Методические рекомендации по коррекции речевой и сенсомоторной сферы у старших дошкольников с ОНР средствами логоритмики
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Иванова Ольга Валерьевна

Материал содержит цель методики, общие задачи и задачи  для каждого этапа коррекционной работы, перечень игр и упражнений, соответствующих  этапу логоритмической  работы. За основу методической разработки были положены методики таких авторов как Гринер В.А, Волковой Г.А , Шашкиной Г.Р, Таран В.Т, Егоровой И.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx62.91 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по коррекции сонсомоторной и речевой сферы у старших дошкольников  с ОНР средствами логоритмики

4.1. Цель, задачи и содержание методики

 Цель методики – преодоление речевых и сенсомоторных нарушений путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций средствами логопедической ритмики.

 Задачи:

  • совершенствование звукопроизношения и просодической стороны речи  – реализуется через закрепление произносительных навыков, формирование фонематического восприятия речевых звуков, воспроизведение ритмо-интонационной структуры речи, развитие речевого дыхания;  
  • расширение лексического словаря. Материал для логоритмических занятий подбирается с учётом лексических тем, уровня развития речи детей. Основные направления: 1) увеличение объёма предметного словаря, действий с предметами и  признаков предметов; 2) уточнение структуры значения слов;
  • формирование связной речи;
  • совершенствование общей, мелкой и речевой моторики – совершенствовались осанка, формировались точные движения пальцев рук, координировалась речевая моторика.
  • развитие неречевых психических функций;
  • эмоциональное развитие старших дошкольников с ОНР;
  • формирование творческих способностей дошкольников.

Основные общеобразовательные задачи:

  •       формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве; развитие ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей;
  •       усвоение  теоретических знаний в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия – формирование умения переживать музыкальное произведение в соответствии с его образным содержанием;
  •      эстетическое и нравственное развитие детей с ОНР – подбор речевого материала, музыкального материала для слушания, пения, выбор  гимнастических упражнений, методические приёмы, организация занятий (дидактические пособия, манера общения педагогов с детьми и дошкольников между собой)

        Перечисленные задачи взаимосвязаны и решаются в единстве в процессе логоритмической работы с дошкольниками. Обязательное условие – непрерывная  связь речевой, двигательной и сенсорной деятельности.

        Основной организационной формой являются занятия. Также задачи логоритмики могут решаться в других видах деятельности: праздники, досуги, развлечения, самостоятельная деятельность дошкольников.

        Форма организации занятий: групповая, подгрупповая, индивидуальная. При проведении занятий учитывается структура речевого дефекта, преемственность в работе с другими специалистами ДОУ (музыкальный, физкультурный  руководители и др.), возрастные возможности детей, умственная и физическая нагрузка на дошкольников.

         Обучение на логоритмических занятиях основывается на взаимодействии речи, движения и музыки.

 Изучив методики Гринер В. А., Волковой Г. А.,  Шашкиной Г.Р., Таран В.Т., Егоровой И.В, сформулировали цели и задачи по развитию речевой и сенсомоторной сферы на разных этапах коррекционной работы.

 Подготовительный этап.

 Цель – развитие коммуникативной функции речи, слухового внимания, речевого и фонематического слуха, физиологического дыхания, вызывание и формирование звука, развитие моторики.

Задачи: развитие общей и тонкой моторики, мимики, речевого дыхания,  воспитание статики движений, развитие  координации, пространственной  организации движений, развитие фонематического слуха, восприятия, внимания и памяти, развитие подражательности, развитие музыкального слуха, театрально-игровой деятельности, артикуляционной моторики, автоматизация  звуков речи.

     Упражнение на развитие мелкой моторики:

                «Зайчики и белочки»

      Зайчики и белочки вышли погулять,

 (Кисти сжаты в кулачок, поочередное разгибание и сгибание пальцев, по 2р)          На полянке солнечной в салочки играть.

(Круговые движения кистями, поочередное поглаживание кистей.)

      Выходи скорей в кружок!

   (3 хлопка, кисти принимают форму шара.)

      Здравствуй, здравствуй, мой дружок!

(Пальцы правой руки поочередно касаются пальцев левой руки.) [5; 21].

         Игра  на развитие общей моторики:  «Не сбивай, и поймай».

         Дети должны преодолеть несколько препятствий (скакалки). Одна скакалка протянута на высоте 60 см от пола,  другая — в 1 м от нее, на высоте 40 см от пола, через 1 м — следующая скакалка на высоте 5 см. Под разный характер музыки дети по очереди проходят первое препятствие походкой «мишки», т.е. на полусогнутых ногах, расставив и округлив руки; второе проползают «мышкой», т.е. на животе ползут до третьего препятствия; встают, перепрыгивают его и приседают «лягушкой», т.е. встают на четвереньки. После этого играющий должен выпрямиться, поймать мяч или обруч, брошенный логопедом, и отойти с ним в сторону. Когда все дети преодолеют препятствия, по сигналу логопеда: «Играйте!» начинают играть в мяч или обруч [3; 235].

          Упражнение  на воспитание статики движений

         «Стоп – хоп - раз».

          Дети идут под музыку друг за другом. На сигнал «стоп» останавливаются и стоят в течение 3 секунд, затем 5—10; на сигнал «хоп» подпрыгивают; на сигнал «раз» поворачиваются кругом и идут в обратном направлении.  Из игры выходит тот, кто ошибся и кто неспокойно стоял на сигнал «стоп» [3; 243].

          Игра на развитие речевого дыхания и мелкой моторики

          Дети активно и ритмично сближают кончики пальцев правой руки (2-й, 3-й, 4-й, 5-й с большим пальцем). Пальцы должны касаться друг друга у самых ногтей. Во время упражнения ритмично произносят текст:

Куры, гуси да индюшки (1/2 1/3 1/4 1/5)

Закусили лебедой, (1/2 1/3 1/4 1/5)

Наклевалися петрушки, (1/2 1/3 1/4 1/5)

Побежали за водой. (1/2 1/3 1/4 1/5)

То же левой рукой, затем двумя руками вместе  [3; 229-230].

 Фрагмент занятия на развитие мыслительных процессов, восприятия, пространственной организации движений, ритма, мимики, театрально-игровой деятельности:

 Счетовод. Счетоводы, сколько перед вами лягушек?

«Дети-счетоводы». Три лягушки.

 Дети - «лягушки» (полуприсед, руки подняты вверх, согнуты в локтях, пальцы рук растопырены и находятся на уровне головы). Ква-ква-ква.

 Музыкальный руководитель поёт один куплет песни «Лягушки и комар» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной), а дети - «лягушки», в такт звучащей музыке, выполняют ритмичные движения [6; 35].

Три лягушки вечерком  

На лугу сидели.

Полуприсед, руки ладошками-         растопырками подняты вверх.

Три лягушки вечерком  

На луну глядели.

Туловище и руки движутся слева направо.  Лица выражают радость. Во время пропевания последней фразы дети смотрят вверх.

          Игра на развитие фонематического слуха

         Дети гуляют по поляне и внимательно слушают слова – названия птиц. Если слышат звук [г], изображают гуся, а если звук [к] поднимают руки-крылья – изображают курицу.  Дети двигаются на фоне тихо звучащей мелодии и слушают счетовода, который произносит названия птиц  с утрированным выделением звуков [г] и [к].

Счетовод. Ворона, сова, кукушка, голубь, воробей, грач, павлин, скворец, синица, индюк, дятел, сорока [6; 40].

Фрагмент занятия на автоматизацию звуков [Л] и [Л’], развитие психомоторики.

Логопед:

                        День сегодня необычный,

                        Удивить хочу я вас

                        В путешествие большое

                        Мы отправимся сейчас.

А кого мы возьмём с собой?

Дети: Собаку Полкана!

Упражнение «В лодке» с движениями без музыкального сопровождения

Логопед. Взяли вёсла. Приготовились. В добрый путь!

Дети, совершая круговые движения (имитируя гребки), произносят:

                          Ла (7 раз) – лодка весело плыла

                          Ло (7 раз) – поднимаем мы весло.

Повторить дважды [2; 81].

Упражнение на развитие артикуляционных органов.

       На счёт раз – «Лопаточка» – широко распластанный язык лежит на нижней губе. На счёт «два, три, четыре, пять» - «Чашечка» - рот широко открыт. Края языка поднимаются вверх в форме «чашечки», которая располагается между верхними и нижними зубами, но не касается их. Повторить серию движений 6-8 раз [1; 37]  

        Упражнение на развитие координации движений  с речевым проговариванием (автоматизация звука [Ч]).    

Движения

Слова

Топаем на месте, высоко поднимаем колено правой, затем левой ноги

Раз, два

Правой ногой -  маленький шаг вправо

Ча

Приставляем левую ногу

Ча

Правой ногой – большой шаг вправо. Вес на правой ноге, левая остаётся в стороне

Ча

Топаем на месте, высоко поднимаем колено левой, затем правой ноги

Раз, два

Левой ногой – маленький шаг вправо

Ча

Приставляем правую ногу

Ча

Левой ногой  - большой шаг влево. Вес на левой ноге, правая нога остаётся в стороне

Ча

 Повторить несколько раз в каждую сторону  [2; 75].

 Основной этап.

 Цель – продолжать развитие неречевых психических функций, общих двигательных навыков, моторики артикуляционного аппарата, темпа и ритма,  тонких  слухо-произносительных дифференцировок.

 Задачи: развитие процессов психологической базы речи, основных движений при одновременном развитии сенсорных функций, воспитание выразительности, умения сочетать характер, темп  и ритм музыки с движениями, расширение понимания грамматических форм слов, формирование фразовой речи,  развитие речевой моторики, создание артикуляционной базы звуков и  развитие мыслительных операций (сравнения, обобщения, исключения).

 Фрагмент занятия на развитие процессов психологической базы речи, выразительности, способностей передавать в движении музыкальный образ. Развитие музыкального слуха, чувства темпа и ритма.

Логопед.                 Начинаем представленье

                                        Всем гостям на удивленье!

                                        Мы сегодня будем с вами

                                В этом зале циркачами!

На арене цирка – цирковые лошадки

Дети надевают шапочки лошадок.

Логопед.

Бьют копытцами лошадки

И хотят пуститься вскачь.

Будут мчаться словно птицы,

И кружиться и резвиться,

И стоять, и танцевать.

Корпус прямой, руки свободно опущены вдоль туловища. Удары согнутой ногой о пол и одновременное пружинящее покачивание на другой ноге.

Звучит музыка М. Красева «Цирковые лошадки», дети выполняют упражнения (композиция движений С. Рудневой) [6; 46-47].

1-4 такты

 дети бегут с высоким подниманием колен

5-8 такты

постукивают одной ногой – «бьют копытом»

9-12 такты

повторяют движения 1-4 тактов

13-14 такты

повторяют движения 5-8 тактов

15-16 такты

бегут вперёд

17-18 такты

повторяют движения 5-8 тактов

19-20 такты

Делают два шага и чётко останавливаются

 Игра «Передача мяча» на развитие словообразования, формирование фразовой речи, обогащение семантического поля слова «игрушки» словами-признаками.

 Игра идёт с музыкальным сопровождением (муз. Т. Ломовой). На затакт логопед произносит слово и бросает мяч ребёнку, который обдумывает ответ и на  «раз» следующего такта говорит, бросая мяч логопеду.

 Логопед.                  Мячик новый есть  у нас.

                                           Мы с ним играли много раз!

                                   Я бросаю, ты поймай.

                                   Быстро, точно отвечай!

 (Бросает мяч ребёнку)

 Игрушки из пластмассы  -  это какие игрушки?

 Ребёнок (бросая мяч логопеду). Пластмассовые игрушки.

Аналогично: из дерева — деревянные; из меха — меховые; из плюша — плюшевые;  из олова — оловянные; из стекла — стеклянные; из бумаги —

бумажные; из резины — резиновые; из глины — глиняные [6; 97]. 

 Игра на развитие основных движений.                                        

                                                «Лягушки».

Посередине лежит шнур в форме круга или круг начерчен на полу мелом. Одна группа детей стоит у круга, другая сидит. Педагог и сидящие дети говорят: «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки. Ква-ква-ква-ква-ква! Скачут, вытянувши ножки». Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая «лягушек». По окончании стихотворения сидящие на стульях дети хлопают в ладоши (пугают «лягушек»), те прыгают в «болотце» — перепрыгивая через черту и присаживаясь на корточки, произносят: «Ква-ква» [2; 255].

 Фрагмент занятия на развитие речемыслительных операций, подражательности [5; 171-172].

Логопед. Дети, на полянке много цветов?

Дети. Мало.

Логопед. Если мы сорвём по одному цветку, полянка станет какой?

Дети. Пустой, скучной, унылой, грустной.

Логопед. Правильно, поэтому никогда не рвите цветы просто так.  Сорвать цветок можно, если их много, если знаешь, что сможешь поставить в воду. Просто так рвать цветы нельзя, потому что….

Если я сорву цветок,

       Если ты сорвёшь цветок,

                                                 Если все – и я и ты,

    Если мы сорвём цветы,

                                                 То окажутся пусты

                                                 И деревья и кусты.

                                                 И не будет красоты,

                                                 И не будет доброты

Дети, сделав из рук рупор, повторяют каждое предложение за логопедом.

Заключительный этап.

Цель - формирование и совершенствование многообразной речевой деятельности детей, формирование предпосылок логического мышления.

Задачи: закрепление двигательных умений,  развитие образного восприятия, зрительной и слуховой памяти, дальнейшее развитие музыкального слуха,  развитие просодики речи, многообразной речевой деятельности (говорение, диалоги, монологи, речемыслительная деятельность), развитие способности к  анализу слов в предложении, развитие фонематического восприятия,  театрально-игровой  и музыкальной деятельности, формирование навыков правильного употребления звуков.

Фрагмент занятия на развитие интонации, диалогической, отражённой формы речи, театрально-игровой  и музыкальной деятельности [6; 186].

Логопед. Дети, вы листочки?

Дети отвечают на вопросы в отражённой форме речи, копируют эмоциональную реакцию.

Дети. Мы листочки.

Логопед (с удивлением и вопросительно-восклицательной интонацией)

Вы листочки?

Дети (с повествовательно-утвердительной интонацией) Мы листочки.

Логопед. Вы осенние листочки?

Дети. Мы осенние листочки.

Воспитатель (а за ним дети). На земле мы все лежим. Дунет ветер – полетим.

Звучит музыка, «дети-листочки» летают.

Воспитатель (а за ним дети). Мы летали, мы летали! Мы, листочки, так устали!

Упражнение на закрепление двигательных умений, выработку двигательного навыка.

«Круг за кругом».

Дети берутся за длинный шнур, конец шнура у водящего. Он ведет детей, и все говорят: «Друг за другом, круг за кругом мы идем за шагом шаг». По сигналу (прекращение музыки) все останавливаются, поворачиваются в круг лицом и говорят: «Стой на месте, дружно вместе сделаем вот так». Педагог (впоследствии дежурный, водящий) показывает любое движение, например, поднимает руки со шнуром вверх и смотрит на него. Дети повторяют. Звучит музыка, дети идут со словами: «Друг за другом...» и т.д. После остановки педагог показывает новое движение, наклон туловища вперед и выпрямление; или поднимание ноги, согнутой в колене, до шнура; или приседание с выставлением ноги вперед и т.д. Каждое упражнение повторяется от 3 до 6 раз. В одной игре допускается 5—6 разных движений [2; 256].

Фрагмент завершения занятия, направленный на  развитие внимания, памяти, многообразной речевой деятельности (говорение, диалог), словоизменения [6; 205].

Логопед. Дети, о чём мы сегодня с вами говорили?

Дети. Сегодня мы говорили о лесе.

Логопед. Чему было посвящено занятие?

Дети. Занятие было посвящено лесу.

Подвижная игра на дифференциацию звуков [Р] и [Л].

«Зоопарк»

Дети делятся на две команды. Соревнуясь между собой, команды раскладывают картинки (лиса, волк, слон, рысь, лев, жираф, пеликан, тигр, кенгуру, тюлень, павлин, носорог, зебра, лебедь) на две стопки, разделяя их в зависимости от наличия звуков [Р] и [Л] [7; 46].

Фрагмент окончания занятия, направленный на развитие певческого диапазона голоса, музыкального слуха, ассоциаций, умения сочетать слово с движением под музыку [6; 239-240].

Логопед. Мы сегодня на занятии закончили убирать урожай картофеля. Теперь надо отвести его домой. Звучит песня «Урожай» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной). Дети идут по залу, напевают песню, инсценируют её.

Мы корзиночки несём,

Хором песенку поём.

Урожай собирай

И на зиму запасай!

Идут по кругу в хороводе с воображаемыми корзинками.

Ритмично выполняют хлопки.

Мы – ребята-молодцы,

Собираем огурцы,

И фасоль, и горох, -

Урожай у нас не плох!

Идут по кругу хороводным шагом, имитируя сбор овощей: наклоняются, берут «овощи» и кладут их в «корзинки»

Игра на развитие чувства ритма, слогового анализа слов

«Ритмические шаблоны»

Педагог предлагает детям дать имя коротким слогам  (например, для коротких ти, для длинных – та). Педагог предлагает спеть короткие слоги ти-ти-ти-ти и длинные та-та, а фломастером рисовать маленькие кружочки на ти и большие кружочки на та. Далее детям предлагается подобрать картинки, название которых укладывается в ритмический рисунок ти-ти-та (крокодил, телефон, та-ти-ти (курица и т.д.) Теперь это будут ритмические подсказки. Педагог выкладывает с помощью ритмических подсказок ритмические рисунки. Дети, используя звучащие жесты, ложки, коробочки, исполняют его, опираясь на подсказки-шаблоны (с музыкальным сопровождением или без него) [5; 53-54].

Опираясь на ключевые моменты методик Гринер В. А., Волковой Г. А.,  Шашкиной Г. Р., Таран В.Т., Егоровой И. В. нами была разработана методика по коррекции речевой и сенсомоторной сферы  старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмики.

Ознакомившись с методикой логоритмической работы Гринер В. А. [4],  одной из положительных и важных сторон можно считать то, что автор  особое значение придает упражнениям с включением речевого материала. На занятиях слово вводится в форме пения, в беседах, пересказах, в форме заданий, связывающих разговорную речь с элементами музыкальной речи и играх на движение.

Отметим то, что в основе всего метода лежит музыкальный ритм, как организующий момент. Автор уделяет большое внимание и развитию высших психических функций, что, несомненно, является очень значимым в процессе развития детей с общим недоразвитием речи.

Одним из недостатков этой методики мы считаем то, что очень мало внимания отводится четкому проговариванию отдельных звуков (фонетической ритмике), развитию речевых, мимических движений. 

Анализируя методику предложенную Шашкиной Г. Р. [7], можно отметить, что значительная  роль отводится развитию орального праксиса, мимики, двигательной сферы, что, является одним из главных положительных моментов в этой методике.  Уделяется должное внимание и развитию высших психических функций, именно в момент речевой, игровой деятельности.  

       Но следует отметить одним из недостатков этой методики то, что очень мало внимания уделяется развитию ориентировки в пространстве, развитию чувства ритма и темпа, развитию творческой деятельности, воображения, просодии речи, что является необходимым условием для развития личности дошкольника, эмоционально-волевой сферы.

        Методика Волковой Г.А. [3],  направлена на  логоритмическую работу с детьми разных речевых нарушений. Автор предлагает проводить на логоритмических занятиях игры и упражнения для развития слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, физиологического  и речевого дыхания, голоса.

На этапе формирования звука логоритмические занятия включают материал для развития мимики лица, орального праксиса, общей моторики. Для развития орального праксиса все упражнения для губ, языка, челюсти подаются ритмично, под музыку, с четко выраженным ритмом и акцентом. Развитие общей моторики осуществляется на материале основных движений: ходьбы, маршировки, бега, поскоков, пробежек, различных построений, перестроений [3; 231].    

Автор, по нашему мнению, недостаточно раскрывает задачи по развитию театрально-игровой деятельности: обыгрывание потешек, небылиц, викторины.  Именно этому направлению в логоритмической работе большое внимание уделяет   Таран В.Т. Она большое  значение отводит развитию певческого диапазона голоса, просодике, ритмо-интонационной стороне речи в процессе игр импровизаций, инсценирования песен и различных ситуаций. Введение игровых упражнений позволяет связать звук с комплексом артикуляционных, дыхательных, двигательных упражнений в едином игровом сюжете. Музыка способствует закреплению фонематического слуха, навыков звукослогового анализа, обеспечивает стойкое запоминание артикуляционного уклада звука  и  введение его в речь [6; 11].

Посредством музыкально-двигательных образов эффективно осуществляется формирование базы для предметного словаря, способности к абстрагированию слов, усвоение их обобщённого и понятийного значения [6; 16].

 Интересный игровой сюжет, элементы новизны при проведении серий вариативных занятий, раскрепощают детей, воспитывают уверенность в себе, целеустремлённость, создают благоприятную почву для решения коррекционных задач [6; 9].

 Обобщая опыт работы вышеперечисленных авторов, предлагаем структуру   занятия по логопедической ритмике.

 Продолжительность занятия в старшей логопедической группе – 25-30 мин. Вид данных занятий – интегрированные занятия, в ходе которых объединяются три области: логопедия, физическая культура, музыка. Соблюдается включение различных видов речевой, физической, музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические игры, развитие лексики, грамматики, слоговой структуры слова, фонематического слуха, основных двигательных умений и навыков, мелкой и речевой моторики). Задания объединены одной лексической темой, к которой педагоги (логопед, воспитатели, музыкальный и физкультурный руководители) готовят наглядный, речевой, двигательный материалы, музыкальный репертуар. Изучаемый материал, преподносится каждым педагогом по  разному, но в конечном итоге составляют единый сюжет логоритмического занятия. Оно имеет три части: первая, вводная часть, занимает 20% времени от всего занятия и включает установление эмоционального контакта логопеда с детьми, приветствие, сообщение темы занятия, проведение музыкально-ритмических упражнений.

Вводная часть.  Ходьба  по залу под музыку разного темпа, с упражнениями на различные виды ходьбы (на носках, на пятках, имитируя движения зверей) и бега (в обычном ритме, быстрее, медленнее, с приставным шагом, меняя направления), общеразвивающие упражнения.

Вторая часть, основная, составляет 70% времени от занятия и включает  разнообразные виды музыкально-художественной деятельности, направленной на устранение речевых и неречевых дефектов, а также коррекция различных сторон речевых нарушений. Содержит решение тех коррекционных задач, которые актуальны  на данном этапе обучения:

       Основная часть.

– дыхательные и артикуляционные упражнения (для всех детей с учётом их подготовки, уровня артикуляционной моторики)

– речевые упражнения и задания (на развитие фонематического восприятия: анализа, синтеза; автоматизацию и дифференциацию звуков, грамматического строя речи, лексического словаря)

– игры на координацию речи с движением под музыку, подвижные игры (слушание музыки и  пение, развитие мелкой и речевой моторики, просодики, темпо-ритмической сферы, развитие внимания, памяти, мышления, творчества средствами игровой деятельности).

       Третья часть, заключительная, занимает 10% всего времени занятия. Имеет огромное воспитательное и оздоровительное значение, так как является показателем положительного воздействия логоритмических средств для устранения речевых и сенсомоторных нарушений.

        Заключительная часть. Ходьба под спокойную музыку, упражнения на восстановление дыхания, релаксацию.

        При подготовке конспектов занятий по логопедической ритмике следует опираться на многие параметры коррекционной работы, составляющие единство содержания и формы.    

Список используемой литературы

      1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. -  СПб.: КАРО, 2005. – 176 с.

2. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144с. – (Логопед в ДОУ)

3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. -- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).

4. Гринер В.А.  Логопедическая ритмика для  дошкольников: Пособие для работников логопедических учреждений .  2-ое изд.,- М., Учпедгиз, 1958. (илл., ноты).

5. Егорова И.В. Музыкальное воспитание как средство коррекции общего недоразвития речи у дошкольников: учеб.-метод. пособие / И.В. Егорова. – СПб.: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2012. – 112 с.

6. Таран В. Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 336 с.

7. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Гульнара Рустэмовна Шашкина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Исследовательская технология при проведении экспериментальных занятий со старшими дошкольниками"

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи практическим работникам ДОУ при организации экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками....

Методические рекомендации по коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников

К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Усп...

Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений

Методические рекомендации по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников посредством игр и игровых упражнений будут полезны для педагогов образовательных организаций...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению

Представлен методический материал для воспитателей ДОУ, студентов о созданию педагогических условий в детском коллективе для формирования личностной готовности дошкольников к школьному обучению в проц...

Методические рекомендации для воспитателей. «Методы и формы развития мышления старших дошкольников».

Методические рекомендации для воспитателей. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного.«Методы и формы развития мышления старших дошкольников»....