Конспект интегрированного занятия «Изба красна не углами, а пирогами»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Суслова Татьяна Олеговна

Беседа о жилище человека в старину, его устройстве, о мебели.

Словарная работа: «бабий куть», «изба», «хоромы», «терем», «красный угол», «полати».

Драматизация русской народной сказки «Теремок» на новый лад.

Изготовление теремка из солёного теста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_attestatsiya.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 102»

Конспект интегрированного занятия

«Изба красна не углами, а пирогами»

                                                                 

                                                                         Воспитатель: Суслова Т.О.

Г. Оренбург 2014г.

Программное содержание

1.Закреплять представления детей об устройстве дома, мебели.

2.Закрепить лексический материал по теме «Квартира. Мебель»

3.Развивать связную и обратную речь.

4.Познакомить детей с образцами устного народного творчества-

сказкой  «Теремок» на новый лад.

5.Развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук (тестопластика).

6.Воспитывать интерес к фольклору, уважение к народной культуре.

План занятия

1.Беседа о жилище человека в старину, его устройстве, о мебели.

2.Словарная работа: «бабий куть», «изба», «хоромы», «терем»,

«красный угол», «полати».

3.Драматизация русской народной сказки «Теремок» на новый лад.

4.Изготовление теремка из солёного теста.

5.Чаепитие.

Материалы и оборудование: электронная презентация «Русская изба», кинопроектор, атрибуты к сказке « Теремок», солёное тесто, основа для картины, салфетки.

Ход занятия

На мольберте размещена иллюстрация «Русская изба». Педагог обра

щает на неё внимание детей.

ПЕДАГОГ. Люди в старину жили не так, как мы сегодня. И одежда была другая, и обувь, да и дома были совсем другие. В каких домах вы живёте?

ДЕТИ. Мы живём в каменных (кирпичных) домах ,в них много  этажей, много квартир…

ПЕДАГОГ. А в старину люди жили в деревянных домах, сделанных из брёвен. Жили большими дружными семьями, работали все вместе и всегда помогали друг другу.

Устройство дома было  другое, и мебель была другая. Обычный дом состоял из одного жилого помещения. Отделялся уголок для женской работы. Назы-вался он «бабий куть», располагался, как правило, за печкой, по правую сторону от входа и отгораживался занавеской. Часто вместо занавески ставили деревянную перегородку. Здесь женщины  занимались приготовлением пищи и рукоделием. Ребята, а как сейчас называется помещение, в котором  хозяйка готовит еду?

ДЕТИ. Кухня.

ПЕДАГОГ. Напротив находился красный угол, здесь стоял стол  ,а над ним  висели иконы и горела лампадка. Красный считался самым красивым цветом, символом солнца, которое дарит тепло, жизнь. Красный угол-значит самый красивый, самый нарядный. В красном углу сидел хозяин дома-глава семьи. Ребята, на чём мама готовит еду?

ДЕТИ. Мама готовит еду на плите или в микроволновой печи.

ПЕДАГОГ. В старину ни газовых, ни электрических плит не было. Зато в каждой избе была печь. Она занимала центральное место в избе. В печи готовили еду ,в  холодное время года печь обогревала дом. Ребята, на чём мы сидим дома?

ДЕТИ. Мы сидим на стуле, табурете, диване.

ПЕДАГОГ. А в старину вдоль всех стен жилого помещения устраивались неподвижные лавки на подножках. Вдоль стен в избе стояли и сундуки. В них хранили одежду, ткани. А в чём мы храним вещи?

ДЕТИ. Мы храним вещи в шкафу.

ПЕДАГОГ. Спали крестьяне обычно на встроенных и передвижных кроватях. Такие кровати наглухо прикреплялись к стенам с двух сторон и имели одну спинку, а размещались в углу. Для маленьких детей подвешивались люльки, колыбели. В уральской избе устраивали полати. Полати-лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью. На полатях можно спать, так как печь долго сохраняет тепло. На полатях могло разместиться несколько человек(в лежачем положении). Обычно на полатях спали дети.

Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть в игру «Бабушка Маланья».

В старину, как мы уже говорили , дома называли избами, большие дома –хоромами. Вы слышали слово «теремок»? Терем-это высокое жилое здание или его часть. Терем-ласковое название жилища, дома.

Драматизация сказки «Теремок» на новый лад.

АВТОР: Как то мышке надоело жить в лесу, в норе глухой.

И в дорогу, чуть не смело, дом пошла, искать другой

Тихо песню напевая, по тропинке шла пешком

И никак не ожидала, здесь увидеть терем-дом

Огляделась и сказала:

МЫШКА: Интересно, что же в нем? Так похож на терем он!

Евро окна и балкон, просто сказка этот дом!

Кто живет? Надо спросить, может я смогу там жить?

АВТОР: В дверь несмело позвонила, ручку дернула, открыла

МЫШКА: Странно, в доме никого. Боже, как мне повезло!

Ну и заживу здесь я, пусть завидуют друзья!

АВТОР: А поблизости, в болоте, где жила лягушка Ква

Без проблем и без заботы, вдруг исчезла вся вода

Не поесть ей, не попить, пошла помощи просить.

Видит, теремок стоит

КВА: Позвоню, вдруг впустит кто. Кто же в тереме живет?

Мышка: Кто? Кто здесь живу я- мышь! А чего ты здесь стоишь?

И вообще, иди ка прочь, спать пора мне, уже ночь.

Ква: Что ты? Мы с тобой друзья, видишь вся продрогла я.

Ты пусти с тобой пожить, буду я тебе служить.

МЫШКА: Мне прислуга не нужна, и вообще мы не друзья

Я богата, ты бедна, буду жить я здесь одна.

Лягушка уходит.

АВТОР: В лесу похолодало, дождь заморосил,

а бездомный заяц рядышком бродил

Весь продрог он мокрый, ничего не ел.

Накануне ночью дом его сгорел

Подошел он к дому, позвонил в звонок

А в ответ сердито отвечают:

МЫШКА: Кто?

ЗАЙЧИК: Это я, зайчонок, я продрог, замерз

Ведь сгорел мой домик, нет уж больше слез

Я прошу погреться и с тобой пожить

Будет веселее, будем мы дружить.

МЫШКА: Ты вообще не знаешь, с кем ты говоришь?

Мы дружить не будем, я богачка-мышь

Не впущу тебя я, уходи ка прочь

Спать уже ложусь я, наступает ночь

Зайчик уходит.

АВТОР: Рядом лисонька Мария, поздней ноченькой бродила

Увидала теремок и нажала на звонок

ЛИСА: Нужно срочно позвонить, кто же здесь живет спросить.

Может мыши, может куры, будет очень вкусный ужин!

Кто же? Кто же? Здесь живет, ну откройте свой замок!

МЫШКА: Кто? Кто, здесь живу я –мышь! А чего ты здесь стоишь?

Спать мне тоже не даешь, уходи ка лучше прочь.

ЛИСА: Мышка, ты меня впусти, буду я с тобой дружить

Не куда же мне идти, можно мне с тобой пожить?

МЫШКА: Нет, с тобой мы не друзья. Я богата, ты бедна.

Да к тому же ты хитра, буду жить я здесь одна.

Лиса уходит

АВТОР: Много ведь в лесу зверей, жил здесь рядом кот Матвей

Ночью спал он под кустом, но ведь сыро под дождем.

Вдруг почуял, мышка рядом, пригляделся хитрым взглядом

Стоит домик теремок Кто же? Кто же в нем живет?

КОТ: Позвоню, вдруг мне откроют, пожалеют и накормят.

Чую, прячется здесь мышь!

МЫШКА: И чего ты здесь стоишь? Уходи ка лучше прочь

Спать пора мне, уже ночь.

КОТ: Мышка, милая, прости, хоть и ночь уж на дворе

В прятки поиграй со мной, я же добрый кот Матвей

Ночью не найду тебя, очень плохо вижу я.

МЫШКА: Ладно, ты глаза закрой и считай-ка до пяти, а потом искать иди.

АВТОР: Мышка спряталась в траве, очень зоркий был Матвей.

Посчитал он до пяти, мышку разом он схватил

Лекцию ей прочитал, мышку кот перевоспитал

В дом вошел и стал там жить и хозяйство разводить

Утром всех позвал друзей, ведь он добрым был Матвей

Он богатством не хвалился и со всеми всем делился

Все вместе: Сказка учит нас дружить, помогать друг другу

Ведь за деньги не купить доброту и дружбу!

Затем детям предлагают материалы для изготовления теремка в технике тестопластики.

ПЕДАГОГ. Ребята, а вы хотите сделать теремок .  Пусть каждый вылепит свой красивый теремок из солёного теста, чтобы зверюшки захотели в нём поселиться.

Дети выполняют работу. Затем прибирают рабочее место, моют руки.

ПЕДАГОГ. Есть такая русская народная пословица: «Красна изба не углами, а пирогами». Красным в старину называли красивое, прекрасное, лучшее. Дом славился не красотой внешнего вида, не богатством , а хлебосольством, гостеприимством хозяев. Иными словами, лучший дом не тот ,где богаче или красивее , а тот, где хозяин щедр, не скупится на угощение. Я приглашаю вас к столу-угоститься пирогами  вкусными с чаем горячим.

Проводится чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

Интегрированное занятие "Гости на порог - хозяйка за пирог"

Цель: воспитание  чувств патриотизма и любви к своей малой Родине; привитие интереса к традициям  и быту старины....

конспект интегрированного занятия "Русская изба"

Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность...

Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы с ОНР по лексической теме «Домашние животные» в условиях «русской избы».

Вашему вниманию предоставляется конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Домашние животные". На данном занятии применяются с...

Учебно-методический материал «Изба красна не углами, а пирогами»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13500745","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"391","style":"width: 300px; height: 244px;","width":"480"}}]]...

Конспект интегрированного занятия «Путешествие по страницам Красной книги» по лэпбуку «Красная книга»

Сформулировать детям понятие о Красной книге, как о документе об исчезающих видах животных, рассказать о ее назначении с помощью лэпбука....

Конспект интегрированного занятия Тема Красная книга Бурятии

Цель: Формировать знания детей о «Красной книге».Задачи: Расширять представления детей об исчезающих животных, занесенных в «Красную книгу»; развивать коммуникат...