«Речь, музыка и игра – вместе всегда»
статья по логопедии

Голенко Татьяна Александровна

с использованием методики Т.Н. Новиковой-Иванцовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novikova-ivantsovat.docx22.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Речь, музыка и игра – вместе всегда» с использованием методики Т.Н. Новиковой-Иванцовой.

В последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. Наблюдая самостоятельную деятельность детей, прогулки, проводя диагностику по речевому развитию детей, выявилось, что большое количество воспитанников имеют нарушения в звукопроизношении, в лексическом и грамматическом строе речи. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей, что, так или иначе, сказывается на их развитии.

Речевые недoстатки, закрепившись в детстве, с бoльшим трудом преoдoлеваются в последующие годы. Хoрoшо развитая речь детей является oдним из главных показателей готовности к обучению в школе. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, объединяет и обобщает их результаты. По существу речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность». Детский сад ставит перед собой задачу соблюдения приемственности между начальной школой и детским  садом и на этапе завершения дошкольного образования стремиться к целевым ориентирам по овладению устной речью воспитанников ,умение выражать свои мысли и желания использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний ,строить речевые высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах тем самым складывать предпосылки грамотности у ребенка  ,поэтому я поставила перед собой цель сделать упор на развитие речи своих воспитанников. В развитие речи можно подключить множество различных технологий, будь то игра, сочинение сказок или загадок ,скороговорки, логоритмика , упражнения на дыхание и т.д

Особый интерес у меня вызвала методика Заслуженного учителя России,  практикующего логопеда высшей категории г. Москва Новиковой-Иванцовой Тамары Никифоровны «От слова к фразе».

Данная методика не просто позволяет «включить» речевой аппарат неговорящим детям, но также помогает  в работе с детьми, владеющими речевым навыком, но испытывающими затруднения в овладении слоговой структурой слов, темпо-ритмической стороной речи, работой голосом, а также произношением звуков.

Методика построена по онтогенетическому принципу речи: от крика к гулению, от гуления к лепету , от лепета к речи. Ребенок обязательно должен пройти все эти этапы, так как они  являются фундаментом развития речи. Если какой-то этап «выпадает», то его необходимо восстановить, иначе ребенок так и не заговорит. Методика Новиковой - Иванцовой помогает малышам заново пройти этапы гуления и лепета, освоить и усовершенствовать слоговую структуру слова.

В 1,5-2 года ребенок постепенно начинает произносить краткие фразы. Если во время формирования одного из вышеперечисленных этапов произошло какое-то нарушение, то деформируется вся система речи, у ребенка появляются затруднения, беспокоящие родителей.  Очень важно восстановить все этапы, как раз в этом направлении работает методика Новиковой-Иванцовой.  В процессе восстановления речевого развития дети пропевают гласные и согласные, что соответствует этапу гуления; затем произносят слоги –  это этап лепета, а потом результат закрепляется с помощью двухсложных слов и фраз. Перед пропеванием звуков детям показывают карточки, которые  знакомят ребенка со звуком и помогают создать привычную среду детей-игровую ситуацию. Так же дается мелодия ,которая сопровождает данное упражнение взятая так же из методики Новиковой-Иванцовой. Помимо пропевания  определенных звуков мной добавлено пропевание  попевок, которые  соединяются с логоритмикой.

У Тамары Никифоровны большое количество упражнений по данной методике, но сейчас мне хотелось бы рассказать о приеме «Волшебные кнопочки» и о некоторых своих доработках.

«Волшебные кнопочки», упражнение направлено на вызов ответной голосовой реакции. Разноцветные кружочки-кнопочки «нажимаются» указательным пальцем, при этом звук произносится только один раз. В этот прием я внесла некоторые изменения ,немного усложнив ее для детей более старшего возраста. Назвала ее «Звуковой светофор»  (красная кнопочка означает просто прохлопывание ритма без звука(как ранее говорилось, что логоритмика тоже играет роль в развитии речи. Ритм берется той мелодии под которую мы пропевали звуки), желтая кнопочка будет означать пропевание пройденного звука, зеленая пропевание и прохлопывание звука одновременно (модель цветовой игры с подписанными действиями).Перед началом игры с ребенком обсуждается цветовая гамма кнопочек ,воспитатель следит за тем ,чтобы ребенок давал развернутый ответ.

После данной игры можно предложить ребенку называть слова вначале которого будет изученный звук, а затем словосочетание с предложенным словом.

Для совершенствования синтаксической стороны речи важно перед процессом проигрывания создавать такие ситуации, в которых ребенок должен сам своим сверстникам рассказывать правила представленной игры.

«Волшебные кнопки», «Веселые ручки», «Замки» — это лишь часть приемов, которые предлагает освоить методика Новиковой - Иванцовой. Данные комплексы позволяют задействовать одновременно зрительную память и мелкую моторику, благодаря чему дети быстрее и проще овладевают слоговой структурой слов.

Также в свою работу я включаю  игровую методику развития речи с элементами логоритмики с предметом.

Как уже говорилось ранее самая привычная среда для развития ребенка - игровая. В игровом методе развития речи можно применить логоритмику с предметом. Очень часто на наших занятиях мы используем какие-либо предметы, это обусловлено тем, что когда ребенок двигается с предметами и в параллель проговаривает стихотворение или скороговорку  у него задействована вся кора головного мозга.

 Мне хотелось бы  поделиться простым упражнением с мячиком. Стандартно данное упражнение выполняется сидя на полу. Берется простое стихотворение: Вышли мышки на прогулку ,мышка с сыром, мышка с булкой. Дети сидят на полу, ножки раздвинуты и они из одной руки в другую катают мячик проговаривая это стихотворение . Далее идет более сложный элемент для дошкольника позволяющий развивать ребенку чувство мышечной силы: Мышь с корзинкой, мышь с сочком (ребенок отталкивает от себя мяч и пытается его поймать не поднимаясь с места) и далее упражнение продолжается чередованием перехвата мяча то за спиной, то перед грудью ребенка :мама мышка с рюкзачком. Ну и в конце перебрасывание мяча из руки в руку В рюкзачке проказница, балуется, дразнится. Следует отметить, что чем младше ребенок, тем больше должен быть мяч.

Благодаря этой работе, этим методикам ,ребенок на выпуске из д.с овладеет устной речью ,сможет выражать свои мысли и желания ,строить речевые высказывания в ситуации общения и с уверенностью начнет обучение в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию речи "Речь и игра рядом всегда"

Проект для работы с детьми 1 младшей группы....

Проект по развитию речи "Речь и игра вместе всегда"

Долгосрочный проект по развитию речи (первая младшая группа)...

"Спорт и игра - вместе всегда!"

Брощюра для родителей...

презентация проекта по развитию речи в 1 младшей группе "Речь и игра рядом всегда"

Презентация проекта по развитию речи в 1 младшей группе "Речь и игра  рядом всегда"...

ктп на тему недели "Речь и игра вместе всегда"

ктп на тему недели "Речь и игра вместе всегда"...