Главные вкладки

    Представление опыта работы по теме "Использование мультипликационных фильмов в речевом развитии дошкольников"
    статья по развитию речи

    Пестерева Вера Шайхатдиновна

    Мультипликационные фильмы предоставляют отличную возможность для внесения разнообразия и индивидуализации в воспитательно-образовательный процесс. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt.docx20.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Представление  опыта работы по теме:

    «Использование мультфильмов в речевом развитии дошкольников»

    На современном этапе развития дошкольного образования актуальным является преобразование и совершенствование новых методов, форм и приемов по развитию речи детей дошкольного возраста, рассматриваются  и применяются  инновационные технологии, обновляется содержание и целевое предназначение дидактического материала. Следовательно, большая роль в связи с этим отводится применению педагогом мультипликационных  фильмов. На это указывают работы современных педагогов: А.А. Гуськова, И.А. Ледник, Г.Л. Сперанской.

    В процессе просмотра мультипликационного фильма дети сопереживают, проживают события вместе с героями. У ребенка это вызывает сильную эмоционально-чувственную реакцию, проявляющуюся в самых разных формах, в том числе в форме речевого высказывания. Мультфильмы служат прекрасным средством развития мышления, внимания, воображения и памяти у детей. Благодаря им значительно расширяется кругозор и совершенствуются коммуникативные навыки, дошкольники учатся выражать свои чувства и настроение. Мультипликационные фильмы предоставляют отличную возможность для внесения разнообразия и индивидуализации в воспитательно-образовательный процесс.

    Работа над содержанием мультфильма позволяет сформировать разные стороны речи ребенка: фонематическую, лексико-грамматическую, что создает базу для овладения связным речевым высказыванием. Мы стараемся подбирать мультфильмы для детей дошкольного возраста с учетом лексических тем, лучше всего подходят мультфильмы советского периода.  Например, при изучении темы « Птицы» прекрасно подойдут мультфильмы: ««Серая шейка» (1948), «Оранжевое горлышко» (1954), «Высокая горка» (1951), «Гадкий утенок» (1956). При изучении животных леса используем мультфильмы: «Беги, ручеек!» (1974), «Хомяк-молчун» (1972), «Таeжная сказка» (1951), «В лесной чаще» (1954). Даже в таких темах, как «Цирк» или «Транспорт» используются мультфильмы,  например: «Лошарик» (1971), «Каникулы Бонифация» (1975) или «Шесть Иванов – шесть капитанов» (1967),  «Сказки о машинах» (1975).

    Работа по развитию речи дошкольников на материале мультипликационных фильмов должна строиться с учетом следующих принципов:  реалистичность, сознательность и активность,  взаимосвязь работы над различными сторонами речи,  мотивация речевой деятельности,  наглядность,  систематичность и последовательность в обучении,  воспитывающий характер обучения, индивидуальный и дифференцированный подход.

    Также как и при проведении любого занятия требуется выполнить предварительную работу:

    - просмотр мультфильма ;

    - подготовка дидактического и демонстрационного материала (картинок с изображением героев мультфильма, опорных картинок); 

    - раскадровка (подготовка картинок по сюжету мультфильма).

    Структура занятия по анализу мультфильма состоит из подготовительной части, основной и заключительной.

     1. Подготовительная часть. (формирование интереса у детей и создание положительного эмоционального настроя на выполнение заданий и упражнений). Сообщение темы занятия, просмотр мультфильма.

    2. Основная часть. Выполнение игр и упражнений, проведение физкультминутки. Беседа по содержанию мультфильма, составление рассказов.

    3. Заключительная часть. Обмен впечатлениями. Педагог анализирует высказывания детей, подводит итог занятия, оценивает работу каждого ребенка.

    Вступительное слово воспитателя начинается со чтения стихотворения, загадки по теме мультфильма или уже знакомой песенки, по которой дети часто узнают мультфильм. Дальнейшая  беседа содержит прямые вопросы, например: «Какие грибы жили в лесу?»; вопросы на установление причинно-следственных связей: «Как получилось, что барсучонок ничего не умел, а потом всему научился?», «Почему звери не смогли узнать лиса?»; вопросы на определение времени действия: «Ребята, как вы догадались, что это зима? Какие приметы зимы вы увидели в мультфильме?»; вопросы, побуждающие к сравнению: «Похожи ли по поведению бельчата друг на друга?».  Объяснение, например: «Вы поняли, что испечь пирог очень трудно: нужно сначала посеять пшеницу, вырастить и собрать урожай, перемолоть зерна в муку, замесить тесто, и только потом можно испечь пирог».

    В основной части детей нужно учить составлять: простое описание предмета по плану-схеме, повествовательный рассказ по кадрам мультфильма, рассказ по теме с придумыванием конца рассказа. Воспитатель должен продумать вопросы, которые побуждали бы детей рассуждать, подбирать нужные слова, выстраивать и давать полный ответ, например: «Когда и что посадил Медвежонок, чтобы выросла бочка?» ( Дети: Весной Медвежонок посадил желудь, чтобы выросла бочка»,  «Чтобы помирить друзей, в кого  превратилась бочка – лошадка?» ( Дети: Бочка – лошадка превратилась в прекрасную лошадь, чтобы друзья никогда не ссорились). (м/ф «Удивительная бочка»)

     Рассматривание предметных и сюжетных картинок (слайдов): «Рассмотрите внимательно два рисунка: каким был Гадкий утенок в начале мультфильма? Каким он стал в конце?» (м/ф «Гадкий утенок»)

    Поиск лишних слайдов (м/ф «Пирожок»)

    Также в основной части занятия должны присутствовать  игры и упражнения на формирование у детей способности образовывать от имен существительных имена прилагательные в целях обогащения словарного запаса.  Например,  дупло белки – беличье; нора барсука – барсучья; хвост волка – волчий; уши медведя – медвежьи; лапы зайца – заячьи; нора лисы – лисья.

    - На формирование умения конструировать простое предложение. Обучение употреблению предложно-падежных конструкций. Педагог сообщает детям, что зайчонок рассказывал папе и маме барсучонка об их приключениях, но что-то напутал. Предлагает детям найти ошибки и исправить их. Упражнение «Путаница».

    Игра «Угадай-ка»

    -На закрепление навыков составления описания животного по плану. Педагог загадывает детям животное из просмотренного мультфильма по следующему плану: место обитания, внешний вид, чем питается. Дети должны угадать. Далее просит одного ребенка загадать по тому же плану другое животное, остальные отгадывают. Например, 

     Это животное живет в норе. У него серый мех с белыми полосками. У него сильные лапы, которыми он роет себе нору. У него хороший нюх. Оно питается жуками. (Барсук.)

     «Скажи наоборот»

    - На формирование умения строить сложное предложение. Обогащение словаря детей. Например,

     У росомахи шерсть длинная, а у лисы короткая. 

     У лисы мордочка узкая, а у росомахи широкая.

      Лиса хитрая, а росомаха доверчивая. 

     Лиса злая, а росомаха добрая. 

     Дятел умный, а росомаха глупая.

    «Покажи то, что я скажу»

    - На закрепление простых предлогов в речи. Педагог просит ребенка показать на картинке:

    волк стоит около дерева рядом с лисом;

    ежик стоит на пеньке;

     лис сидит под лавкой. И т.д.

    Задача заключительная части состоит в формировании у детей самостоятельного связного речевого высказывания. Можно использовать следующее упражнение: педагог выкладывает по порядку карточки с кадрами из одного мультфильма. Ребенок вспоминает мультфильм и рассказывает сюжет. После этого его просят закрыть глаза и меняют местами две любые карточки. Ребенок должен догадаться, что изменилось, и указать на ошибку. Также можно использовать игру «Домино» по теме «Любимые мультфильмы», драматизацию части сюжета мультфильма, составление рассказа от лица героев мультфильма, воспроизведение поз и мимики героев или пересказ мультфильма с заменой или добавлением действующих лиц.

    Литература.

    1. Бурухина А.Ф. Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми // Воспитатель ДОУ. 2012. № 10.
    2. Гуськова А.А. Мультфильмы в детском саду: Логопедические занятия по лексическим темам для детей 5–7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010.
    3.  Заглада Л. Дети и мультипликация // Мир семьи. 2005. № 11.
    4.  Сперанская Г.Л., Ледник И.А. Развитие речи дошкольников с использованием сюжетной видеозаписи. СПб: Речь, 2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект из опыта работы непрерывной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей 3-4 лет на тему «Волшебница Осень»

    Конспект из опыта работы непрерываной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей 3-4 лет на тему «Волшебница Осень»...

    Описание опыта работы по теме «Роль сказки в речевом развитии детей»

    Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Роль сказки в речевом развитии детей»...

    Представление опыта работы «Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с темой самообразования»

    В соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности в своей практике я применяю различные инновационные технологии. Наиболее эффективными...

    Выступление (из опыта работы) на тему «Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников».

    Цель выступления:  Повысить компетентность  педагогов  в направлении – проектная деятельность в речевом развитии дошкольников, а именно с помощью художественной литературы....