Главные вкладки

    «Детская журналистика как средство повышения познавательно-речевого развития дошкольников»
    статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    шаева ольга аркадьевна

    В данной статье рассказывается о работе детского сада по программе "Любознайка"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

          «Детская  журналистика как средство повышения познавательно-речевого развития дошкольников»

            

          В настоящее время речевое развитие детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Речь - это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти и информации.

         Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать её для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Самым сложным из всех речевых умений, которым ребёнок овладевает в дошкольном возрасте, является умение рассказывать.

         По результатам исследований педагогов-практиков, почти у 60% детей, поступающих в первый класс, часто встречаются определённые нарушения или отставания в речевом развитии, в том числе нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, низкий уровень сформированности связной речи, что может в дальнейшем стать причиной дисграфии, дислексии, снижении успеваемости.

         Именно в дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребёнком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного,  эстетического и нравственного воспитания детей. Развитие диалогической и устной  монологической речи закладывает основы успешного обучения в школе.

         Поэтому важной задачей развития речи в этот период является формирование речевой компетентности, т.е умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.

         Данная проблема актуальна и для нашего детского сада. Наше учреждение имеет приоритетное направление по познавательно-речевому развитию воспитанников, что ставит перед педагогическим коллективом задачи поиска оптимальных форм и методов развития и коррекции речи воспитанников.

         С этой целью разработана программа «Любознайка» для воспитанников 5-7 лет, которая способствует расширению словарного запаса, формированию связной речи, развитию коммуникативных навыков и творческого самовыражения.

          Цель данной программы: повышение речевого развития воспитанников старшего дошкольного возраста.

    В содержание программы входит:

    1. Проведение фронтальных занятий по лексическим темам. Занятия проходят  с детьми старшей и подготовительной группы с периодичностью 1 раз в неделю, длительностью 25-30 минут.

         На протяжении всего занятия осуществляется активизация и обогащение словарного запаса, совершенствуется диалогическая речь, дети вовлекаются в активный диалог, учатся отвечать и задавать вопросы.

         Кроме бесед на занятиях проводится большое количество лексико-грамматических игр и упражнений, осуществляется обыгрывание игровых ситуаций.

         Например:  при изучении темы «Посуда».

    Беседа: назначение посуды; из чего она сделана; где её хранят.

    Лексико-грамматические игры и упражнения: «Магазин», «Чего не хватает?», «составь предложение», «Где живут продукты?», «Чашка и блюдце», «Объясни слово», «Чего не бывает?»

    И заканчивается занятие составлением рассказа описания.

    По данному направлению у нас собрана картотека дидактических игр, которые мы можем  и используем на занятиях.

    После каждого занятия воспитанники получают дополнительные задания, для закрепления изученного материала самостоятельно, совместно с родителями (по желанию).

    1. Участие и роль семьи в речевом развитии ребёнка очень велико: все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны. Каждая речевая игра или упражнения, каждая беседа с ребёнком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. Для вовлечения родителей в этот процесс нами были разработаны  и внедрены Речевые дневнички. Выдаются они 1 раз 3 месяца.

         Всё содержание направлено на речевое развитие ребёнка во взаимодействии с родителями.

    Содержание дневничков:

    1. Читалочка.

    Предлагаются тексты художественной литературы  для чтения и обсуждения прочитанного.

    1. Объяснялочка.

    В данном разделе воспитанники должны подобрать прилагательные, синонимы и антонимы к словам, а также познакомиться и объяснить значение многозначных слов.

    1. Выучите с ребёнком.

    Предлагается выучить потешки, стишки и поговорки.

    1. Сочинялочка.

    Воспитанники должны сочинить рассказ на тему и отгадать загадки.

    1. Рисовалочка.

    Дошкольники должны нарисовать или разукрасить картинку.

    1. Так как художественная литература служит сильным, действенным средством умственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В нашем дошкольном учреждении была  открыта собственная  библиотека, в которой содержится большое количество книг художественной литературы и энциклопедий. Дошкольники могут с воспитателями читать книги не только в библиотеке, но и брать их домой для совместного чтения с родителями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

    В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

    Проектная деятельность – как средство формирования познавательно речевого развития дошкольников

    Доклад на тему: «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно речевого развития дошкольников»...

    статья на тему «Инновационная технология Thera-Band Baby как эффективное средство повышения уровня физического развития дошкольников 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата»

    Методического и информационного материала об использовании тренажёра Thera-Band в детских садах недостаточно. Нет разработанных технологий с использованием данного тренажёра. Однако производители...

    презентация на тему «Инновационная технология Thera-Band Baby как эффективное средство повышения уровня физического развития дошкольников 5-7 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата»

    презентация на тему: «Инновационная технология Thera-Band Baby  как эффективное средство повышения уровня  физического развития дошкольников 5-7 лет  с нарушением опорно-двигатель...

    ТРИЗ, как средство для познавательно-речевого развития дошкольников

    Детский возраст - период расцвета воображения и важный период для развития этого ценного качества. Именно воображение является одним из  основ  творческого человека.  А проявить себя в ...