Главные вкладки

    Опыт работы «Работа с многозначными прилагательными в процессе речевого развития дошкольников»
    методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Актуальность

    Одной из основных задач речевого развития дошкольника является формирование словаря. Характеризуя речь ребенка, принято говорить об активном и пассивном запасе слов. Однако объемом словаря далеко не исчерпывается характер усвоения ребенком лексики родного языка. Изучая словарь детей, нужно особое внимание уделять на правильность понимания значений слов. Именно понимание значений слов позволяет ребенку общаться с окружающими его людьми, обеспечивает взаимопонимание, играет огромную роль в формировании и совершенствовании речевого мышления. В соответствии с этим необходимо уделять больше внимания работе над словом как структурной единицей, определяющим свойством которой является семантическое содержание. Слова, обозначающие объекты действительности, обладают многозначностью, вступают в различные семантические отношения, которые необходимо раскрывать детям, с целью обеспечить полноценное усвоение ими родного языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 15_07_mnogozn_prilagatelnye.doc74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт работы «Работа с многозначными прилагательными в процессе речевого развития дошкольников»

    Актуальность

    Одной из основных задач речевого развития дошкольника является формирование словаря. Характеризуя речь ребенка, принято говорить об активном и пассивном запасе слов. Однако объемом словаря далеко не исчерпывается характер усвоения ребенком лексики родного языка. Изучая словарь детей, нужно особое внимание уделять на правильность понимания значений слов. Именно понимание значений слов позволяет ребенку общаться с окружающими его людьми, обеспечивает взаимопонимание, играет огромную роль в формировании и совершенствовании речевого мышления. В соответствии с этим необходимо уделять больше внимания работе над словом как структурной единицей, определяющим свойством которой является семантическое содержание. Слова, обозначающие объекты действительности, обладают многозначностью, вступают в различные семантические отношения, которые необходимо раскрывать детям, с целью обеспечить полноценное усвоение ими родного языка.

    Особенности понимания детьми многозначных прилагательных (с переносным значением)

    Задания предлагались детям подготовительной к школе группы (6-7 лет) в начале учебного года.

    Участвовало 6 человек.

    Цель: Выявить понимание детьми многозначных прилагательных в переносном значении.

    В  качестве речевого материала были взяты словосочетания с многозначными прилагательными. Инструкция: «Я тебе скажу два слова – «злая зима», - а ты мне объясни, что значит слово «злая»? Как можно сказать по-другому?». Это здание требовало от ребенка осознания смысловой стороны слова, определения его значения в данном словосочетании.

    Многозначные прилага тельные

    Ответы детей

    Злая зима

    Злая зима, когда весна приходит. Она с ней борется и злится. Снег идет весной. (Арина)

    Это, когда очень холодно. (Руслан)

    Потому что ветер дует, и не видно, все затуманилось. Снег идет. (Даша)

    Когда очень холодно, мороз сильный и ее называют злая зима. (Кристина)

    Холодная очень. Все боятся выходить на улицу. (Владик)

    Значит, она все метет, все дороги. ( Андрей)

    Колючий ветер

    Осенью, зимой. Щиплется, неприятный, сильный. (Арина)

    Иголки ветер сдувает с елки, и они летят в лицо, колют. (Руслан)

    Потому что колется…от зимы. Иголочки острые. (Даша)

    Когда очень холодный ветер, и тогда замораживает щеки, руки. (Кристина)

    От елки, и кидаются в лицо. (Владик)

    Руки колет. (Андрей)

    Легкий ветерок

    Слабенький. (Арина)

    Тепло, медленно дует. (Руслан)

    Когда погода хорошая. Легко. Не шуршит, а спокойно летит. (Даша)

    Не сильный, а когда он тихий, не как ветер, а тихий. Чуть-чуть дует. (Кристина)

    Ели-ели. Слабый, приятный, чуть прохладный. (Владик)

    Чуть-чуть дует. Слабый. (Андрей)

    Золотые волосы

    Не бывает. Только в сказках, у Златовласки, принцессы. (Арина)

    Блестят. (Руслан)

    Покрасили или когда пшикаешь, как это…лаком у мамы. (Даша)

    Это… ну желтенькие, беленькие. (Кристина)

    Золотые…рыжие. (Владик)

    Рыжие, потому что блестят на солнце. Очень красивые! (Андрей)

    Анализ: Хотя были взяты часто употребляемые выражения, в которых переносный смысл стерся, не всем дошкольникам они были понятны. В объяснении смысла слов с переносным значением дети пытались связать его с прямым значением этого же слова: «Золотые волосы – рыжие, блестят, их покрасили краской. Бывают у принцесс». «Колючий ветер – это, когда упали с елки иголки, а ветер поднял их и колет ими в лицо». Отдельные дети ищут синонимы или замену: «Колючий ветер – неприятный, сильный, щиплется. Легкий ветерок – дует чуть-чуть, ели-ели, медленно, слабый, приятный, чуть прохладный. Золотые волосы – красивые».

    Таким образом, понимание переносного значения имен прилагательных оказалось трудным для дошкольников.

    Вывод: Некоторые дети уже чувствуют способность слова обладать одновременно несколькими значениями, в том числе переносными. У многих детей полисемичные прилагательные имеются в активном словаре в своем основном, наиболее употребляемом значении. Случаи понимания и употребления в речи переносных значений при спонтанном овладении языком редки. Причем закрепленное в сознании значение дошкольник стремится связать со знакомыми словами. Поскольку новое значение не совпадает с прежним, ребенок дает этому объяснение, не совпадающее с реальной действительностью.

    Буквальное понимание переносного значения слова можно объяснить общим конкретным характером мышления дошкольника, недостаточным овладением ребенком лексики родного языка.

    Однако в дошкольном возрасте налицо потенциальные возможности понимания детьми многозначных слов в переносном значении. Поэтому необходимо вести специальную работу по овладению детьми многозначных прилагательных в их переносном значении.

    Содержание работы с многозначными словами

    В обогащении речи прилагательными особенно большую роль играет художественная литература, в которой особое внимание уделяется семантизации (раскрытию смысловой стороны слова). Поэтому применялось чтение художественных произведений. Данная работа развивала у детей не только полноценное восприятие литературных произведений, но и подводила их к выполнению разнообразных творческих заданий. Детям говорилось, что автор, прежде чем охарактеризовать какое-либо событие, тщательно отбирает слова, которые наиболее точно и вместе с тем выразительно, передают действия героев, их внутреннюю сущность, поступки.

    Также уделялось внимание на развитие умений точно употреблять слова в словосочетаниях и предложениях. Предлагались различные дидактические упражнения, игровая задача которых состояла в быстром подборе соответствующего слова.

    Работа проводилась с теми же прилагательными (злая, колючий, легкий, золотые в переносном значении), но в сочетании с другими существительными.

    Работа над прилагательными «ЗЛОЙ», «КОЛЮЧИЙ»

    Для понимания прилагательного «злой» в переносном значении детям предлагались литературные произведения «Проказы старухи зимы» К.Д. Ушинского, «Зимнее утро» и «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Поет зима – аукает» С.А. Есенина.

    В рассказе К.Д. Ушинского надо показать детям, что морозцы бывают не только слабыми, легкими, но и злыми, т.е. лютыми, студеными, крепкими, суровыми. «Идут морозы один злее другого, с елки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощелкивают, зверей пугают… посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озерам, по рекам мосты строят… Заволокли морозы узорами оконницы в окнах, стучат и в стены, и в двери, так что бревна лопаются.»

    Детям загадываются загадки «Не огонь, а жжется», «Без рук рисует, без зубов кусает». (мороз)

    Также предлагаются пословицы «Мороз не велик, да стоять не велит», «Береги нос в большой мороз». Предлагаются фразы из рассказа А.Н.Толстого «Сугробы»: «Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки»; и из сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»: «Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старичку было помягче спать, и у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели…» Детям предлагается подумать, какими хотят изобразить авторы мороз, воздух, снег. (колючими)

    Дидактическое упражнение. Цель: подобрать слова, похожие по смыслу.

    Колючий снег (воздух) - … холодный, неприятный, щиплется.

    Колючий взгляд - … злой, хмурый.

    Колючий предмет - … острый.

    В произведениях Пушкина «Зимнее утро» и Есенина «Поет зима – аукает» надо было донести до детей образ вьюги – злой, бешенной, суровой: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась…», «А вьюга с ревом бешенным стучит по ставням свешенным и злится все сильней…».

    Детям неоднократно читалась сказка Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Дети вспоминают последний приход старика к рыбке, каким было море. (черным, сердитым, воющим, злым, могучим, сильным, резким, порывистым)

    Важно подвести детей к пониманию того, что природа не всегда бывает тихой, спокойной, безоблачной, но и бурной, порывистой, суровой – злой. Всем живым существам она приносит страх, беду, неприятности.

    Работа над прилагательным «ЛЕГКИЙ»

    Проводился досуг «Петрушка читает стихи».

    Цель: Углублять понимание значений слов, активизировать в речи детей синонимы и антонимы, развивать доказательную форму речи.

    Петрушка читает стихотворение:

    Что за грохот, что за стук? Сел комар в лесу на сук.

    Треснул сук под комаром. Вот откуда этот гром. (С.Я. Маршак)

    Задает вопросы: «Почему в лесу раздался стук и гром? Как об этом сказано в стихотворении? Комар легкий или тяжелый? Может ли сломаться сук под комаром? А что значит легкий? (маленький по весу) Кто или что еще может быть легким? (Воздух, вата, корзина, сумка, завтрак, задача, мороз, запах) Что означает слово «тяжелый»? (имеет большой вес) Что может быть тяжелым? (камень, чемодан, сумка, сундук, дорога, характер)».

    Далее Петрушка читает стихотворения И.Белоусова «Первый снежок» и Я.Акима «Первый снег». Дети закрывают глаза и слушают «Первый зимний снежок белым пухом летит. Первый легкий мороз веселит и бодрит»; «Он кружится, легкий, новый, у ребят над головой…»; представляют картину ранней зимы: легкий воздушный первый снег, легкий слабый морозец.

    Затем даются упражнения на подбор синонимов.

    Легкий снежок - … слабый, легкая сумка - … имеющая малый вес, легкий разговор - … радостный, задушевный, легкая задача - … быстро решаемая, легкий воздух - … чистый, свежий, легкий звук - … ели слышный, тихий.

    А также задание на подбор антонимов.

    Тетрадка легкая, а стол… тяжелый.  Эта задача легкая, а эта… трудная. Поземка легкая, а ураган… сильный, порывистый. Летнее платье легкое, а зимняя шуба… теплая. У дудочки звук легкий, а у барабана… громкий.

    Такое задание помогало выявить дифференциацию значений полесимичного прилагательного, а также формированию умения подбирать точный антоним к каждому из значений. Наблюдалось смешение слов по лексическому значению в подборе противоположных слов были ошибки.

    Работа над прилагательным «ЗОЛОТОЙ» 

    Детям читалось стихотворение З.Александровой «Одуванчик».

    «Одуванчик золотой был красивый, молодой…

    Одуванчик золотой постарел и стал седой».

    Детям предлагается подумать, почему автор называет одуванчик золотым, а затем седым, почему именно к такому сравнению прибегает автор.

    Детям загадываются загадки «Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла» (тыква), «По золотому блюдечку золотое яблочко катится» (солнце), «Полна коробушка золотых воробушков» (угли в печке), «Золотое решето черных домиков полно; сколько черненьких домов, столько беленьких жильцов» (подсолнух), «Золотой мост за сотни верст» (луч).

    Дети говорят, какое слово повторялось (золотой). Проводится беседа по каждой загадке: почему в этих загадках используется этот эпитет.

    Также детям читается рассказ М.М. Пришвина «Золотой луг».

    «Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой». Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым…» Дети закрывают глаза и представляют картину золотого луга. Потом задается вопрос: «Почему луг называли золотым? Какой он? Как еще можно сказать про луг?» (желтый, красивый, согретый солнцем).

    В стихотворении Е.Трутневой «Улетает лето» показана картина золотой осени.

    «Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах –

    Это платье золотое у березы на плечах». Проводится беседа.

    Дидактическое упражнение «О чем так говорят»

    Цель: Подобрать существительные к прилагательным.

    Даются слова «злой», «колючий», «легкий, «золотой».

    А также на подбор прилагательных к существительным. Какими бывают «зима», «ветер», «ветерок», «волосы»?

    Дидактическая игра «Кто больше назовет»

    Цель: Умение быстро и точно найти нужное слово (синоним или антоним).

    Давались словосочетания: злой мороз, злой взгляд, злой человек, злой поступок; колючая елка, колючий снег, колючий ежик; легкая задача, легкий завтрак, легкий звук, легкий предмет; золотой луч, золотое кольцо, золотой одуванчик, золотые руки, золотое сердце, золотая осень.

    Дети подбирали синонимы или антонимы к данным словосочетаниям. За правильный ответ дается фишка. Кто больше соберет, тот и выиграл.

    Дидактическое упражнение «Кто внимательный»

    Цель: Выделить на слух слова, противоположные по смыслу, объяснить смысл выражений.

    Мачеха злая, а матушка добрая. У волка взгляд колючий, а у лани ласковый. Солнце золотое, а месяц серебряный. Тяжело в учении, легко в бою.

    Дидактическое упражнение «Найди ошибку»

    Цель: Формировать умение выбирать наиболее адекватное слово из синонимического ряда.

    Детей обучали проводить оценку словосочетаний по смыслу и исправлять высказывания, в которых была ошибка. Детям предлагалось подумать, можно ли так сказать и, если нет, то как сказать правильно. При подборе речевого материала брались как неправильные словосочетания, так и правильные.

    Тяжелый чемодан – тяжелый ветер (сильный) – тяжелая задача (трудная) – тяжелый мороз (сильный) – тяжелый звук (громкий).

    Колючая иголка, острая – колючий суп (острый) – колючий нож (острый) – острый снег (колючий) – острая крапива (колючая) – острый ежик (колючий).

    Трудная задача – трудная сумка (тяжелая) – трудный ветер (сильный) – трудный сундук (тяжелый) – трудный запах (неприятный).

    Жаркий полдень – жаркий суп (горячий) – жаркий спор (горячий) – горячий день (жаркий).

    Данное задание способствовало формированию осознанного выбора языковых средств, совершенствовало точность словоупотребления. Вопрос «Можно ли так сказать?» повышает произвольность детской речи. Упражнение формирует умение контролировать правильность речи. Неправильные словосочетания вызывали у детей улыбку, смех, удивление, протест.

    Наблюдения показали, что у старших дошкольников развивается не только умение оценивать чужую (слышимую) речь, но и свою собственную. У детей постоянно формировалось умение, исключающее ошибку в речи, или уменьшающее вероятность ее появления.

    Результаты работы с детьми

    Цель: Выявить понимание детьми многозначных прилагательных в переносном значении (после проведенной работы).

    В конце учебного года детям предлагались такие же задания, что и в начале года.

    Многозначные прилага тельные

    Ответы детей

    Злая зима

    Лютая. Злится и морозы нагоняет. Даже на улицу выходить не хочется. (Арина)

    Противная. Ураган несет, метель… Морозная, ледяная. Всех хочет заморозить. Холодная. (Руслан)

    Холодная. Она хочет людей заморозить, но ничего у нее не получается. Люди сидят в теплых домах, дети играют в снежки, катаются на санках, смеются. А зима от этого злится все больше – морозит. (Даша)

    Щеки замораживает, холодно становится. (Кристина)

    Морозит всех… Замораживает лицо, руки. (Владик)

    Холодная. С дороги все сметает. Лицо щиплет. Суровая зима, студеная. ( Андрей)

    Колючий ветер

    Злой, сильный, неприятный, холодный, ледяной. (Арина)

    Резко дует, противный, неприятный, холодный, морозный. (Руслан)

    Сильный, порывистый. (Даша)

    Руки замораживает, холодный. (Кристина)

    Грозный, могучий, ледяной. Придешь домой, и руки все защиплет от холода.  (Владик)

    Суровый, сильный, холодный, ледяной, неприятный. Щиплет. Очень сильно и резко дует, как будто иголочками все лицо колет. (Андрей)

    Легкий ветерок

    Нежный, слабый. (Арина)

    Слабо дует. Прохладный немножко. (Руслан)

    Дует ели-ели. (Даша)

    Чуть-чуть дует. Приятный, ласковый. (Кристина)

    Слабый очень. Дует слегка, листики шелестят. (Владик)

    Деревья чуть качает. Нежный, приятный, теплый. (Андрей)

    Золотые волосы

    Красивые очень-очень. Рыжеватые… Пушистые, мягкие. (Арина)

    Хорошо причесанные, густые, нежные. Как солнышко… Светлые! (Руслан)

    Роскошные, мягкие, красивые, завивающиеся. (Даша)

    Очень красивые, густые, ухоженные. (Кристина)

    Рыжие. (Владик)

    Лучик солнышка касается, и он их окрасил в рыжий цвет, они блестящие, светящиеся… необыкновенно красивые. (Андрей)

    Анализ: Детям стал более доступен переносный смысл прилагательных. Не было удивления, т.е. дети начали понимать, что у слов есть не одно (прямое), а несколько (переносных) значений. Легче всего дети справились со словосочетанием «легкий ветерок» (дует ели-ели, слабый). Все дети ответили правильно, почти не задумываясь. Посложнее показались детям другие словосочетания. Они задумывались, искали слова синонимы, подбирали прилагательные: «колючий ветер» (сильный, неприятный, холодный, ледяной), «золотые волосы» (красивые, густые, нежные, мягкие).

    Некоторые дети в процессе работы стали не только понимать, но и употреблять в речи многозначные слова в переносном значении.

    Вывод: Углубленная лексическая работа, в которой основное внимание уделяется семантическим сопоставлениям слов, дидактические игры и упражнения по подбору синонимов и антонимов, чтение художественной литературы влияют на качество речи, развивают словарь детей, помогают им понять смысл многозначных слов в переносном значении.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы «Работа с многозначными глаголами в процессе речевого развития дошкольников»

    АктуальностьОдной из основных задач речевого развития дошкольника является формирование словаря. Характеризуя речь ребенка, принято говорить об активном и пассивном запасе слов. Однако объемом словаря...

    Методическая работа с педагогами детского сада по познавательно-речевому развитию дошкольников

    опыт работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста...

    Распространение опыта работы в педагогическом сообществе " «Использование мнемотаблиц в речевом развитии дошкольников»"

    Распространение  опыта работы в педагогическом сообществе " «Использование мнемотаблиц  в речевом развитии дошкольников»"...

    ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

    ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста «Познавательно-речевое развитие дошкольников»...

    Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

    Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

    Обобщение опыта работы по теме: «Влияние моторной деятельности на речевое развитие дошкольников с ТНР»

    Мою группу посещают дети в возрасте 5-7 лет с отклонениями в речевом развитии. Специфика моей работы для детей с тяжелым нарушением речи определяется у каждого из них: речевым недоразвитием; недостато...

    Представление опыта работы по теме "Использование мультипликационных фильмов в речевом развитии дошкольников"

    Мультипликационные фильмы предоставляют отличную возможность для внесения разнообразия и индивидуализации в воспитательно-образовательный процесс....