки эффективного общения.

Кроме того, я  успешно использую в образовательном процессе игровые ситуации-упражнения. Теперь дети не только слушают и наблюдают, но и активно действуют. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет ; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС я начинаю использовать со средней группы. 

Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии поведения в мире людей. В этих ситуациях я, как воспитатель, привлекаю внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, дети находят выход своим чувствам и переживаниям, учатся осознавать и принимать их. Дети постепенно овладевают умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.

 В подготовительной к школе группе я  использую ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от воспитателя требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а конкретное содержание(сценарий), которое специально вносится в нее педагогом-воспитателем. Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения.

 Сценарий общения включает различные формы проведения ИОС:

1.Разговор воспитателя с детьми.

2.Игры-путешествия.

3.Игры-беседы.

4.Игры-драматизации.

5.Игры-импровизации.

В таких формах проведения игровых обучающих ситуаций в сценарий включаются изобразительная деятельность, конструирование, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание  игрушек, предметов, картин). Именно в этих видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

При составлении сценариев активизирующего общения я стараюсь подбирать конкретный языковой материал, специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложности.

 Составляя сценарии для игровых обучающих ситуаций, я предполагаю решить важные задачи:

  1. Обеспечение коммуникативного развития детей.
  2. Пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми.

В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с    применением косвенных методов, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Это позволяет мне успешно реализовывать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики: - « Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались».

Основное различие между обучающим занятием и ИОС состоит в том, что я, как воспитатель в ИОС выступаю как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Я уважаю право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а также при необходимости уходить от неприятных ситуаций.

Речевые занятия преобразуются мной так, чтобы одновременно и параллельно решать задачу формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.

  Используя в своей работе игровые обучающие ситуации я пришла к выводу, что игровые обучающие ситуации – эффективная форма совместной деятельности воспитателя и детей и имеет очень хорошие результаты:

  1. Возрос уровень речевой активности детей.
  2. Дети  активно вступают в диалог.
  3. Научились правильно задавать вопросы.
  4. Слушать и понимать речь.
  5. Строить общение с учетом ситуации.
  6. Легко входят в контакт со сверстниками и взрослыми.
  7. Ясно и последовательно выражают свои мысли.
  8. Пользуются формами речевого этикета.
  9. Умеют регулировать свое поведение в соответствии с нормами и правилами.
  10. Умеют обобщать полученные сведения в единый рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «Волшебные слова»

Познакомить детей с вежливыми словами и научить пользоваться ими в жизни....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Звуковой анализ слова "Дом"

Обучение грамоте в старшей группе(образовательная область «Речевое развитие»)Тема: «Звуковой анализ слова «дом».  Программное содержание. Учить детей проводить звуко...

Конспект по развитию речи << Прекрасная страна слов >>

Конспект по развитию речи << Прекрасная страна слов >>...

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх...