Проект по развитию речи "Речь и игра вместе всегда"
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Гладышева Олеся Юрьевна

Долгосрочный проект по развитию речи (первая младшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_rechi.docx832.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 «Тополек»

ПРОЕКТ

игровой

«Речь и игра рядом всегда»

Первая младшая группа

G:\DCIM\105___04\IMG_0574.JPG

Воспитатели:

Гладышева Олеся Юрьевна,

Кобзева Валентина Владимировна

г. Бердск, 2014

Цель проекта:

  • развитие речи детей через игровую деятельность детей.

Задачи проекта:

  • создать игровую среду, способствующую развитию и обогащению словарного запаса детей;
  • формировать потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством игры;
  • развивать игровые и познавательные способности детей.

Актуальность

Игра в этом возрасте является основным видом деятельности ребенка. Она оказывает многогранное действие на психическое развитие ребенка. В игре ребенок овладевает новыми знаниями и умениями, только в игре усваиваются правила речевого общения.

Игра способствует развитию речи как средство общения.

Вид проекта:

Игровой.

Продолжительность: долгосрочный

февраль-март.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители.

Предполагаемый результат:

Проект поможет расширить и обогатить словарный запас детей, развить диалогическую речь через сотрудничество и игру между детьми.

1 этап – подготовительный

  • Разработка целей, задач проекта;
  • Сбор и анализ литературы;
  • Обращения к специалистам;
  • Пополнение дидактических пособий по развитию речи.
  • подборка стихов, потешек, способствующих расширению словарного запаса детей, правильному развитию речи.

2 этап – основной

  • Проведение дидактических игр:

- настольно-печатные игры: «Картинки-половинки» («Фрукты», «Овощи», «Дикие животные», «Мой дом»),

- игры на развитие мелкой моторики: шнуровка «Зашнуруй сапожок», «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Собери кубик», лабиринт «Жираф»;

- игры на восприятие величины: «Какая матрешка больше?», «Большой, поменьше, самый маленький», «Большой или маленький»;

- игры на развитие цветового восприятия: игра «Волшебный мешочек», «Рыбалка», «Воздушные шары», «Что бывает такого же цвета?»;

  • Пальчиковые игры: «Сорока-сорока», «Моя семья», «Сидит белка на тележке», «Оладушки», «Мы капустку рубим», «Мы делили апельсин».
  • Чтение художественной литературы:

- рассказывание русских народных сказок;

- чтение и разучивание потешек, стихотворений.

  • Театрализованная деятельность («Колобок»);
  • Художественное творчество:

- рисование: узор на тарелочке, мячики для котенка, ползущий червячок, бублик для щенка; морские волны.

-  лепка: блюдце для котенка, пряники для зайчика, печенье для щенка, ягоды для снегиря.  

  • Подвижные игры со словом в совместной деятельности для развития речи: «Зайка серенький сидит», «Шла коза по лесу», «Гуси-гуси», «Собака и птички», «У медведя во бору».
  • папка-передвижка для родителей «Важная роль игры в развитии речи ребенка»;
  • консультация для родителей «Значение игры в развитии речи ребенка»;

3 этап – заключительный

Продукт проектной деятельности:

  • театрализация сказки «Репка»;
  • фотовыставка «Мы играем»;
  • выставка рисунков и поделок из пластилина;
  • создание картотеки игр по развитию речи;

Приложение № 1

Картотека игр

по развитию речи

  1. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – это общепринятое название на развитие мелкой моторики у детей. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а ее развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, а в частности речевых центров. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а также творческих способностей.

Примеры пальчиковых игр:

  • «Сорока»

Сорока, сорока,

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

«Ты дров не рубил,

Ты воды не носил,

Ты печь не топил.

Ничего не получил».

  • «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка»,

Этот пальчик – бабушка»,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик буду – я,

Вот и вся моя семья!

  • «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продает свои орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

  • «Оладушки»

Бабушка, бабушка,

Испекла бабка оладушки.

Один Машеньке,

Один Ванечке…

(И т.д., перечисляя всех детей).

  • «Капустка»

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трем-трем,

Мы капустку жмем-жмем.

  • «Апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка… кожура.

Он сердит на нас, беда!

Разбегайся кто куда.

Указательным пальцем правой руки водить по ладони левой. Сгибать поочерёдно каждый палец, кроме мизинца. Сгибать и разгибать все пальцы в ритме потешки.

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.

На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки – поочередное сгибание пальчиков, начиная с большого.

Загибать поочередно пальчики на обеих руках.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.

На первые две строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук.

Затем поочередно загибать пальцы на правой руке. На восьмую строчку – развести руками. На девятую – погрозить пальчиком. На последнюю – имитировать бег по столу.

  1. Игры на развитие цветового восприятия:

  • Игра «Волшебный мешочек»

Дидактическая задача: научить детей различать предметы по форме и размерам.

Необходимое оборудование: мешочек, сшитый из плотной ткани, размером приблизительно 20 х 35 см, 8-10 кубиков разного цвета.

Ход игры (игра может проводиться как в группе, так и с одним ребенком). Дети по очереди подходят к ведущему и опускают руку в мешочек, не глядя в него. Затем каждый ребенок должен сказать, какого цвета его кубик.

  • Игра «Рыбалка»

Дидактическая задача: закрепление знаний  четырех цветов (красный, желтый, синий, зеленый), умения соотносить предметы по цвету.

Необходимое оборудование: фигурки рыбок четырех цветов, удочки с магнитом, ведра четырех цветов, коробка – «пруд для рыбок».

Ход игры: Игра используется во время свободной деятельности. В игре могут принимать участие сразу несколько детей. Они ловят рыбок с помощью удочки с магнитом, по очереди передавая ее друг другу, и раскладывают рыбок по ведеркам, соответствующим цвету рыбок. По окончании игры, когда все рыбки пойманы, дети «отпускают» всех рыбок обратно в «пруд».

  • Игра «Воздушные шары»

Дидактическая задача: учить подбирать одинаковые цвета, развивать восприятие цвета.

Игровые правила: правильно подобрать цвет воздушного шарика к цвету ниточки

Игровые действия: «привязать» воздушные шарики к ниткам соответствующего цвета

Ход игры:

Воспитатель объясняет ребёнку, что воздушные шарики надо «привязать» к ниткам подходящего цвета и показать, как это сделать. После этого можно дать ребёнку возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибся. 

  •  Игра «Что бывает такого же цвета?»

Дидактическая задача: соединять представление о цвете с представлением о реальных предметах; расширять знания детей о предметах, имеющих постоянный признак того или иного цвета.

Игровые правила: ребёнок называет предмет того или иного постоянного цвета,

если предмет назван верно — ребёнок получает карточку с его изображением.

Игровые действия: дети выбирают по одной карточке (основные, зелёный, чёрный, белый, оранжевый, коричневый цвета) и называют 2-3 предмета того же цвета, что и карточка.

Ход игры:

Воспитатель просит детей выбрать по одной карточке из предложенного набора.

После того, как дети выбрали и назвали цвет карточки, им предлагается назвать 2-3 предмета такого же цвета, как и цвет карточки. Воспитатель раздаёт детям картинки с изображениями правильно названных предметов. Если же предмет ребёнком назван неверно, то он не получает картинки. Когда все знакомые детям предметы данного цвета будут названы, дети раскладывают картинки и называют их изображения, например: «У меня лимон, подсолнух, яблоко, они жёлтого цвета».

Педагог напоминает детям о том, что некоторые предметы всегда бывают только одного цвета, например, огурец — зелёный, апельсин — оранжевый, снег — белый...

  • Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята»

Дидактическая задача: фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал: коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждую коробку помещают один элемент белой и шесть элементов желтой мозаики. Панель с отверстиями для размещения элементов мозаики.

Ход занятия: воспитатель начинает занятие с исполнения песенки «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, слова Т. Волгиной).

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки —

Желтые цыплятки.

Кокококо, кококо,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука.

Дождевого червяка.

Выпили водицы —

Полное корытце.

Воспитатель показывает детям белую мозаику и говорит: «Такого цвета у нас будет курочка». Демонстрируя элементы желтой мозаики, поясняет: «Такого цвета будут цыплятки». Взрослый вставляет в отверстия панели один элемент белой мозаики и еще раз поясняет, что курочка будет такого цвета. Затем помещает за курочкой один элемент желтой мозаики — цыпленка и предлагает кому-либо из детей подойти к его столу, найти еще одного цыпленка и разместить его на панели позади курочки. Если ребенок выполняет задание неуверенно, педагог помогает ему и просит найти еще цыпленка. Когда все цыплята будут найдены и размещены «гуськом» за курочкой, детям раздают индивидуальный материал для самостоятельного выполнения такого же задания. В течение занятия — это задание они могут выполнить дважды.

Если кто-либо из детей допускает ошибки при выполнении индивидуального задания, воспитатель может подсказать: «У тебя все цыплятки одинаковые? Разве такого цвета цыпленок?» и т. п.

Занятие длится 8—10 минут, проводится один раз.

  1. Игры на восприятие величины
  • Игра «Какая матрешка больше?»

Дидактическая задача: определять величину предметов, знакомиться с понятиями «большой-маленький».

Материал: матрешки разного размера.

Ход занятия: Воспитатель показывает две матрешки и говорит: «Эта большая матрешка, а это – маленькая!» Вместе с ребенком разбирает каждую матрешку и снова собирает. Затем разбирает большую матрешку и вкладывает в нее маленькую и закрывает. Игра повторяется с другой парой матрешек. После этого воспитатель ставит матрешек по порядку: маленькая, побольше, еще больше и самая большая. Воспитатель предлагает ребенку попробовать свои силы: разобрать и собрать каждую матрешку, а затем поместить маленькие матрешки внутри больших.

  • Игра «Большой, поменьше, самый маленький»

Дидактическая задача: выкладывать предметы в порядке возрастания или убывания, закреплять понятия «большой – маленький».

Материал: пирамидка (или набор формочек-вкладышей).

Ход занятия: Воспитатель снимает кольца с пирамидки и выкладывает их в порядке возрастания: от маленького кольца к большому. педагог показывает малышу: «Вот большое колечко, а это – маленькое!» Если ребенок уже умеет считать, то можно пересчитать вместе с ним все кольца.

        Воспитатель просит ребенка надеть все кольца на стержень обратно, а затем опять снимает их и раскладывает на поверхности в произвольном порядке. Снова выкладывает кольца в ряд, начиная с самого маленького. Спросите ребенка: «Где самое маленькое колечко? А где самое большое?»

  • Игра «Большой или маленький»

Дидактическая задача: различать геометрические фигуры разного размера, запоминать названия фигур.

Материал: два мяча разного размера или другие небольшие игрушки (кубики. кольца от пирамиды, машинки и т.д.), мешочек.

Ход занятия: Воспитатель складывает в мешочек игрушки разного размера. Затем малыш достает игрушки и говорит, какого они размера.

Приложение № 2

Картотека потешек

и стихов

  • Потешки при умывании

Закатаем рукава, Открываем кран – вода. Моем глазки моем щечки, Моем уши и ладошки. Посмотрите, крошки,       На свои ладошки.                       Ах, какие ладошки!            Чистые ладошки!

В ручейке вода струится, В речке плещется вода. Мы под краном будем мыться,

Без воды мы никуда.        Моем руки, моем лица     Мылом. щеткой и водой. Если ты не любишь мыться, эту песенку не пой.

Чистая водичка                  Умоет Саше личико,        Анечке – ладошки,           А  пальчики – Антошке.

Кто не моет руки с мылом                                От среды и до среды.      

  На мохнатом полотенце опечатаны следы.

Нам водичка – добрый друг,                                    Скажут люди все вокруг, Мы на руки все польем,   А потом играть пойдем.

Водичка серебристая        Струится из-под крана.   И мыло есть душистое,   Совсем как в нашей ванной.

Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу
Оба глаза!

Мойтесь, уши,
Мойся, шейка.
Шейка, мойся
Хорошенько!

Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!

(Э. Мошковская)

Волшебная водичка
На розовое личико,
Ручеек из сказки
На носик и на глазки,
Брызги из кадушки
На щечки и на ушки,
Дождичек из лейки
На лобик и на шейку.
Ливень с теплой тучки
На маленькие ручки.
Вот какой чистюля!
Целуй меня, мамуля!
(Г.Виеpу.) 

Приложение № 3

Важная роль игры в развитии речи ребенка

Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного овладения речью. Преимущественное развитие речи происходит во время ведущей деятельности, которой для детей, конечно, является игра.

Игры, применяющиеся при развитии речи, подразделяются на несколько видов: сюжетно-ролевые, строительные, на бытовые темы и театрализованные. Так же существуют разнообразные подвижные игры. Например, игры, которые используют на прогулке – при помощи считалки дети выбирают водящего или несколько раз повторяют четверостишия. Именно благодаря лингвистическим играм у детей происходит формирование культуры общения и речи: правильность постановки ударений в словах, чёткость произношения, способность правильно формулировать предложения и свою мысль в целом.

Некоторые родители недооценивают роль игры в развитии речи, особенно в младенческом возрасте ребенка. И это приводит к тому, что в дальнейшем дети не могут чётко изложить своё желание или мысль. А ведь процесс развития речи напрямую связан с интеллектуальным развитием ребенка. Если родители думают, что «подрастет и сам научится», то они глубоко ошибаются. Ведь основы правильной речи и словарный запас не может формироваться самостоятельно.

На самом же деле процесс развития речи вплотную связано с развитием мозга, который протекает наиболее интенсивно в первые три года. Само по себе развитие мозга заложено природой, но если не создать условия для правильного развития речи ребенка, то психоэмоциональное и интеллектуальное развитие будет с каждым годом отставать от нормы.

Исследования доказали, что лишь посредством речи происходит развитие: памяти, внимания, воображения и логических способностей. Таким образом, роль развития речи огромна и в ее основе лежит игра и общение ребенка со взрослым человеком.

Начиная с 1 года с малышами  можно заниматься с помощью звуковых игрушек. Спрятать игрушку за спину и издать ею звук – ребенок станет искать предмет, издающий звук. Это формирует сосредоточенность и активность.

Пальчиковые игры очень важны в развитии речи ребенка. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребёнка, стимулирует творческие способности, фантазию и речь. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития малыша могут быть, например, такие игры с пальчиками: «Моя семья», «Куличики», «Капуста», «Жук», «Краб», «Осы», «Теремок», «Коза», «Стирка», «Сорока-белобока», «Дождик», «Рыбки», «Осы», «Гусь», «Дом» и др.

И помните, что развитие речи идет непосредственно при живом общении. Радио или мультики по телевизору не стимулируют её развития. Поэтому заменять чем – либо общение со взрослыми и развивающие игры не стоит.

После трех лет роль игр в развитии речи остаётся актуальной. С ребенком можно начинать играть в дидактические игры, которые стимулируют развитие речи. Например, методом подбора искать противоположные по смыслу слова - «глубокий – мелкий». Рассматривая картинки, попросить малыша рассказать о том, что нарисовано на ней, а потом придумать историю о тех персонажах, которые на ней изображены. После и на прогулке расспрашивайте ребенка – где он был, кого видел, что делал. Это формирует связную речь и память, а также учит внимательности.

Для того чтобы выработать умение произносить слова правильно ребенку могут помочь различные сюжетно-ролевые игры. Такие игры позволят овладеть ребенку новым объемом знаний, проявить самодеятельность и творческую активность, в игровой форме решить умственные задачи, что поможет преодолеть трудности со связной речью. Такое развитие речи через игру дает участникам возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, понарошку и неоднократно проигрывать их в своём вымышленном мире, выработать активное отношение к жизни, дает целеустремлённость в выполнении поставленной цели и в итоге помогает становлению связной речи.
По мнению педагогов роль игры в развитии речи занимает важное место еще и потому, что
игра – это не только развлечение, а и творческий труд ребенка, это то с чего он начинает свою жизнь. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.

http://www.sad71.net.ua/images/0_ba15c_4c229ceb_XL.png

Список использованной литературы

  1. Бондаренко А.К.  «Дидактические игры в детском саду».
  2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 1988.
  3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. (пособие для воспитателя детского сада). Под ред. Л.А. Венгера. М., «Просвещение», 1973.
  4. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М., «Просвещение», 1983.
  5. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. / Популярное пособие для родителей и педагогов. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутянина, Н.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – Ярославль: академия развития. 2007.
  6. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие. Под ред. И.В. Петровой. М., «ТЦ Сфера». 2012.
  7. Теплякова О.Н. развивающие игры. – М.: Издательство Оникс; СПб.: издательство «Литература», 2008.
  8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада/Под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: «Просвещение», 1981.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию двигательной активности ʺИграем вместеʺ

Оптимизация двигательной активности, как одно из условий физического развития детей дошкольного возраста. В проекте представлен тематический план....

"Спорт и игра - вместе всегда!"

Брощюра для родителей...

Игры по развитию речи детей "Играем вместе" с 12.05.-17.05.2020г.

Лексическая тема "Моя семья" Программа "Мозаика"Моя семья. Мои любимые занятия. (младшая группа)Моя семья. Любимые занятия папы и мамы. (средняя группа)Моя семья. Отдых на природе....

Речевые игры на развитие связной речи "Играем вместе с ребёнком"

Цель: предложить родителям речевой материал, для словесных игр в домашних услових, позволяющий развивать связную речь их детей....

«Речь, музыка и игра – вместе всегда»

с использованием методики Т.Н. Новиковой-Иванцовой....

Родительское собрание: «Значение игры в познавательном развитии ребенка. Учимся играть вместе с ребенком».

Сценарий родительского собрания: «Значение игры в познавательном развитии ребенка.  Учимся играть вместе с ребенком»....

ктп на тему недели "Речь и игра вместе всегда"

ктп на тему недели "Речь и игра вместе всегда"...